Вернер, Грегор Йозеф
1693 - 1766

Назад

Werner, Gregor Joseph

  • Дата рождения: 28 января 1693 года
  • Место рождения: Иббс-на-Дунае, Австрия
  • Дата смерти: 3 марта 1766 года
  • Место смерти: Айзенштадт, Бургенланд, Австрия

Биография

Грегор Йозеф Вернер был австрийским композитором. С 1715 по 1716 год (или, возможно, до 1721 года) он был органистом в монастыре Мельк. Он женился в Вене (где, возможно, был учеником Иоганна Йозефа Фукса) 27 января 1727 года и переехал из Вены в Айзенштадт, чтобы занять должность капельмейстера при дворе Эстерхази 10 мая 1728 года. Как преемник на посту Венцеля Цивильхофера он получал жалованье в 400 гульденов в дополнение к 28 гульденам за жилье в год, которое было увеличено в 1738 году и, когда его сын присоединился к учреждению в качестве певца-альта, в 1740 году. Вернер также обучал некоторых музыкантов в Айзенштадте, включая Иоганна Новотного и С.Т. Кольбеля.

Согласно указу, изданному к 1 мая 1761 года, Йозеф Гайдн взял на себя руководство княжеским музыкальным учреждением, которое Вернер довел до высокого уровня. Однако Вернер оставался старшим придворным капельмейстером и ему была доверена духовная музыка, которая всегда представляла для него основной интерес. Предсказуемо, между Вернером и гораздо более молодым Гайдном возникли напряженные отношения. В прошении от октября 1765 года князю Николаусу фон Эстерхази Вернер жаловался на нерадивость в замковой капелле и пришедшее в упадок состояние некогда сильного музыкального учреждения, виня в этом леность Гайдна; Вернер дал понять, что из-за своего преклонного возраста он не может взять дело в свои руки и вынужден полагаться на вмешательство других. Он также просил о дополнительных поставках дров, чтобы пережить зиму. Ясно, что он думал, что его смерть близка, и фактически он умер в конце той зимы. Это горькое письмо показывает глубину его обиды на Гайдна, которого он, как говорят, называл "сочинителем песенок". Гайдн был вызван для объяснений княжеским управляющим; обвинения в лени заставили его с тех пор вести собственный тематический каталог. В старости Гайдн оставил памятник своему бывшему старшему капельмейстеру, издав в 1804 году шесть вступлений и фуг для струнного квартета, взятых из ораторий Вернера.

Творчество

Музыка Вернера отражает несколько различных тенденций. В церковной музыке, которая занимала его до последних лет, он сочинял мессы а капелла в строгом контрапунктическом стиле, но также и произведения со струнным и духовым сопровождением, заметно influenced неаполитанской традицией. Однако он был умелым контрапунктистом и композитором, мыслящим естественно в контрапунктических терминах. Хотя его мелодический стиль иногда был угловатым, напоминая манеру Зеленки, он также мог создавать, как в своих светских кантатах и рождественских пьесах (которые включают пасторали для органа со струнными и гобоями), темы простого, народнопесенного характера. Его симфонии и трио-сонаты следуют обычным трех- и четырехчастным схемам его времени; но он также сочинял произведения, в особенности "Музыкальный инструментальный календарь", использующие изобразительные эффекты.

Произведения

Оратории (исполнялись в Айзенштадте)

  • "Пучок любимой мирры" ("Fasciculus myrrhae dilectus"), 1729
  • "Опечаленная дочь Сиона" ("Die betrübte Tochter Zion"), 1732
  • "Мать скорбящая" ("Mater dolorum"), 1733
  • "Добрый пастырь" ("Der so eyffrig in sein Schäflein verliebte … gute Hirt"), 1739
  • "Город Ветилуя" ("Die von dem stoltzen Holoferne bis zum Todt gebreste … Stadt Bethulia"), 1742
  • "Авессалом" ("Der so treu- als heyllos wider seinen sanfftmüthigen Vatter David rebellierende Sohn Absolon"), 1743
  • "Целомудренный Иосиф" ("Der keusche Joseph"), 1744
  • "Всеобщее воскресение" ("Die allgemeine Auferstehung"), 1745
  • "Эсфирь" ("Die glück-seeligst vermählte und bis zum höchsten Gipfel der ehren erhobene Durchläuchtige Braut Esther"), 1746
  • "Блудный сын" ("Der von der Gerechtigkeit abgeschreckte … verlohrene Sohn"), 1747
  • "Иов" ("Der jammer-volle, so gedultig als unschuldigleydende Hussiten Fürst Job"), 1748
  • "Адам" ("Adam"), 1749
  • "Давид" ("Die durch des Neides Trieb auf das grimmigst gehaste Tugend, oder der … bis zum Tod verfolgte David"), 1750
  • "Даниил" ("Daniel"), 1752
  • "Иуда Маккавей" ("Judas Makkabeus"), 1757
  • "Смерть святого Иоанна Непомуцкого" ("Der Tod des heiligen Johann von Nepomuk"), 1757
  • "Товий" ("Tobias"), 1759
  • "Девора" ("Debora"), 1760
  • "Скорбный отголосок плачевной песни Давида" ("Schmerzhafter Wiederhall des Davidischen Thränenliedes"), без даты

Духовная музыка

  • Семнадцать месс для голосов, струнных, духовых, некоторые с литаврами
  • Одна месса для голосов, 2 скрипок, альта и бассо континуо
  • Три заупокойные мессы
  • Пять месс а капелла
  • Около 75 марианских антифонов; литании; вечерни; оффертории
  • Три "Те Деум"
  • Две "Пастушеские музыки на Рождество" для струнных и органа; "Пастораль" для струнных и бассо континуо; "Пасторелла" для органа соло и струнных; "Пасторелла на Рождество Господне" для 4 голосов, 2 гобоев, 2 скрипок и бассо континуо
  • "Рождественская песнь", кантата для солистов, хора, струнных и органа
  • Различные пасторали, арии и канцонетты, в основном на Рождество и Адвент

Светская вокальная музыка

  • "Два новых и весьма забавных музыкальных застольных произведения: Венская ярмарка безделушек, Выбор сельского судьи", светские кантаты для 4-5 голосов, 2 скрипок и бассо континуо

Инструментальная музыка

  • "Шесть симфоний и столько же сонат" для 2 скрипок и бассо континуо (1735)
  • "Новый и весьма любопытный музыкальный инструментальный календарь" для 2 скрипок и баса (1748)
  • Шесть фуг в квартетах для струнного квартета (обработаны Й. Гайдном в 1804 году из ораторий Вернера)
  • Шесть прелюдий из ораторий
  • Около 20 трио-сонат для 2 скрипок, виолончели и бассо континуо
  • Концерты для органа, гобоев и струнных
  • Концерты для ансамбля в 3-4 голоса
  • Концерт для органа
  • Церковная симфония

Ноты сочинений Грегора Йозефа Вернера на сайте библиотеки IMSLP