Уилкс, Томас
1576 - 1623
Назад
Томас Уилкс (Thomas Weelkes) - Английский композитор
Родился 25 октября 1576 года, Белстед, Сассекс, Англия - умер 1 декабря 1623 года, Лондон.
Он был одним из самых одаренных мадригалистов и крупным композитором английской церковной музыки.
Убедительные косвенные улики свидетельствуют о том, что Уилкс был сыном Джона Уика, настоятеля Элстеда. Самым ранним известным фактом, касающимся Уилкса, является публикация его первого тома мадригалов в 1597 году, в предисловии к которому говорится, что он был очень молод во время их написания; это, по-видимому, подтверждает, что он родился в середине или позже 1570-х годов. К 1597 году он пользовался "незаслуженной любовью и широкой благосклонностью" Джорджа Филпота, который жил в Комптоне, недалеко от Винчестера. Он также некоторое время служил у придворного Эдварда Дарси, прежде чем в конце 1598 года был назначен органистом Винчестерского колледжа с окладом в 13 шиллингов 4 пенса в квартал, с питанием и жильем. Он оставался в колледже три или четыре года и за это время сочинил свои лучшие мадригалы. Они вышли в двух томах (1598, 1600), из которых второй (произведения для пяти и шести голосов) является одним из самых важных в английской мадригальной традиции. Он также написал великолепный мадригал для коллекции "Триумфы Орианы" (RISM 160116). Уилкс откровенно признался, что у него нет никаких талантов, кроме музыкальных, и, похоже, в Винчестере он чувствовал себя неуютно. В какой-то период между октябрем 1601 и октябрем 1602 годов он присоединился к хору Чичестерского собора в качестве органиста и хористаинформатора, а также был назначен на одну из прибыльных должностей светского клерка в фонде епископа Шерборна. Первые годы работы Уилкса в Чичестере были успешными и многообещающими. Помимо проживания и других вознаграждений, он получал 15 фунтов стерлингов 2 шиллинга 4 шиллингов в год. 13 июля 1602 года он получил степень магистра искусств в Нью-колледже Оксфорда, а 20 февраля 1603 года женился на Элизабет Сэндхэм, дочери богатого чичестерского купца, от которой у него было по меньшей мере трое детей. На титульном листе своего четвертого и последнего тома "мадригалов" (1608) он назвал себя джентльменом Королевской капеллы, но его имя не фигурирует в записях самой капеллы, и он мог быть, самое большее, экстраординарным джентльменом. Вполне возможно, что к этому времени личное поведение Уилкса уже давало повод для беспокойства. Хотя на первый взгляд кажется, что он не был виновен в более вопиющих проявлениях недисциплинированности и пренебрежения служебными обязанностями, за которые периодически упрекали некоторых его коллег, в 1609 году ему было предъявлено обвинение в самовольном отсутствии на протяжении всего визита епископа. Шепард (Shepherd, 1980) предостерег от слишком поспешного предположения, что упадок личности Уилкса начался еще в 1611 году, когда акты капитула собора, по-видимому, указывают на то, что он не приносил полного удовлетворения в качестве хормейстера. Тем не менее, в 1613 году его обвинили в том, что он был пьян в общественных местах, а к 1616 году его пьянство стало привычным и вызвало общественный скандал, поскольку епископу доложили, что он "известен как заядлый пьяница, отъявленный ругатель и богохульник’. Епископ больше не хотел мириться с таким поведением, и 16 января 1617 года Уилкс был уволен со своего поста органиста и хориста-информатора, хотя по-прежнему оставался клерком в Шерборне. Несмотря на это наказание, в его поведении по-прежнему не наблюдалось никаких улучшений, поскольку в 1619 году сообщалось, что он будет дайверы приходят и очень часто выходят переодетыми из таверны или пивной в город, что вызывает сожаление, потому что в таких случаях они начинают самым ужасным образом проклинать и сквернословить, и таким образом оскверняют служение Богу... и хотя их часто предостерегают... воздерживаться от подобных выходок и оскорблений. меняя самого себя, он все равно изо дня в день остается прежним и в этом скорее хуже, чем лучше. В сентябре 1622 года умерла жена Уилкса. К этому времени он снова был нанят органистом, хотя из записей ясно, что его служба в соборе была очень беспорядочной. Судя по всему, он проводил много времени в Лондоне, и именно в доме своего друга, Генри Дринкуотера из прихода Сент-Брайд, он составил свое завещание 30 ноября 1623 года. Это включало в себя значительное наследство 50-х годов Дринкуотеру на мясо, выпивку и ночлег. На следующий день он был похоронен в церкви Святой Невесты.
