Уайлдерер, Иоганн Хуго фон
1670/71 - 1724
Назад
Иоганн Хуго фон Уайлдерер (Johann Hugo von Wilderer) - Немецкий композитор
Родился в 1670 или 1671 году, Бавария - умер 7 июня 1724 года, Мангейм.
Он был важной фигурой при дворах Дюссельдорфа, Гейдельберга и Мангейма. В 1692 году он был придворным органистом церкви Святого Андрея в Дюссельдорфе. Документ, подготовленный Джорджо Марией Раппарини ко дню рождения курфюрста Иоганна Вильгельма в 1709 году и озаглавленный "Портрет светлейшего монсеньора пфальцграфа", содержит биографические очерки пяти наиболее выдающихся музыкантов придворной капеллы (см. Croll). Раппарини свидетельствовал о баварском происхождении Уайлдерера и его учебе у знаменитого итальянского музыканта ‘Негрентиуса’, то есть Джованни Легренци. Однако не было найдено никаких свидетельств того, когда Уайлдерер мог оказаться в Венеции. В 1696 году Вильдерер уже был вице-капельмейстером при дворе Дюссельдорфа, а в 1703 году его повысили до придворного капельмейстера. 11 марта 1698 года он женился на Марии Ламбертине Дамен, и она родила ему девятерых детей. Оперы Вильдерера были написаны в основном для двора Дюссельдорфа в период с 1695 по 1713 год. В 1716 году курфюрст Иоганн Вильгельм умер, и ему наследовал его брат Карл Филипп, который содержал двор в Инсбруке. Впоследствии он объединил музыкальные учреждения Инсбрука и Дюссельдорфа, сначала в Гейдельберге, а в 1720 году - в Мангейме, где взялся за строительство нового дворца. Эти объединенные коллективы под совместным руководством Вильдерера и Якоба Гребера из Инсбрука позже стали основой знаменитого оркестра "Мангеймской школы", щедро поддерживаемого курфюрстом Карлом Теодором. Вильдерер оставался активным в качестве капельмейстера и композитора до самой своей смерти. Его последним крупным произведением стала священная опера "Эсфирь", исполненная как оратория в Гейдельберге в 1723 году и как опера в Мангейме 17 марта 1724 года. Известность Вильдерера как композитора отчасти объясняется тем, что он случайно оказался на службе у князей-курфюрстов Дюссельдорфа-Мангейма. Музыкальная деятельность при этих дворах оказала влияние как на историю немецкой оперы конца XVII века, так и на ранние этапы музыкального развития, приведшие к появлению мангеймских композиторов раннего классического периода. При дюссельдорфском дворе собралось множество талантливых музыкантов, а они, в свою очередь, привлекли внимание многих выдающихся композиторов, таких как Стеффани, который поставил в Дюссельдорфе три свои оперы: "Арминио" (1707), "Тассилоне" (1709) и "Любовь к судьбе"/"Возвращение на небо" (1709). Гендель посещал двор в 1710, 1711 и 1719 годах. Дошедшие до нас оперы Уайлдерера демонстрируют очевидное сходство с венецианскими операми конца XVII века. Речитативы и арии обычно свободно сочетаются друг с другом, без резких контрастов драматической функции, характерных для опер конца XVIII века. В этих произведениях, как и в большинстве немецких опер того периода, также присутствуют элементы французской музыки, и часто появляются балеты, особенно в качестве заключительного акта (их музыка, а также отдельные оркестровые части, такие как увертюры, были написаны не Вильдерером, а придворным музыкантом Георгом Андреас Крафт). Арии в основном сопровождаются непрерывным аккомпанементом и в той или иной форме оформлены в стиле ABA, с выписанной секцией "Ля". Многие арии с инструментальным сопровождением демонстрируют колористическое использование сольных инструментов, что очень похоже на гамбургские оперы Рейнхарда Кайзера (подробное обсуждение смотрите у Штеффена). Среди небольшого числа духовных произведений Уайлдерера есть Missa brevis соль минор, сохранившаяся в замечательной копии, написанной рукой И.С. Баха. Вольф отметил важное сходство между Кирие из мессы си минор Баха и партитурой Уайлдерера.