Веркмайстер, Андреас
1645 - 1706
Назад
Werckmeister, Andreas
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Андреас Веркмайстер был немецким теоретиком, органистом, экспертом по органам и композитором. Его многочисленные трактаты представляют собой важную документацию об органах, их настройке и музыкальной мысли в Германии XVII века.
Известные факты жизни Веркмайстера происходят из погребальной речи Гётцена. Он провел всю свою жизнь в относительно ограниченном районе Тюрингии на северо-восточных склонах гор Гарц. Его родители быстро распознали его музыкальные способности и отправили его к дяде, Кристиану Веркмайстеру, органисту в Беннунгене, близ Зангерхаузена, для изучения органа и начала общего образования. В 1660 году он поступил в гимназию в Нордхаузене, а два года спустя перешел в гимназию в Кведлинбурге, где другой дядя, Виктор Веркмайстер, был кантором. 24 декабря 1664 года он стал органистом в Хассельфельде, близ Бланкенбурга, и оставался там десять лет. Затем он недолго служил органистом и нотариусом в nearby Эльбингероде, а в 1675 году вернулся в Кведлинбург, где по рекомендации дяди получил должности органиста в коллегиатской церкви Святого Серватия и при дворе Анны Софии I, аббатисы и пфальцграфини; с 1677 года он также был органистом в церкви Святого Виперти. Он занял свою последнюю должность органиста церкви Святого Мартини в Хальберштадте в 1696 году.
Хотя Веркмайстер не получил университетского образования, он был начитан в классической, а также современной литературе по теологии, математике, философии и музыке. В своих трудах он часто ссылался на ряд немецких теоретиков, включая Барифона, Кальвизия, Гибелиуса, Кунау, Липпиуса и Принца, и чувствовал особую признательность Михаэлю Преториусу, чьи неопубликованные рукописи (согласно его "Organum Gruningense redivivum") находились в его владении. Он также был знаком с трактатами Глареана и таких важных итальянских авторов, как Артузи, Галилей и Дзарлино. Он опубликовал шесть крупных трактатов, а также ряд более кратких исследований; еще одна работа, "Музыкальные парадоксальные рассуждения", вышла посмертно. Из этих сочинений он предстает как глубоко религиозный мыслитель и как идеальный пример музыканта, часто встречавшегося в Германии XVII века – протестантского органиста и теоретика, работавшего в ряде небольших городов. Хотя он провел свою жизнь на ограниченной географической территории, его влияние было широко распространено в Германии в XVIII веке: его трактаты часто цитировались и обсуждались такими писателями, как Адлунг, Маттезон и Вальтер. Вальтер специально приехал в Хальберштадт в 1704 году, чтобы посетить его, что привело к поучительной переписке и, очевидно, повлияло на собственный трактат Вальтера "Наставления по музыкальной композиции" (1708).
Веркмайстер был столь же знаменит как эксперт по органам, как и в качестве органиста. Его "Испытание органа" дает яркую картину методов, которые он использовал при проверке новых или отремонтированных инструментов, и вместе с его отчетом об органе, построенном в 1596 году в замке в Грёнингене близ Хальберштадта, значительно способствовала успеху современных усилий по возрождению интереса к строительству органов, подходящих для исполнения музыки барокко. Он хорошо известен своими инновациями в настройке клавишных инструментов, хотя ему ошибочно приписывают введение равномерной темперации, которую он никогда точно не описывал. Для квинт G–D, D–A, A–E и B–F♯ он использовал настройку, слегка темперированную на четверть коммы, в то время как восемь других квинт оставались чистыми. В его системе терции варьировались от тех, что были на четверть коммы больше, до других, равных пифагорейским. Однако его метод действительно позволял органистам и клавесинистам перемещаться по 12 тональностям хроматической гаммы с удовлетворительными музыкальными результатами. Хотя он не дошел до равномерной темперации, в которой все полутоновые шаги равны, его вклад стал предпоследним шагом в этом направлении.
Веркмайстер важен и по другим причинам, в частности, благодаря своему богато документированному свидетельству о том, что музыка значила для протестантского церковного органиста и теоретика около 1700 года. Его взгляды разбросаны по нескольким трактатам, которые, кстати, написаны на сложном немецком языке (даже Мицлер находил язык "несколько беспорядочным и не-немецким"). Эти работы еще не изучены с той детальностью, которую они заслуживают, хотя Дамманн (1954) предоставил ценный обзор. Веркмайстер по сути не был затронут инновациями итальянской барочной музыки. Его музыкальное окружение питалось традициями, корни которых лежали в средневековой мысли. Таким образом, изучение музыки было для него спекулятивной наукой, связанной с теологией и математикой. В своих трактатах он подвергал каждый аспект музыки двум критериям: как он способствует выражению духа Божьего, и, как следствие, как это выражение является результатом порядка математических принципов, исходящих от Бога. "Музыка - это великий дар и чудо от Бога, искусство превыше всех искусств, потому что она предписана самим Богом для его служения" ("Hypomnemata musica"). "Музыка - это математическая наука, которая показывает нам через число правильные различия и соотношения звуков, из которых мы можем составить подходящую и естественную гармонию" ("Musicae mathematicae Hodegus curiosus"). Он верил, что музыкальная гармония фактически отражает гармонию Творения, и, вдохновленный трудами Иоганна Кеплера, он думал, что небесные созвездия излучают свои собственные музыкальные гармонии, созданные Богом, чтобы влиять на человечество. Он занял умеренную позицию в древнем споре о том, должен ли Разум (Ratio) или Чувство (Sensus) управлять музыкой, и предпочитал верить в рациональное взаимодействие двух сил, но во многих своих взглядах он оставался мистиком и решительно средневековым. Ни один другой писатель того периода не рассматривал музыку так однозначно как конечный результат Божьего труда, и его бесценные интерпретации символической реальности Бога в числе, выраженной музыкальными нотами, поддерживают выводы ученых, которые обнаружили числовой символизм как теологические абстракции в музыке Баха. Например, он видел в трезвучии не только музыкальный символ и фактическое присутствие Троицы, но и описывал три тона трезвучия как символизирующие 1 = Господь, 2 = Христос и 3 = Святой Дух.
Музыкальные сочинения Веркмайстера включают "Музыкальное частное удовольствие" ("Musicalische Privatlust", Кведлинбург, 1689) для скрипки и бассо континуо, а также ряд органных и других произведений в рукописи. Хотя он был далек от мира итальянской оперы, олицетворявшей многое из современного в музыке его времени, Веркмайстер был прогрессивен в той мере, в какой его концепция композиции в основном основывалась на гармонических, а не контрапунктических принципах; это отношение также просматривается в его важном руководстве (1698) по изучению генерал-баса как практического средства для аккомпанемента, так и основы композиции. Он также выступал против старой немецкой традиции среди органистов сочинять музыку в табулатуре и решительно выступал за отказ от сольмизации в преподавании пения. Однонаправленность его взгляда на музыку в рамках его музыкального и духовного мира, конечно, не охватывала Германию крупных светских дворов или крупных северных городов, где музыка часто представляла собой сплав французского и итальянского стилей. Тем не менее, культура его более ограниченного мира Центральной Германии сформировала в своем последнем и величайшем выражении один из аспектов более универсального гения Баха.
Теоретические труды
Ноты сочинений Андреаса Веркмайстера на сайте библиотеки IMSLP