Зак, Ян
1699 - 1773
Назад
Zach, Jan
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Ян Зак был чешским композитором и органистом. Сын колёсного мастера, он отправился в Прагу в 1724 году и начал свою карьеру как скрипач в костёле Святого Галла и Святого Мартина. Позже он стал органистом в костёле Святого Мартина и, к 1737 году, в монастырском костёле Милосердных Братьев и миноритской капелле Святой Анны. В 1737 году Зак безуспешно участвовал в конкурсе на должность органиста в соборе Святого Вита. Около 1745 года он был в Аугсбурге, и 24 апреля 1745 года он был назначен капельмейстером при дворе князя-архиепископа Майнца. 4 октября того же года месса Зака была исполнена во Франкфурте на коронации императора Франца I. Зак посетил Италию в 1746 году, а осенью 1747 года провел около двух месяцев в Богемии. При майнцском дворе он был вовлечен в различные споры, вероятно, вызванные его эксцентричностью. Он был отстранен в 1750 году, а в 1756 году уволен. Он искал должности при дворе князя-архиепископа в Трире и позже в Кёльне и, по-видимому, провел остаток жизни в путешествиях, посещая различные дворы и монастыри. В январе 1773 года он был при дворе в Валлерштайне; четыре месяца спустя он умер в пути, в Эльвангене, и был похоронен в местной монастырской церкви Святого Вольфганга.
Ян Зак был сложной личностью как как человек, так и как художник: его музыкальное выражение варьируется от интровертной меланхолии до мощной живости, с интенсивной ритмической энергией. Его наследие включает как инструментальную, так и духовную музыку; оба жанра отражают стилистический переход от позднего барокко к предклассицизму. В его церковной музыке ретроспективная полифония и венецианский "смешанный стиль" сосуществуют с более гомофонным, концертным идиомом неаполитанской ориентации, часто пронизанным чешскими танцевальными ритмами. Его лучшие духовные произведения включают Реквием до минор, изобилующий мелодическим хроматизмом и стремящийся к драматической выразительности, "Стояла Мать Скорбящая" и Торжественную мессу. Симфонии и партиты Зака написаны для струнных, сольных или оркестровых, или для струнных и духовых. Национальный характер музыки Зака был отмечен уже в 1774 году М. Гербертом.
Духовная музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Яна Зака на сайте библиотеки IMSLP