Известно, что музыкальное образование Уилкса началось в 1586 году; таким образом, его стиль формировался в то время, когда английская музыка находилась в переходном периоде. С самого начала он, вероятно, изучал более древнюю полифоническую технику, фламандскую по происхождению, которая все еще великолепно использовалась Бердом, но он также все больше знакомился с итальянским мадригалом и был свидетелем последующего использования этой формы Морли. Тем не менее, несмотря на то, что Уилкс был явно в долгу перед Морли, в своем первом сборнике "Мадригалы к 3. 4. 5. и 6" он этого не сделал. "Голоса" (1597), приобретают ту легкую элегантность, которой так легко владел Морли. Трехголосные мадригалы - самые интересные произведения в коллекции, демонстрирующие склонность к органичному контрапункту, который резко контрастирует с более декоративной системой голосов Морли. Уилксу часто удавалось добиться гораздо большего развития в каждом абзаце, чем Морли. Он вставлял тройные ритмические секции в некоторые двухтактные мадригалы, чтобы прояснить структурные подразделения; что еще более важно, он уже использовал длительные повторяющиеся процедуры для музыкальной интеграции. Помимо использования буквальных повторов в нетрадиционных местах, он также использовал разнообразные повторы, взаимосвязи между основными тематическими моментами и постепенную эволюцию как отдельных тематических моментов, так и целых разделов. Новизна этого тома наиболее ярко проявилась в "Cease sorrowes now", чей радикальный пафос и хроматизм привнесли новый выразительный опыт в английскую композицию. Четырехголосные произведения ближе к канцонетам, хотя такое замечательное произведение, как "Три девственные нимфы", демонстрирует контрапунктическую силу, обусловленную как исконно английскими традициями, так и заимствованными итальянскими манерами. Структура канцонета отчетливо прослеживается в порой неуклюжих пятиголосных мадригалах. Коэн рассказал, что тексты и музыкальные идеи для них были позаимствованы из книги Саламоне Росси "Первоисточник канцоны и трех голосов" (Венеция, 1589). Более сдержанный и разнообразный контрапункт в некоторых шестиголосных произведениях предвещает звучную мощь лучших из поздних мадригалов Уилкса. В своем втором томе "Балеты и мадригалы пяти войсов" (1598) Уилкс обратился к другой закрытой мадригальской форме, которую Морли ввел в Англии. Уилксу не хватало легкости Морли и его способности к быстрому контрапункту; вместо этого он привнес в балет более продуманный блеск, более резкие контрасты, более высокую тематическую концентрацию и более широкий выразительный диапазон, которые лучше всего проявились в "Харке всех вас, милые святые", одном из самых привлекательных произведений в английском мадригальном репертуаре. Более пространные балеты, как правило, менее удачны, поскольку эпиграмматическое остроумие формы было подорвано заменой любезного контрапункта, подобного канцоне, на содержательность типичного гомофонического балетного стиха. Уилкс признался, что с объемом "немало поторопились", и это заметно по различному качеству балетов. Мадригалы - это более последовательные произведения, в которых Уилкс развил свой контрапунктический стиль, хотя и в меньшей степени использовал тематические связи, чем в предыдущем томе. Вместо этого для формирования структур, которые являются более строгими, чем в довольно объемных трехголосных произведениях тома 1597 года, часто использовалась упорядоченная балансировка разделов, каждый из которых четко очерчен по стилю. Один из мадригалов, "Восстань, милый Харт", основан на основных тематических положениях "Хвалебного пуэри" Берда, что является еще одним свидетельством связи Уилкса с исконно английской традицией в его мадригальских композициях. Тенденции первых двух томов Уилкса находят великолепное воплощение в его мадригалах, состоящих из 5 и 6 частей (1600). Здесь его контрапункт демонстрирует дальнейшую концентрацию и обогащение и освобождается от более поверхностных подражаний Морли. Пик контрапунктической концентрации достигается в заключительных частях "Как две гордые армии" и "Когда Торалис наслаждается прогулкой" (а также в мадригале "Ориана", "Как Веста спускалась с холма Латмос"), в каждом из которых мелодическая точка построена таким образом, что, будучи развернутой в унисон или октаву. это создает насыщенную текстуру, практически не требующую свободного мелодического материала; кроме того, при гигантском увеличении баса точка определяет гармоническую