Уайз, Майкл
1647 - 1687

Назад

Майкл Уайз (Michael Wise) - английский композитор

  • Родился в 1647 г. - Солсбери.
  • Умер 24 августа 1687 г. - Солсбери.

Он был одним из первых хористов Королевской капеллы после реставрации Карла II в 1660 году. В сентябре 1663 года он покинул хор из-за изменения голоса, а с 1665 по 1668 год был мирянином в часовне Святого Георгия в Виндзоре и Итонском колледже. 29 апреля 1668 года он был принят в качестве органиста, мирянина-викария и наставника хористов Солсберийского собора. В январе 1676 года он вернулся в Королевскую капеллу в качестве джентльмена, сохранив при этом свои должности в Солсбери. Когда после перерыва, вызванного лондонским пожаром, музыкальная деятельность собора Святого Павла вновь начала восстанавливаться, Уайз, по прямой рекомендации Якова II, в январе 1687 года был назначен раздатчиком милостыни и наставником хористов. Это, без сомнения, в конечном итоге привело бы к его отставке из Солсбери, но, похоже, он задержался там, поскольку Энтони Вуд записал, как несколько месяцев спустя "Ночной дозор в Солсбери ударил его по голове и убил за то, что он позволил им упрямиться" на соборе Святого Варфоломея. ночь 1687 года. Его преемник в Солсбери Питер Айзек был назначен 13 сентября 1687 года, а его преемник в соборе Святого Павла Джон Блоу - 19 сентября. Он был похоронен в церкви Святого Томаса в Солсбери. Жестокость смерти Уайза вполне соответствует его явно неловкой личности. В первые месяцы его пребывания в Солсбери между ним и одним из мирян-викариев возникли разногласия, и в 1674 году он выступил с огульным обвинением, которое не смог подтвердить, в том, что декан и капитул неправомерно растрачивали средства собора. С момента его назначения джентльменом Королевской капеллы обвинения в пренебрежении служебными обязанностями в Солсбери стали довольно распространенным явлением, хотя собор оплатил услуги заместителя органиста и заместителя инструктора хористов, в то время как Уайзу, в частности, из-за его мастерства и сочинений, было разрешено сохранить все свое жалованье. Во время епископского визита 1683 года против него были выдвинуты обвинения не только в халатности, но и в ненормативной лексике, пьянстве "и других излишествах в его жизни и разговорах". В Королевской часовне тоже возникли некоторые проблемы, поскольку на коронации Якова II в 1685 году он был отстранен от должности и не принимал в ней участия. В репертуаре Уайза лишь небольшое количество светской музыки и совсем нет инструментальной. Его значимость заключается исключительно в его церковной музыке. Известно, что к 1676 году в репертуаре Королевской капеллы были служба и 11 гимнов, написанных им, но, несмотря на утверждения об обратном, нет ни одного его сочинения, которое было бы характерно для королевского гимна капеллы того периода со струнными симфониями и ритурнелями. Это, без сомнения, связано с тем, что его профессиональная жизнь в основном протекала в провинции, и он не занимал придворной должности композитора. И, в отличие от Блоу, он не придерживался античного стиля, а также современной манеры исполнения. Его стихотворные гимны для органа обладают ярко выраженной индивидуальностью. В гораздо большей степени, чем его современники из Королевской капеллы, он писал для дискантового голоса, как в одиночку, так и в ансамблях сольных голосов, нередко в дуэтах с басом. Его стихотворные отрывки, несмотря на выразительность слов и истинное чувство акцента, по-настоящему мелодичны в построении фраз и редко ограничиваются просто декламационными приемами. Его патетические и выразительные качества значительны, и он также способен на большое обаяние. Однако иногда простота его стиля лишает его музыку характера, и он не единственный среди английских церковных композиторов, кто относительно неудачно пишет ликующие тексты. Гимн "Открой мне врата праведности" и "Вечерняя служба ре минор" можно считать его лучшими произведениями.

Ноты сочинений Майкла Уайза на сайте библиотеки IMSLP