Видман, Эразмус
1572 - 1634
Назад
Widmann, Erasmus
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Немецкий композитор, органист, инструменталист, учитель и поэт. Видман происходил из образованной семьи. Латинская школа в Швебиш-Халле обеспечивала хорошую музыкальную подготовку в 1580-х годах под руководством Иоганна Крузиуса, и молодой Видман «хорошо пел дискант» там и научился играть на органе, клавесине, лютне, цитре, виоле, флейте и тромбоне. 28 апреля 1589 года он поступил в Тюбингенский университет и сдал экзамены на степень бакалавра в 1590 году; в университете студенты могли изучать григорианское пение, нотацию и полифонию. В следующий раз о Видмане слышно как об органисте в Айзенэрце, Штирия, в 1595 году, а с 1596 по 1598 год он занимал аналогичную должность в Граце. Он был лютеранином, но после Аугсбургского мира протестантизм распространился в Австрии, и в 1570-х годах его даже терпели. Однако в 1598 году по приказу герцога Фердинанда лютеранским священникам дали две недели на то, чтобы уехать. Более того, в том же году Видман чуть не потерял свою должность из-за проблем с женщинами: две молодые женщины обвинили его в нарушении обещания жениться, в то время как он заявлял о желании жениться на третьей (на Маргарете Ээтрайбер он женился 12 июня). Из-за действий против лютеран он вернулся в конце 1598 или начале 1599 года в Швебиш-Халль, где стал кантором, должность, требовавшая как академического преподавания, так и музыкальной деятельности; как и на других должностях, больше всего его интересовали музыкальные обязанности.
В начале февраля 1602 года Видман стал прецептором и органистом при дворе графа Вольфганга фон Гогенлоэ в Вайкерсхайме. В одной из его характеристик указывалось, что он «хороший музыкант и композитор, но довольно мирской и несколько щеголь». Его новые обязанности, будучи основанными на гуманистических исследованиях, требовали опыта как в вокальной, так и в инструментальной музыке. В 1607 году герцог планировал расширить свою капеллу и освободил Видмана от академического преподавания. Видман представил почасовой график репетиций, обучения музыке, сочинения музыки, ремонта инструментов и связанной с этим деятельности с 7 утра до 3 часов дня шесть дней в неделю. Остальные часы должны были использоваться «для изучения авторов, историй и комедий»: Видман интересовался литературой и сам писал тексты для своих светских произведений. В 1610 году граф Вольфганг умер, и его преемник потребовал от Видмана возобновить академическое преподавание в дополнение к продолжению обязанностей капельмейстера и органиста. Он начал искать новую должность, и есть сообщения о том, что его преподавание было неудовлетворительным.
В августе 1613 года Видман переехал в Ротенбург-об-дер-Таубер в качестве прецептора и кантора, а в следующем году стал органистом церкви Святого Иакова. Снова он надеялся посвятить себя исключительно музыкальной деятельности, но от него потребовали некоторого преподавания других предметов. До 1627 года ему была присуждена поэтическая корона, поскольку в "Маленькой книге антифон" того года он именует себя «увенчанным лавром». Страдания Тридцатилетней войны вдохновили его на создание "Вздохов благочестивых" (1629), поскольку Ротенбург не избежал ужасов войны — осады, нехватки еды и денег, болезней. Жена и дочь Видмана стали жертвами чумы, которая затем стала причиной его собственной смерти. После него остались сын, Георг Фридрих, и три другие дочери: Иоганна, Магдалина и Хелина Маргарета.
Музыка Видмана отличается значительным разнообразием. Его светские песни, как полифонические, так и гомофонные, затрагивают темы от студенческой жизни и любви до классических мифов, а также включают обработки назидательных текстов. Его духовные произведения используют как немецкие, так и латинские тексты, как библейские passages, так и духовную поэзию. Его инструментальные танцы являются важным переходом к сюите, а его канцоны способствовали утверждению промежуточной, разнообразной стадии развития жанра. В "Маленькой книге антифон" он стремился предоставить вариант некоторой богослужебной музыки, который было бы легче петь, потому что текст был положен с пристальным вниманием к естественному акценту — важная гуманистическая цель того периода.
Сохранилось около 140 светских произведений Видмана. Сборник "Музыкальное развлечение", самый разнообразный по содержанию, включает любовные и застольные песни, а также назидательные и дидактические сочинения. В нем присутствует балетто с его припевом «фа-ла-ла» и аккордовой фактурой, в то время как другие песни явно полифоничны. Видман включил некоторые элементы монодического письма в издание 1623 года. "Музыкальное студенческое настроение" показывает сопоставимое разнообразие, а собственные тексты Видмана, основанные на мифах и истории, раскрывают его классическое образование. Хотя большинство произведений в сборнике выдержано в консервативном стиле позднего Возрождения, в других используются антифонные эффекты и разделение персонажей драматическим образом. Возможно, он написал этот сборник для своего сына Георга Фридриха, который сменил его на посту органиста церкви Святого Иакова в Ротенбурге; в нем присутствуют пять пьес его сочинения. "Духовные псалмы и песни" включает произведения в привычном имитационном стиле Ренессанса как с силлабическим, так и с более мелизматическим мелодическим письмом; есть также примеры антифонной фактуры.
Большинство сборников Видмана описаны как подходящие для голосов и инструментов, и некоторые из них включают отдельные инструментальные пьесы. Он также опубликовал один сборник исключительно для инструментов "Совершенно новые канцоны, интрады, баллеты и куранты", а также большое количество инструментальных пьес в "Музыкальном зеркале добродетели". Его танцы, как и вокальные произведения, за немногими исключениями, модальны, и многие сохраняют оригинальные ритмы достаточно четко, чтобы их можно было использовать для танцев. Канцоны обычно считаются лучшими инструментальными произведениями Видмана. Они сочинены в новом стиле, описанном Преториусом как "свежий, радостный и быстрый". Хотя важность их первых тем и отсутствие ритурнели и вариаций связывает их с более ранним, полифоническим типом, они современны по звучанию и гармонии. Как и другие его работы, они предоставляют микрокосм стиля позднего Возрождения, смягченного тенденциями, типичными для новой эпохи.
Духовная музыка:
Светская музыка:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Эразмуса Видмана на сайте библиотеки IMSLP