Виднер, Иоганн Готлиб
1714 - 1783

Назад

Wiedner, Johann Gottlieb

Портрет композитора Иоганн Готлиб Виднер

  • Дата рождения: около 1714 года
  • Место рождения: Шверта, Верхняя Лужица (ныне Свеце, Польша) (предположительно)
  • Дата смерти: 17 ноября 1783 года
  • Место смерти: Лейпциг

Биография

Иоганн Готтлиб Виднер был немецким органистом и композитором. Предположительно, он учился у органиста и кантора, работавшего в Шверте с 1720 по 1753 год, Иоганна Кристофа Виднера, который, несомненно, был его родственником, если не отцом. Из гимназии в Циттау он поступил в Лейпцигский университет в 1739 году. Уже в 1741 году он помогал Иоганну Готтлибу Герлаху в Лейпциге, играя на скрипке и органе и привлекая певцов и музыкантов для Новой церкви. Он безуспешно участвовал в конкурсе на должность кантора в церкви Святого Фомы в 1755 году, но после смерти Герлаха стал органистом и директором музыки в Новой церкви в июле 1761 года. Виднер также был активен в других аспектах музыкальной жизни Лейпцига и играл на первой скрипке и солировал на клавесине в "Большом концерте" с 1746 года. Эрнст Людвиг Гербер хвалил его свободный, приятный мелодический дар. В кантатах часто встречаются более сильные моменты, например, в блестящей "Торжественной кантате" 1755 года, но та местная репутация композитора, которой пользовался Виднер, похоже, не пережила его самого. Список Роберта Айтнера может включать кантаты из библиотеки Готфрида Готтлиба Петри; к сожалению, ни одна из этих рукописей, музыка для Страстной пятницы или другие многочисленные вокальные и инструментальные произведения, которые предлагал издатель Брейткопф, не сохранились. Однако существуют две кантаты, концерт для флейты и один для гобоя, симфония в аранжировке для клавира Иоганна Адама Хиллера в "Собрании лучших симфоний" (том II, Лейпциг, 1761), и, согласно Курту Паульке, 16 кантат.

Творчество

Иоганн Готтлиб Виднер был заметной фигурой в музыкальной жизни Лейпцига середины XVIII века, продолжая традиции, заложенные Иоганном Себастьяном Бахом и его современниками. Его творчество, типичное для переходного периода от позднего барокко к раннему классицизму, характеризуется приятной мелодикой и ясной формой, что отмечали современники. Будучи практикующим музыкантом (органистом, скрипачом, клавесинистом), он создавал произведения, функциональные и отвечающие запросам городской музыкальной культуры. Хотя большая часть его наследия утрачена, сохранившиеся инструментальные концерты и упоминания о кантатах свидетельствуют о его продуктивности и владении популярными в его время жанрами. Его деятельность в "Большом концерте" — одном из предшественников публичных концертных организаций в Германии — подчеркивает его роль не только как церковного музыканта, но и как участника становления светской концертной жизни.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Торжественная кантата" ("Jubelkantate") (1755)
  • 16 кантат (по данным Курта Паульке)
  • Музыка для Страстной пятницы (утрачена)

Инструментальная музыка:

  • Концерт для флейты с оркестром
  • Концерт для гобоя с оркестром
  • Симфония (аранжирована для клавира Иоганном Адамом Хиллером)

Ноты сочинений Иоганна Готлиба Виднера на сайте библиотеки IMSLP