Веркмайстер, Андреас
1645 - 1706

Назад

Андреас Веркмайстер (Andreas Werckmeister) - Немецкий теоретик, органист, знаток органа и композитор

Родился 30 ноября 1645 года, Беннекенштайн, Тюрингия - умер 26 октября 1706 Хальберштадт. 

Его многочисленные трактаты содержат важную документацию, касающуюся органов, их настройки и музыкальной мысли в Германии в 17 веке. Известные факты из жизни Веркмайстера почерпнуты из Гетцена (надгробной речи). Он провел всю свою жизнь в относительно ограниченной области Тюрингии, на северо-восточных склонах гор Гарц. Родители быстро распознали его музыкальные способности и отправили его к своему дяде, Кристиану Веркмайстеру, органисту в Беннунген, недалеко от Зингерхаузена, для изучения игры на органе и получения общего образования. В 1660 году он поступил в гимназию в Нордхаузене, а два года спустя перешел в гимназию в Кведлинбурге, где кантором был другой дядя, Виктор Веркмейстер. 24 декабря 1664 года он стал органистом в Хассельфельде, близ Бланкенбурга, и оставался там в течение десяти лет. Затем он некоторое время служил органистом и нотариусом в соседнем Эльбингероде, а в 1675 году вернулся в Кведлинбург, где по рекомендации своего дяди получил должности органиста в коллегиальной церкви Святого Серватия и при дворе Анны Софии I, аббатисы и графини Палатинской; с 1677 года он также был органистом в церкви Святого Виперти.. Свою последнюю должность органиста церкви Святого Мартини в Хальберштадте он занял в 1696 году.