структуру. Уилкс признает ярко выраженный инструментальный характер своего контрапункта, о чем говорится на титульном листе: "подходит для альтов и голосов". Его разнообразные текстурные и повторяющиеся приемы структурной артикуляции теперь дополнены зачаточными приемами ритурнелло. Некоторые произведения, в частности "Lady the birds right" и "A sparow-hauck proud", напоминают более раннюю английскую манеру исполнения, но другие, такие как "Like two proud armies", с их сложными басовыми руладами на "thund'ring" и монолитной гармонической манерой, отличаются почти барочной экстраверсией. И все же самые прекрасные мадригалы - это те, в которых живое воображение Уилкса разжигается текстом, состоящим из контрастных образов или чувств. Особенно ярко это проявляется в "О, как ты заботишься о том, чтобы отправить меня в космографический период". Первая представляет собой своего рода трагический балет, в котором противопоставление резко контрастирующего музыкального материала сочетается со смелым сочетанием противоположных образов в стихах современника Уилкса, Джона Донна; последний мадригал представляет собой текст, в котором перечень чудес, о которых рассказывают в недавно открытых уголках света, вызывает калейдоскопическую череду музыкальных образов, контрастирующих с еще большим чудом самого поэта, "чье сердце от страха леденеет, а от любви сгорает". Последний том Уилкса, "Айеры, или Фантастические духи" для трех голосов (1608), разочаровал. В нем мало подлинного органичного контрапункта; часто два из трех голосов переходят в 3-е или 6-е, и мелодический интерес, как следует из названия "ayre", сосредоточен в верхнем голосе. Чтобы компенсировать потерю естественного роста, который обеспечивает контрапункт, Уилкс широко использовал расширенные последовательности, часто на очень коротких мелодических фрагментах. Несмотря на это, все эти песни короткие, и многие из них представляют собой простые бинарные структуры. В то время как две работы с итальянским текстом и "Aye me alas" (лучшее произведение в сборнике) полностью написаны на мадригальском языке, другие, такие как "Strike it up tabor" и "Come sirrah Jacke hoe", имеют ярко выраженный английский колорит как в музыке, так и в текстах песен, которые иногда содержат четкие тематические отсылки; действительно, некоторые из них, возможно, были случайными фрагментами. Уилкс приложил к этому сборнику прекрасную элегию на шесть голосов, посвященную Морли, "Смерть лишила меня моего самого дорогого друга"; две другие элегии появились в его предыдущих томах.
Невозможно точно датировать какую-либо церковную музыку Уилкса, хотя разумно предположить, что большая ее часть, если не вся, была написана после того, как он переехал в Чичестер. За исключением двух пьес, включенных в книгу Лейтона "Слезы или причитания" (RISM 16147), ни одна из них не была опубликована при жизни Уилкса. Одно из произведений Лейтона на самом деле является песней-консортом, а два полных "гимна" Уилкса, "О Джонатан" и "Когда услышал Давид", на самом деле являются священными мадригалами, причем последнее относится к числу его лучших произведений (см. иллюстрацию). Диапазон полных гимнов Уилкса, как по стилю, так и по качеству, очень широк. Среди наиболее откровенно полифонических произведений выделяются "O Lord", "rise" и единственная латинская композиция Уилкса "Laboravi in gemitu meo". Своим последовательным контрапунктом, неторопливым разворачиванием, более архаичным подходом к диссонансу и отсутствием внутренних структурных связей они резко контрастируют с тремя гимнами, в которых английский текст сочетается с повторяющимися латинскими аккламациями, положенными на идентичную или родственную музыку. Бретт подчеркнул, что ряд полных гимнов Уилкса почти наверняка были написаны для внелитургических, даже светских мероприятий, и это вполне может быть справедливо в отношении этих трех. Во-вторых, Gloria in excelsis Deo. Пой, душа моя, Богу и Аллилуйе. Я услышал голос, это создает троичную структуру, но в третьей части, "Осанна сыну Давидову", возгласы одобрения также звучат в середине произведения, напоминая о развитии техники ритурнелло в некоторых мадригалах Уилкса 1600 года, в частности, в "Двух гордых армиях". В этих трех произведениях он стремился к особому блеску и силе, которые достигают максимальной убедительности в концентрированных фрагментах "Осанны", одного из самых звучных и мощных произведений в английском репертуаре. "Аллилуйя" уникальна тем, что это единственный гимн того