Видман, Эразмус
1572 - 1634

Назад

Эразмус Видман (Erasmus Widmann) - Немецкий композитор, органист, инструменталист, педагог и поэт

Родился 15 сентября 1572 года, Швебиш-Халль - умер 31 октября 1634 года, Ротенбург-об-дер-Таубер.

Видман происходил из хорошо образованной семьи. В 1580-х годах в поздней школе Швебиш-холла под руководством Йоханнеса Крузиуса (Johannes Crusius) давалась хорошая музыкальная подготовка, и юный Видманн "спел хороший дискант" и научился играть на органе, клавесине, лютне, цитре, виоле, флейте и тромбоне. 28 апреля 1589 года он поступил в Тюбингенский университет и в 1590 году сдал экзамены на степень бакалавра; в университете студенты могли изучать простое пение, нотную грамоту и полифонию. В следующий раз о Видмане заговорили как об органисте в Айзенерце, Штирия, в 1595 году, а с 1596 по 1598 год он занимал аналогичную должность в Граце. Он был лютеранином, но после заключения Аугсбургского мира (1555) в Австрии распространился протестантизм, и в 1570-х годах к нему даже относились терпимо. Однако в 1598 году по приказу герцога Фердинанда лютеранским священникам было дано две недели на то, чтобы уехать. Более того, в том же году Видманн едва не потерял свою должность из-за проблем с женщинами: две молодые женщины обвинили его в нарушении обещания, в то время как он заявил, что хочет жениться на третьей (12 июня он женился на Маргарет Этрайбер). Из-за репрессий против лютеран он вернулся в конце 1598 или начале 1599 года в Швебиш-холл, где стал кантором - должность, требующая как академического преподавания, так и музыкальной деятельности; как и на других его должностях, больше всего его интересовали музыкальные обязанности. В начале февраля 1602 года Видман стал прецептором и органистом при дворе графа Вольфганга фон Гогенлоэ в Вайкерсхайме. В одной из его рекомендаций говорилось, что он был "хорошим музыкантом и композитором, но довольно светским и в некотором роде денди". Его новые обязанности, помимо того, что он изучал гуманитарные науки, требовали опыта как в вокальной, так и в инструментальной музыке. В 1607 году герцог планировал расширить свою капеллу и освободил Видмана от академического преподавания. Видман представил почасовой график репетиций, преподавания музыки, сочинений, ремонта инструментов и сопутствующих мероприятий с 7 утра до 15 часов дня. шесть дней в неделю. Остальные часы должны были быть использованы "для изучения авторов, рассказов и комедий": Видман интересовался литературой и писал слова к своим светским произведениям. В 1610 году граф Вольфганг умер, и его преемник потребовал, чтобы Видманн возобновил академическое преподавание в дополнение к своим обязанностям капельмейстера и органиста. Он начал искать новую должность, и есть сообщения, что его преподавательская деятельность была неудовлетворительной. В августе 1613 года Видманн отправился в Ротенбург-на-Таубере в качестве прецептора и кантора, а на следующий год стал органистом Якобскирхе. И снова он надеялся посвятить себя исключительно музыкальной деятельности, но от него требовали преподавания других предметов. До 1627 года он был удостоен короны поэта, поскольку в "Либеллус антифоне" того же года он назвал себя "лауреатом". Страдания Тридцатилетней войны вдохновили его на написание "Священного писания суспирии" (1629), поскольку Ротенбург не избежал разрушительных последствий войны – осады, нехватки продовольствия и денег, болезней. Жена и дочь Видмана стали жертвами чумы, которая затем стала причиной его собственной смерти. У него остались сын Георг Фридрих и три другие дочери - Йоханна, Магдалина и Хелина Маргарета.

Музыка Видмана отличается особым разнообразием. Его светские песни, которые являются как полифоническими, так и гомофоническими, затрагивают темы, варьирующиеся от студенческой жизни и любви до классических мифов, а также содержат фрагменты нравоучительных текстов. В его духовных произведениях используются как немецкие, так и латинские тексты, как библейские отрывки, так и религиозная поэзия. Его инструментальные танцы являются важным переходом к сюите, а его канцоны помогли создать промежуточную, разнообразную стадию этого жанра. В "Libellus antiphona" он стремился создать версию какой–нибудь служебной музыки, которую было бы легче исполнять, потому что текст был написан с особым вниманием к естественному произношению - важной гуманистической цели того периода. Сохранилось около 140 светских произведений Видмана. "Музыкальный Куртцвейл", самая разнообразная коллекция, содержит любовные и застольные песни, а также нравоучительные и дидактические произведения. Появляется балет с припевом "фа-ля-ля" и аккордовой текстурой, в то время как другие песни заметно полифоничны. Видманн включил в издание 1623 года несколько монодических текстов. Musicalischer Studentenmuht демонстрирует сопоставимое разнообразие, а собственные тексты Видмана, основанные на мифах и истории, свидетельствуют о его классическом образовании. Хотя большая часть текста выдержана в консервативном стиле позднего Ренессанса, в других используются антифонные эффекты и драматическое разделение персонажей. Возможно, он написал этот сборник для своего сына Георга Фридриха (р. 8 марта 1603), который сменил его на посту органиста Якобскирхе в Ротенбурге; в нем представлены пять его произведений. Сборник "Псалмы и песни" включает произведения в традиционном ренессансном подражательном стиле как со слоговым, так и с более мелизматичным мелодическим письмом; есть также примеры антифонных текстур. Большинство коллекций Видмана описаны как подходящие для голосов и инструментов, а некоторые из них включают отдельные инструментальные произведения. Он также опубликовал один сборник исключительно для инструментов "Gantz neue Cantzon", "Intraden", "Balletten" и "Courranten", а также большое количество инструментальных пьес в "Musicalischer Tugendtspiegel". Его танцы, как и вокальные произведения, за редким исключением, модальны, и во многих из них оригинальные ритмы сохраняются достаточно четко, чтобы их можно было использовать в танцах. Канцоны, как правило, считаются лучшими инструментальными произведениями Видмана. Они написаны в новом стиле, который Преториус описывает как "свежий, радостный и быстрый". Хотя важность их первых тем и отсутствие ритурнелло и вариаций роднит их с более ранним, более полифоническим стилем, они современны по звучанию и гармонии. Как и другие его работы, они представляют собой микрокосм стиля позднего Ренессанса, смягченный тенденциями, характерными для нового времени.

Ноты сочинений Эразмуса Видмана на сайте библиотеки IMSLP