Несмотря на то, что Веркмайстер не получил университетского образования, он был начитан как классической, так и современной литературой по теологии, математике, философии и музыке. В своих работах он часто ссылался на ряд немецких теоретиков, в том числе на Барифона, Кальвизия, Гибелиуса, Кунау, Липпиуса и Принца, и чувствовал себя особенно обязанным Михаэлю Преториусу, чьи неопубликованные рукописи (согласно его Organum Gruningense redivivum) находились в его распоряжении. Он также знал трактаты Глареана и таких выдающихся итальянских авторов, как Артузи, Галилей и Царлино. Он опубликовал шесть крупных трактатов, а также ряд более кратких исследований; еще одна работа, "Музыкальный парадоксальный дискурс", вышла посмертно. Из этих трудов он предстает как глубоко религиозный мыслитель и идеальный пример музыканта, часто встречавшегося в Германии XVII века, - протестантский органист и теоретик, работавший в нескольких небольших городах. Хотя он провел свою жизнь в узкой географической зоне, его влияние было широко распространено в Германии в XVIII веке: его трактаты часто цитировались и обсуждались такими писателями, как Адлунг, Маттезон и Вальтер. Вальтер специально приехал в Хальберштадт в 1704 году, чтобы навестить его, и это привело к поучительной переписке и, очевидно, повлияло на написанный самим Вальтером трактат "Основы музыкальной композиции" (1708). Веркмайстер был таким же знаменитым экспертом по органу, как и органистом. Его исследование Orgel дает наглядное представление о методах, которые он использовал при тестировании новых или реконструированных инструментов, и вместе с его отчетом об органе, построенном в 1596 году в замке Гронинген, недалеко от Хальберштадта, значительно способствовало успеху современных усилий по возрождению интереса к созданию органов, пригодных для исполнения музыкальных произведений. Музыка в стиле барокко. Он хорошо известен своими инновациями в настройке клавишных инструментов, хотя ему ошибочно приписывают введение равномерного темперамента, который он никогда точно не описывал. Для идеальных 5–х, G–D, D–A, A–E и B-F он использовал настройку, слегка смягченную на четверть запятой, в то время как восемь других 5-х остались чистыми. В его системе 3-е число варьировалось от тех, которые были на четверть больше запятой, до других, соответствующих пифагорейской настройке. Однако его метод позволил органистам и клавесинистам переходить по 12 клавишам хроматической гаммы с удовлетворительными музыкальными результатами. Несмотря на то, что он не дотягивал до равного темперамента, в котором все полутоновые ступени равны, его вклад был предпоследним шагом в этом направлении. Веркмайстер важен и по другим причинам, в частности, по его богато документированному свидетельству о том, что музыка значила для органиста и теоретика протестантской церкви около 1700 года. Его взгляды разбросаны по нескольким его трактатам, которые, кстати, написаны на трудном немецком языке (даже Мицлер нашел этот язык "несколько неупорядоченным и ненемецким’). Эти произведения еще не были изучены так подробно, как они того заслуживают, хотя Дамманн (1954) предоставил ценный обзор. Веркмейстер, по сути, не был затронут новшествами итальянской музыки в стиле барокко. Его музыкальное окружение было основано на традициях, корни которых уходили в средневековую философию. Таким образом, изучение музыки было для него спекулятивной наукой, связанной с теологией и математикой. В своих трактатах он подверг каждый аспект музыки двум критериям: насколько он способствует выражению духа Божьего и, как следствие, насколько это выражение является результатом последовательности математических принципов, исходящих от Бога. ‘Музыка - это великий дар и чудо от Бога, искусство превыше всех искусств, потому что оно предписано самим Богом для служения ему" (Hypomnemata musica). ‘Музыка - это математическая наука, которая показывает нам с помощью чисел правильные различия и соотношения звуков, из которых мы можем составить подходящую и естественную гармонию" (Musicae mathematicae Hodegus curiosus). Он верил, что музыкальная гармония на самом деле отражает гармонию Творения, и, вдохновленный трудами Иоганна Кеплера, считал, что небесные созвездия излучают свои собственные музыкальные гармонии, созданные Богом для воздействия на человечество. Он занял промежуточную позицию в древнем споре о том, должен ли Ratio (разум) или Sensus (чувства) управлять музыкой, и предпочел верить в рациональное взаимодействие этих двух сил, но во многих своих взглядах он оставался мистиком и определенно средневековым человеком. Ни один другой писатель того периода не рассматривал музыку столь однозначно как конечный результат Божьего промысла, и его бесценные интерпретации символической реальности Бога в числах, выраженной музыкальными нотами, подтверждают выводы ученых, которые сочли символику чисел в музыке Баха теологической абстракцией. Например, он не только рассматривал триаду как музыкальный символ и реальное присутствие Троицы, но и описывал три тона триады как символизирующие 1 = Господа, 2 = Христа и 3 = Святого Духа. Среди музыкальных произведений Веркмейстера - "Музыкальная тайна" (Кведлинбург, 1689) для скрипки и континуо, а также ряд органных и других рукописных произведений (хранятся в Городской и университетской библиотеке, Геттинген, Германия). Несмотря на то, что он был далек от мира итальянской оперы, которая олицетворяла многое из современного в музыке его времени, Веркмайстер был прогрессивен в той мере, в какой его концепция композиции основывалась в основном на гармонических, а не контрапунктических принципах; этот подход также лежит в основе его важного руководства (1698) по изучению игры на бас-гитаре как практического пособия для аккомпанирования, так и основы композиции. Он также выступал против старой немецкой традиции органистов сочинять музыку в табулатуре и решительно выступал за отказ от сольмизации в преподавании пения. Целеустремленность его взгляда на музыку в рамках его музыкального и духовного мира, конечно, не распространялась на Германию с ее большими светскими дворами или крупными северными городами, где музыка часто представляла собой смесь французского и итальянского стилей. И все же культура его более замкнутого мира центральной Германии сформировала, в своем последнем и величайшем проявлении, один из аспектов более универсального гения Баха.

Ноты сочинений Андреаса Веркмайстера на сайте библиотеки IMSLP