Цахау, Фридрих Вильгельм
1663 - 1712
Назад
Фридрих Вильгельм Цахау (Friedrich Wilhelm Zachow) - Немецкий композитор и органист
Родился 13 ноября 1663 года, Лейпциг - умер 7 августа 1712 года, Галле.
Его помнят главным образом как учителя Генделя, но он важен и сам по себе как композитор церковных кантат и клавишной музыки. Дед Цахау по материнской линии и его отец были Штадтпфайферами. Вероятно, он учился в одной из позднейших школ Лейпцига, из которых наиболее вероятной является школа Томаса, в то время школа для детей бедняков. Вальтер заявил, что во время учебы в школе Захов получил основательное образование в игре на органе и в мастерстве Штадтпфайфера; его отец, вероятно, обучал его последнему, и, возможно, он был учеником органиста церкви Томаскирхе Герхарда Прейзензина, хотя и ненадолго, поскольку последний умер, когда Захову было 12 лет. восемь. В 1676 году семья переехала в Эйленбург, где он, возможно, посещал Николаевскую школу. Среди музыкантов, работавших тогда в Эйленбурге, были кантор Иоганн Шелле, которого в 1677 году сменил Базилиус Петриц, и композитор, поэт и городской органист Иоганн Хильдебранд, который, вероятно, был учителем Цахау. 11 августа 1684 года Цахау был назначен на желанную должность органиста в Мариенкирхе в Галле, где он оставался до конца своей жизни. Помимо игры на органе, в его обязанности входило руководство музыкальными представлениями, которые проходили каждое третье воскресенье в Мариенкирхе и для которых в его распоряжении были городской хор и инструменталисты. Дирижирование хоровым оркестром Галле "chorus musicus’ было связано с должностью органиста в Мариенкирхе. Захов стал выдающимся педагогом, и, помимо Генделя, среди его учеников были Готфрид Кирхгоф, И.Г. Кригер и И.Г. Зиглер. Сохранившиеся произведения Цахау - это случайная выборка из первоначально гораздо более обширного собрания; в современных описях приводятся названия еще 70 кантат и упоминаются несколько месс и массовых движений. Его кантаты варьируются от тех, что содержат библейские тексты в чистом виде в традициях "музыкального концерта", через различные переходные формы, до мадригальской кантаты периода Баха. Хоры (обычно состоящие из четырех частей, но иногда из пяти или даже шести) в основном представляют собой согласованные части, богатые контрастами, но также часто встречаются фуги и сочетания фугального и согласованного письма. Встречаются арии во всех современных формах: строфические песни, иногда варьирующиеся, с инструментальными ритурнелями, которые встречаются в нескольких ранних произведениях; сквозные арии и ариозо, очень выразительные и ориентированные на текст, которые часто дополняются повторяющимися строками, а в некоторых более поздних произведениях объединяются идентичными элементами. инструментальные прелюдии и постлюдии; и тип да капо, который в одном случае расширяется до рондо. Сольные ансамбли включают в себя интересную редкость – трио для бас-гитар Triumph, victoria. Цахау практически не использовал простые хоральные настройки; большинство его хоралов сопровождаются обобщенным аккомпанементом, а некоторые из них вводятся с помощью "воримитации". Настоящая речитативная семпличность встречается только в поздних произведениях, и сопровождаемый речитатив в основном перерастает в ариозо. Некоторые кантаты начинаются с великолепных инструментальных фрагментов, иногда многосекционных. Индивидуальное построение драматической троицкой кантаты "Руэ, Фриде, Фрейд и победа" (своего рода миниатюрной оратории на тему борьбы Давида с искусителем) трудно определить исторически; его можно рассматривать как принадлежащее к традиции так называемого actus musicus, в форме которого, как известно, были написаны произведения Цахау. Основная часть органных произведений Цахау основана на хоралах: прелюдии с твердой кантус в самом высоком или низком голосе, фуги, комбинированная форма, состоящая из свободной прелюдии и двух фуг, небольшой фантазии и двух партит. Наиболее важными из них являются хоральные фуги, которые показывают Цахау как важного предшественника И.С. Баха.
Ноты сочинений Фридриха Вильгельма Цахау на сайте библиотеки IMSLP