Вайхляйн, Романус
1652 - 1706

Назад

Романус Вайхляйн (Romanus Weichlein) - Австрийский композитор и скрипач

Родился 20 ноября 1652 года, Линц - умер 8 сентября 1706 года, Кляйнфрауэнхайд, Бургенланд. 

Он происходил из семьи, в которой его отец и, по крайней мере, один из его братьев, Франц, также были музыкантами. Он поступил послушником в монастырь в Ламбахе и при принесении обетов 6 января 1671 года получил монашеское имя Романус. 30 декабря 1671 года он поступил в бенедиктинский университет в Зальцбурге, в 1672 году получил степень бакалавра, а в 1673 году стал доктором философии. Затем он, вероятно, вернулся в Ламбах. Несомненно, он начал свое музыкальное образование дома. Позже высокий уровень музыкальной жизни в монастыре в Ламбахе, который, безусловно, был сравним с уровнем жизни при венском дворе, стал для него достаточным стимулом. Не в последнюю очередь студенческие годы в Зальцбурге значительно расширили его музыкальный кругозор, поскольку можно предположить, что именно там состоялась его первая встреча с Бибером, которая подтолкнула его к овладению игрой на скрипке. Почти на все его музыкальные достижения оказал влияние Бибер, который давал концерты в Ламбахе в 1681 году перед императором Леопольдом I. Когда Вайхляйн был капелланом и музыкальным руководителем бенедиктинского монастыря Ноннберг в Зальцбурге, он мог с близкого расстояния изучать творчество Бибера примерно с 1688 по 1691 год. В 1688 году он добился успеха, исполнив в кафедральном соборе Пассау собственную сонату для скрипки соло. В 1691 году, имея хорошую репутацию музыканта, Вайхляйн был назначен капелланом в дом дочери Ноннберга в Сабионе, недалеко от Брессаноне. Здесь он усовершенствовал практику пения а капелла, введя в церкви инструментальную игру, ставил пьесы и, согласно монастырской хронике, преуспел в том, чтобы привнести "музыкальное совершенство" в жизнь воспитанниц благодаря своему композиторскому труду. В 1705 году в результате выборов нового настоятеля в Ламбахе его перевели на совсем другую должность - приходского священника в Кляйнфрауэнхайде, в пограничной области на востоке Австрии, которая в 1692 году была передана князем Палом Эстерхази бенедиктинцам для рекультивации; она была опустошена во время турецкого вторжения. войны и изобиловал мародерами. Когда голод вынудил Вейхлейна написать аббату с просьбой освободить его от служения, его просьба была отклонена, и он умер от тифа, пробыв там всего около года. Сочинение Вейхляйна ор.1, посвященное императору Леопольду I, представляет собой набор из 12 сонат для нескольких инструментов, интересных стилистически и одинаково подходящих для исполнения как в церкви, так и в светской обстановке. В отличие от Муффата, который подражал Корелли, Вайхляйн объединил стиль сольных сонат Бибера с оркестровой канцоной, которая культивировалась в Австрии с начала XVII века: таким образом, его сонаты по стилю приближаются к сольному концерту, и это впечатление усиливается их темами и каденцеобразными пассажами для первой скрипки и того факта, что они подходят для исполнения камерным оркестром. Яркое использование популярных мелодий также характеризует стиль Вайхляйна, который является истинно австрийским и в котором чувствуются признаки раннего классического стиля. Брат Вейхлейна, Франц (род. 4 октября 1659, Линц, - 30 июля 1727, Грац), был органистом и композитором. С 1668 по 1674 год он посещал иезуитскую гимназию в Линце. Он был органистом коллегиальных церквей в Цветтле (до 1681 года) и Гарстене (до 1688 года), а также приходских церквей Линца (до 1690 года) и Граца (до своей смерти). Он написал некоторое количество вокальной и инструментальной музыки, которая полностью утрачена. В него вошли музыка к иезуитской пьесе, поставленной в Граце в 1701 году, и музыкально-инструментальный дивертисмент для трех инструментов (Аугсбург, 1705).

Ноты сочинений Романуса Вайхляйна на сайте библиотеки IMSLP