Вернер, Кристоф
1617 или 1618 - 1650 или 1669

Назад

Кристоф Вернер (Christoph Werner) - Немецкий композитор

Родился в 1617 или 1618 году, Готтлейб, Саксония - умер 9 ноября 1650 или 28 октября 1669 года, Данциг (ныне Гданьск). 

В некоторых источниках его называют Кристиан Вернер, но, как отметил Раушнинг, это является результатом путаницы с Кристианом Майером, кантором Мариенкирхе в Данциге в период 1650-1678 годов. О его раннем музыкальном образовании ничего не известно. В 1646 году он был заместителем кантора, а затем, с 1646 по 1650 год, кантором в Данцигской школе Святой Екатерины. Когда Каспар Ферстер-старший заболел, он заменил его на посту капельмейстера Мариенкирхе в Данциге, а позже сам подал заявление на эту должность. Однако в 1650 году он был назначен заместителем капельмейстера саксонского избирательного суда в Дрездене, но умер в возрасте 32 лет, не успев занять этот пост. В Данциге его сменил Крато Бютнер. В хорошо известном споре между Марко Скакки и Полом Сифертом он представлен письмом, содержащимся в "Judicium cribri musici" первого (c1649; утрачено, но рукопись датирована I в. до н.э., E50, ред. Каца), в котором он встал на сторону Скакки, который обратился с длинным письмом по поводу подчинялся ему примерно в 1648 году (D-Hs, изд. у Каца, 83). В предисловии к своему "Музыкальному произведению" (1649) Вернер еще раз подчеркнул свое несогласие с Сифертом. Значение Вернера как композитора заключается в той роли, которую он сыграл в развитии немецкой духовной ансамблевой песни; во время его недолгой карьеры в Данциге его положение было аналогично положению Генриха Альберта, занимавшегося сочинением сольных песен в Кенигсберге. Параллельно с усилиями Йоханнеса Маукиша и Томаса Штрутца в церкви Святой Троицы в Данциге, он работал с Михаэлем Альбинусом в церкви Святой Екатерины над созданием народных духовных песен, которые, прежде всего, служили школьным и домашним нуждам (это было благодаря деятельности пастора Альбинуса, а также Георга Вебера(ii), что культивирование священных песен было тесно связано с данцигскими поэтическими кругами, такими как кружок Мартина Опица). Сочинение Вернера "Музыкальная молитва" (1646) состоит из 15 небольших духовных концертов, основанных на библейских и лирических текстах как на латыни, так и на немецком. В его самой важной работе "Музыкальное искусство", которая была опубликована в "Герцен-андахте" Штруца (1656), есть тексты пастора Альбинуса, отражающие цель, "чтобы молодые люди могли больше практиковаться и совершенствоваться". Она содержит 17 четырехголосных духовных песен с простыми мелодиями, которые можно петь нараспев; в предисловии Вернер заявил, что они также могут исполняться как сольные песни. Такие произведения сыграли свою роль в раннем развитии сольной кантаты. Брат Кристофа, Фридрих Вернер (родился 3 октября 1621 года в Готтлейбе, умер в Дрездене 4 апреля 1667 года), обучался у Генриха Шютца в Дрездене и провел с ним 1633-1655 годы в Дании. В 1637 году он был принят на работу в капеллу принца-выборщика Саксонии Иоганна Георга в качестве мальчика-инструменталиста, а в 1639 году - в качестве корнетиста и альт-певца. Между 1642 и 1647 годами он снова был с Шютцем в Дании, а в период 1647-1648 годов учился в Вене у имперского корнетиста Джованни Самсони. Когда принц стал преемником курфюрста Иоганна Георга II, Фридрих был назначен в избирательную капеллу и в 1663 году стал главным музыкантом-инструменталистом. Очевидно, он выступал посредником как при выяснении мнения Шютца в споре между Скакки и Сифертом, так и при назначении своего брата Кристофа заместителем капельмейстера по выборам. В 1650-х годах он дал музыкальное образование младшему Кристофу Вернеру, который в 1671-1701 годах был гражданским музыкантом в Данциге.

Ноты сочинений Кристофа Вернера на сайте библиотеки IMSLP