Вайс, Сильвиус Леопольд
1686 - 1750
Назад
Сильвиус Леопольд Вайс (Silvius Leopold Weiss) - Немецкий композитор, лютнист и музыкальный педагог
Родился 12 октября 1686, Бреслау (ныне Вроцлав) - умер 16 октября 1750 года, Дрезден.
Сын Иоганна Якоба Вайса, он обучался у своего отца и на седьмом году жизни выступал перед императором Леопольдом I. К 1706 году он уже состоял на службе у графа Карла Филиппа Пфальцского, который в то время проживал в Бреслау. Его самая ранняя соната, № 7 (1706), была написана во время визита ко двору брата графа в Дюссельдорфе. В 1710-1714 годах он провел в Италии с польским князем Александром Собеским. Принц жил в Риме со своей матерью, королевой Марией Казимирой, которая наняла сначала Алессандро, а затем (в 1709 году) Доменико Скарлатти в качестве своего музыкального руководителя. Таким образом, Вайс, несомненно, работал со Скарлатти и, вероятно, познакомился с музыкой Корелли и других композиторов в Риме. После смерти принца в конце 1714 года Вайс вернулся на Север. Возможно, уже в 1715 году он вновь поступил на службу к Карлу Филиппу, ныне имперскому губернатору Тироля. К 1717 году он числился членом капеллы при саксонском дворе в Дрездене. В августе 1718 года он был официально назначен в капеллу с высоким жалованьем, а к 1744 году стал самым высокооплачиваемым музыкантом при дворе. Исполнительская деятельность Вайса едва не закончилась преждевременно, когда в 1722 году на него напал французский скрипач по имени Пети, который попытался откусить ему верхний сустав большого пальца правой руки. Рукописные заметки Вайса, найденные в партиях continuo к операм И.А. Хассе, которые исполнялись при дворе в период с 1731 по 1749 год, позволяют предположить, что Вайс регулярно участвовал в ансамблевом исполнении (см. Burris).; возможно, эта деятельность была не менее важна, чем его обязанности сольного исполнителя. Во время своих путешествий Вайс побывал с краткими визитами во многих других дворах. Он был в Праге в 1717 году (и снова в 1719 году); в сентябре 1718 года он был отправлен в сопровождении саксонского кронпринца Фридриха Августа и одиннадцати лучших придворных музыкантов в Вену, где снова играл для императора. В 1722 году он выступал при баварском дворе в Мюнхене с флейтистом П.Г. Буффарденом. Вместе с Кванцем и К.Х. Грауном Вайс в 1723 году отправился в Прагу, чтобы играть в оркестре в опере Фукса "Констанца и фортецца", посвященной коронации Карла VI. В 1728 году вместе с Пизенделем, Кванцем и Буффарденом он сопровождал курфюрста Августа в Берлин, где произвел глубокое впечатление на будущего короля Фридриха Великого и его сестру Вильгельмину, которая сама была искусной лютнисткой и которой Вайс давал уроки. Вайс был очень востребован на протяжении всей своей карьеры в качестве преподавателя как для любителей, так и для профессионалов. Он обучал принца Филиппа Гиацинта Лобковица и его жену в Богемии и Вене, а в Дрездене он обучил нескольких выдающихся профессиональных лютнистов, в том числе Адама Фалькенхагена и Иоганна Кропфганса. Вместе с Кропфгансом он посетил Й.С. Баха в Лейпциге в 1739 году; вероятно, это была не первая и не последняя их встреча, поскольку Бах неоднократно приезжал в Дрезден, чтобы повидаться со своим сыном Вильгельмом Фридеманом и послушать придворных музыкантов. Несмотря на высокую зарплату, материальные условия Вайсса, возможно, были не особенно комфортными. Он женился на Марии Елизавете (ок. 1700-1759) примерно в то время, когда его назначили в Дрезден, и у них родилось 11 детей. После его смерти семеро из них были еще живы, и его обедневшая вдова обратилась к курфюрсту за помощью. И как виртуозный исполнитель, и как композитор Вайс может считаться величайшим лютнистом позднего барокко и ровесником таких клавишников, как И.С. Бах и Доменико Скарлатти. Он оставил после себя самый большой сборник музыки для лютни из всех сочинений композитора в истории этого инструмента. Большинство из сотен сохранившихся произведений сгруппированы в сонаты из шести частей в последовательности аллеманда, куранта, бурре, сарабанда, менуэт и жижа (или аллегро). Структура этих сонат, называемых Suonaten или Partien, оставалась на удивление неизменной с самого раннего по самый поздний период, хотя замены одной или нескольких частей были обычным делом. Некоторые из них начинаются с незамысловатой прелюдии или фантазии; обычно Вайсс, вероятно, импровизировал, и большинство из них так и не были записаны. Стиль музыки Вайсса, как и музыки Баха, представляет собой немецкое слияние французского и итальянского влияний. Она не так густо контрапунктична или хроматична, как у Баха – барочная лютня (особенно диатоническое расположение басов) этого не позволяет, – но гармоническое использование Вайсса очень изощрено и включает модуляции удаленных клавиш, особенно в поздних произведениях, с помощью уменьшенных септаккордов и энгармонических изменений. Его аллеманды и сарабанды часто серьезны или меланхоличны, в то время как быстрые движения бодрят, демонстрируя виртуозность, которая, как и у Корелли, служит стремлению к музыке, а не стремлению ослепить. В свое время он был знаменит своим "методом Вайсса" (барона), который, вероятно, связан с его виртуозной аппликатурой и идиоматическим стилем легато. В ходе своей карьеры Вайс писал все более протяженные части и начал согласовывать тематические мотивы с гармонической структурой в манере, поразительно похожей на классическую сонатную форму. Бах явно с большим уважением относился к сонатам Вайсса, поскольку он аранжировал № 47 как дуэт для клавесина и скрипки (BWV 1025), сочинив новый материал для партии скрипки и создав вступительную фантазию, используя лютнистические мотивы, которые, возможно, принадлежат Вайсу. Помимо сольных сонат, Вайсс, как известно (из каталогов Брайткопфа и других изданий), написал несколько концертов и много камерной музыки для лютни, а также несколько дуэтов для лютни; к сожалению, ни одно из этих сочинений не сохранилось в законченном виде. Иногда обнаруживалась отдельная табулатурная партия лютни; в таких случаях возможна только умозрительная реконструкция.
Ноты сочинений Сильвиуса Леопольда Вайса на сайте библиотеки IMSLP