Уилсон, Джон
1595 - 1674
Назад
Джон Уилсон (John Wilson) - Английский композитор, лютнист и певец
Родился 5 апреля 1595 года, Фейвершем, графство Кент - умер 22 февраля 1674 года, Вестминстер, Лондон.
Вероятно, он был вовлечен в музыкальную жизнь двора и лондонского театра с раннего детства, по-видимому, с 1614 года. Есть его песни для "Маски цветов" и "Валентиниана", обе из которых датируются этим годом, и он был связан со слугами короля: его песни сохранились для пьес, поставленных ими между 1614 и 1629 годами. Учитывая эту ассоциацию, кажется вероятным, что он действительно тот самый "Джек Уилсон", о котором упоминается в издании "Много шума из ничего" 1623 года, несмотря на то, что это предположение было встречено прохладно с тех пор, как оно было сделано в 1846 году (необязательно, чтобы оно относилось к первому представлению пьесы в 1604 году, но оно было сделано в 1846 году). к какому-то спектаклю до 1623 года). 21 октября 1622 года виконт Мандевилл порекомендовал Уилсона лорд-мэру Лондона в качестве одного из "Городских слуг по вопросам музыки и вокала" и должным образом назначил городским камердинером, должность, которую он все еще занимал в 1641 году. В 1635 году он поступил в Королевскую музыкальную школу лютни и вокала за 20 фунтов стерлингов в год при обычной годовой зарплате в 16 фунтов 2 шиллинга 6 пенсов. Двор переехал в Оксфорд во время гражданской войны в 1642 году, и 10 марта 1644 года Уилсон окончил магистратуру в университете. Два года спустя гарнизон сдался, и он покинул город, чтобы укрыться неподалеку, в доме сэра Уильяма Уолтера из Сарсдена, графство Черчилль; он оставался там до 1656 года, когда его назначили профессором музыки в университете. Его незаурядная личность оставила заметный след на оксфордской сцене, особенно на музыкальных встречах и тому подобном. В своей автобиографии Энтони Вуд часто упоминал о нем, называя его "лучшим игроком на лютне во всей Англии’. С ним связано множество забавных анекдотов: на его портрете, висящем на стенде музыкального факультета Оксфорда, он изображен крепким, румяным мужчиной и, несомненно, "великим шутником’. "Веселые песни, или баллады" Уилсона провозглашают себя "первым (насколько мы понимаем) изданием музыкальной литературы, которое когда-либо выходило в Оксфорде". В 1661 году он оставил профессорскую должность в пользу своего друга Эдварда Лоу (который сделал рукописные копии многих песен Уилсона) и был вновь назначен в Королевский музыкальный колледж. Он сменил Генри Лоуза на посту джентльмена Королевской капеллы после смерти последнего в 1662 году. Из-за его преклонного возраста обе должности, должно быть, все больше становились синекурами, хотя это не помешало ему заключить второй брак ‘ с Энн Пенниалл 31 января 1670/71 года в Вестминстерском аббатстве. В возрасте 66 лет" (упоминание дочери в его завещании указывает на более ранний брак). Он был похоронен в галереях Вестминстерского аббатства; надпись (ныне вырезанная заново) на надгробии гласит: "Джон Уилсон/Умер здесь в мюзикле/ Похоронен 22 февраля 1673 года [ = 1674]/ В возрасте 78 лет/ 10 месяцев и 17 дней’. Наиболее важными произведениями Уилсона являются его песни; 226 из них сохранились в рукописи (GB-Ob Mus.B.1, датированной 1656 годом), которая в основном написана рукой Эдварда Лоу и включает 30 переложений латинских стихов Горация и других авторов. Были определены песни для следующих пьес, хотя некоторые даты сомнительны: Фрэнсис Бомонт и Джон Флетчер: "Валентиниан" (с1614); Томас Миддлтон: "Ведьма" (с1616).; Флетчер: "Безумный любовник" (1616), "Королева Коринфа" (1617), "Кровавый брат" (?1617), "Верный подданный" (1618), "Мольбы женщин" (1620), "Неверный" (1620), "Пилигрим" (1621), "Погоня за диким гусем" (1621), " "Испанский священник" (1622) и "Лекарство от любви" (1625); Джон Форд "Меланхолия влюбленных" (1628); Ричард Бром "Куст нищего" (1622) и "Северный Лассе" (1629). Он также положил на музыку четыре песни из оперы Уильяма Кавендиша "Варьете", поставленной "Людьми короля" в театре Блэкфрайарз в 1639-1642 годах, и произведения из антологии рыцарских стихов Томаса Джордана (GB-NO). Многие песни, напечатанные в "Веселых песнях" или "балладах", отличаются грубоватой мелодичностью, что придает им популярный характер: хорошим примером является "In a maiden time" (на слова из "Ведьмы" Миддлтона; MB, xxxiii, 1971). Более утонченными по стилю и напоминающими более легкие песни для лютни являются песни, подобные "In a season all unpressed" (MB, xxxiii, 1971). Его декламационный стиль часто неуклюж и не отражает чувствительности Генри Лоуза. Несмотря на это, есть успехи, особенно среди песен, лежащих между крайностями мелодичной баллады и доктринерской декламации, например, Take, O, take those lips away (MB, xxxiii, 1971). Псалмы из "Каролинского псалтыря" (опубликованы в 1657 году и переизданы сразу после реставрации, в 1660 году) сопоставимы по стилю с избранными псалмами Генри и Уильяма Лоузов (1648) и девизами Уолтера Портера (1657), которые по сути являются религиозной музыкой. Более интересны его пьесы для лютни на 12 ладов (или теорбо; Ob.Mus.B.1), которые по своей природе являются прелюдиями, написанными во всех мажорных и минорных тональностях.
Ноты сочинений Джона Уилсона на сайте библиотеки IMSLP