Уорган, Джон
1724 - 1790
Назад
Джон Уорган (John Worgan) - Английский органист и композитор
Крещён 2 ноября 1724 года, Лондон - умер 24 августа 1790 года, Лондон.
Брат Джеймса Уоргана. Сначала он обучался музыке у своего брата, а затем учился у Томаса Розенгрейва и Франческо Джеминиани. Он специально изучал произведения Палестрины и Генделя. В 1748 году он получил кафедру органистики в Кембридже, а на следующий год стал органистом в церкви Сент-Мэри-Экс у Сент-Эндрю Андершафта в Лондоне. Он сменил своего брата на посту органиста в Воксхолл-Гарденс в 1751 году и в Сент-Ботольф-Олдгейт 11 мая 1753 года; 18 июня 1760 года он был избран органистом часовни Святого Иоанна на Бедфорд-роу. 1 сентября 1753 года он женился на Саре Маккелкан, ученице своего брата, и они жили по адресу: Бедфорд-роу, Милман-стрит, 7 (Лондонский справочник Мортимера за 1763 год неточно указывает адрес Уоргана как Сент-Джонс-сквер, Клеркенуэлл). Между 1754 и 1768 годами здесь родилось девять детей. Джон развелся с Сарой из-за супружеской измены в июне 1768 года и несколько лет спустя женился на Элеоноре (умерла в 1777 году), с которой у него было двое детей, Томас Дэнверс и Майкл (родился 17 ноября 1775 года). 12 июня 1779 года он женился на Марте Кук (умерла 11 мая 1812 года). Он умер в доме 22 по Гауэр-стрит (ныне 65). 13 октября 1906 года в Сент-Эндрюс-Андершафт был открыт мемориальный духовой шкаф (во время церемонии прозвучала песня Уоргана "Доброволец" в аранжировке К.У. Пирса). Розингрейв привил Джону Уоргану любовь к музыке Доменико Скарлатти, и в 1752 году Ворган получил лицензию сроком на 14 лет, которая позволяла ему единолично издавать несколько новых сонат Скарлатти; вторая лицензия была выдана в 1771 году. 15 апреля 1761 года Уорган дирижировал благотворительным концертом Элизабетты де Гамбарини в Большом концертном зале на Дин-стрит, на котором прозвучала опера Джеминиани "Зачарованный Форрест". Его назначение в Воксхолл продолжалось до конца сезона 1761 года, и он вернулся в 1770 году, где оставался до конца сезона 1773 года. За это время он опубликовал 14 сборников "Воксхоллских песен" и множество сборников с песнями, большинство из которых были довольно низкого качества. Его оратория "Ханна" была впервые исполнена в Королевском театре Хеймаркет 3 апреля 1764 года, а вторая оратория "Манассия" (ныне утраченная) была исполнена в часовне больницы Лок 30 апреля 1766 года. Свидетельства современников свидетельствуют о великолепии выступлений и импровизаций Уоргана на органе и клавесине, и он был востребован для выступления на открытии новых органов, в том числе в церкви Святой Марии в Ротерхите (29 сентября 1765 года), церкви Святого Мартина в Ладгейте (26 января 1766 года) и часовне приюта для престарелых. Девочки-сироты (25 ноября 1766 года). Он написал по меньшей мере три книги псалмов и гимнов для приюта. После получения степени магистра в Кембридже в 1775 году он практически отошел от общественной жизни, не считая своих обязанностей органиста. Многие считали музыку Уоргана старомодной (его сыновья, в частности Томас Дэнверс, возмущались отсутствием признания у своего отца). Он продолжал преподавать; двумя его учениками были Сэмюэл Джарвис и Чарльз Уэсли. За несколько лет до своей смерти он попытался организовать серию концертов spirituels у себя дома, но они оказались безуспешными. За исключением воксхоллских песен, мало что из музыки Воргана было опубликовано, а большинство рукописей утрачено. Некоторое представление о масштабах его творчества можно получить из книги Томаса Дэнверса Уоргана "Музыкальный реформатор" (стр. 64), где он цитирует "Оратории, гимны, концерты для органа и вольнослушателей, вокальную гармонию, сонаты", а также из анонимной статьи в ежеквартальном музыкальном журнале "Энд Ревью" 1823 года (хотя некоторые из перечисленных там работ принадлежат Джеймсу Уоргану. В программах "Воксхолла" за 1786 и 1787 годы указаны некоторые оркестровые произведения; однако, возможно, они были в репертуаре "Воксхолла" в течение нескольких лет и не могут быть точно датированы по этим исполнениям. Большая часть музыки Уоргана представляет собой несколько заученный стиль и восходит к барокко; органные пьесы, отобранные и опубликованные посмертно его сыном Джеймсом Уорганом, отражают типичный характер английских добровольцев 18-го века, с эффектами эха и мелодическими линиями ‘трубной мелодии’. После его смерти трактат о композиции остался незаконченным. Из восьми его сыновей трое активно занимались музыкой: Ричард Уорган, Джеймс Уорган и Томас Дэнверс Уорган; его второй сын, Джордж Бушир (или Бушье) Уорган (1757-1838), стал корабельным хирургом и в 1786 году посетил Австралию, взяв с собой с ним было его пианино, первое, которое было доставлено в Новый Южный Уэльс.
Ноты сочинений Джона Уоргана на сайте библиотеки IMSLP