Вернер, Грегор Йозеф
1693 - 1766

Назад

Грегор Йозеф Вернер (Gregor Joseph Werner) - Австрийский композитор

Родился 28 января 1693 года, Ибс на Дунае - умер 3 марта 1766 года, Айзенштадт, Бургенланд. 

С 1715 по 1716 год (или, возможно, с 1721 года) он был органистом в аббатстве Мельк. Он женился в Вене (где, возможно, был учеником Й.Й. Фукса) 27 января 1727 года, а 10 мая 1728 года переехал из Вены в Айзенштадт, чтобы получить должность капельмейстера при дворе Эстерхази. Как преемник Венцеля Зивильхофера, он получал жалованье в размере 400 гульденов в дополнение к 28 гульденам на проживание в год, которое было увеличено в 1738 году, а в 1740 году, когда его сын поступил на службу в качестве альтового певца, - в 1740 году. Вернер также преподавал в Айзенштадте нескольким музыкантам, в том числе Иоганну Новотному и С.Т. Колбелю. Согласно указу, изданному 1 мая 1761 года, Гайдн возглавил королевское музыкальное заведение, которое Вернер довел до высокого уровня. Однако Вернер остался капельмейстером Оберхофа, и ему доверили духовную музыку, которая всегда представляла для него особый интерес. Как и следовало ожидать, между Вернером и гораздо более молодым Гайдном возникли напряженные отношения. В петиции, поданной в октябре 1765 года князю Николаусу фон Эстерхази, Вернер жаловался на небрежность в замковой капелле и упадок некогда сильного музыкального учреждения, обвиняя в этом леность Гайдна; Вернер дал понять, что из-за своего преклонного возраста он не может взять дело в свои руки и вынужден полагаться на вмешательство других. Он также попросил о дополнительных запасах дров, чтобы пережить зиму. Очевидно, он думал, что его смерть неизбежна, и действительно, он умер в конце той зимы. Это горькое письмо показывает глубину его неприязни к Гайдну, которого, как говорят, он называл Gsanglmacher (‘маленький песенник’). Княжеский администратор призвал Гайдна к порядку; обвинения в лени заставили его с тех пор вести собственный тематический каталог. В старости Гайдн оставил в память о своем бывшем капельмейстере Оберхофа свое издание (1804) шести вступлений и фуг для струнного квартета, взятых из ораторий Вернера. Музыка Вернера отражает несколько различных тенденций. В церковной музыке, которой он занимался до последних лет жизни, он сочинял мессы а капелла в строгом контрапунктическом стиле, но также работает со струнными и духовыми аккомпанементами, на которые заметно повлияли неаполитанские традиции. Однако он был способным контрапунктистом и композитором, который естественно мыслил контрапунктическими категориями. Хотя его мелодический стиль иногда был угловатым, в манере, напоминающей стиль Зеленки, он также мог создавать простые темы, похожие на народные песни, как в своих светских кантатах и рождественских пьесах (которые включают пасторали для органа со струнными и гобоями). Его симфонии и трио-сонаты следуют традиционным для того времени схемам из трех и четырех частей; но он также сочинял произведения, в частности Инструментальный календарь Musicalischer, используя изобразительные эффекты.

Ноты сочинений Грегора Йозефа Вернера на сайте библиотеки IMSLP