времени, сохранившийся как в полной, так и в стихотворной форме. Уилкс, по-видимому, вложил больше энергии в стихотворный гимн, возможно, потому, что форма позволяла использовать расширенную композицию с меньшими вокальными силами, чем требовалось для его лучших полных гимнов; таким образом, стихотворный гимн вполне подошел бы ограниченным возможностям хора Чичестерского собора. В целом припевы Уилкса короче и проще, чем у Берда или Гиббонса, и редко склоняются, за исключением некоторых куплетов для солистов-теноров или басистов, к более подвижной декламации, которую использовал Гиббонс. Его настоящим образцом был Берд, и его наиболее ощутимый долг слышен в размеренной поступи большинства его сольных партий, с их тенденцией расширять вступление в двухтактном ритме до продолжения в трехтактном ритме. Несмотря на обычную экспрессивную сдержанность стихотворных гимнов Уилкса, их структурные приемы заметно прогрессивны, развивая интегрирующие приемы, уже отмеченные в другой его музыке. В дополнение к использованию общего материала в двух последовательных разделах и связыванию вступлений двух или более других разделов, Уилкс часто устанавливал особенно тесные связи между своими припевами. Иногда он использовал вариативные приемы, как в песне "Услышь, Господи", которая, пожалуй, является наиболее удачной попыткой выражения личных эмоций во всех его гимнах; в других случаях он прибегал к буквальному повторению, как в идентичных первом и последнем из трех припевов песни "даруй царю суд твой, Боже, один из его лучших стихотворных гимнов. Наиболее многогранным по выражению является "Воскресение Христа", который во многом обязан Берду за интерпретацию того же текста, но, как это ни парадоксально, является единственным, отражающим что-то из мира мадригала. Среди крупнейших композиторов того времени Уилкс написал наибольшее количество англиканских служб. Большинство из них посвящены вечерней службе, хотя обе первые две включают в себя приношение - единственные службы того времени, в которых это было сделано. Шесть из них - богослужения в стихах, остальные четыре - полные. Как и стихотворные гимны Уилкса, они сдержанны в выражении, но при этом отличаются заметным разнообразием как по характеру, так и по задействованию сил, необходимых для каждого из них. Большинство композиций Weelkes связывают свои отдельные движения с помощью мотивов головы и/или хвоста, иногда создавая общую композицию из двух песнопений. В Первой службе такие тождества также присутствуют в основной части каждой части в сложной сети взаимосвязей, что делает эту работу наиболее интегрированной из всех работ Уилкса. Самая привлекательная служба - четвертая, "для высоких частот", в которой используется латинское приветствие из гимна Уилкса "Аллилуйя". Я услышал голос, исполняющий вторую половину "Славословия Святого Димитрия". Другие богослужения также имеют непосредственное отношение к гимнам, в частности, пятиголосное богослужение, в котором есть краткие отрывки, общие с "О, как любезно" и "Все люди хлопают тебе в ладоши", и семиголосное богослужение, в котором есть два отрывка, общих с "О, Господи, даруй королю долгую жизнь". Эта последняя услуга является самой масштабной из всех и является несомненной заслугой великолепного сервиса Byrd, которому она соответствует как по масштабам, так и по достижениям. Единственная другая служба, приближающаяся к нему по масштабу, - это "in medio chori", для которой Уилкс сочинил несколько трехголосных фрагментов для группы певцов, размещенных между партерами хора, в дополнение к обычным солистам и хору.
Немногочисленные инструментальные произведения Уилкса не имеют особого значения. Музыка consort неизменно серьезна по своему характеру; наиболее важными произведениями являются два в номинальной обработке для пяти альтов, одно из которых особенно примечательно своей крайне диссонирующей вступительной имитацией. Главными недостатками Уилкса как вокального композитора были отсутствие реакции на звучание самих слов и неравномерное изобретение мелодики. Как мадригалист, он не мог сравниться с Уилби в умении обрастать отдельными строками словесную фразу, и ему не хватало композиторского чуткого слуха для восприятия текстурного разнообразия, которое может усилить поэтические оттенки текста; не было у него и мастерства вокальной декламации Гиббонса. Огромная сила Уилкса заключалась в яркой изобретательности его очень продуманных музыкальных образов и поразительном блеске полностью разработанной контрапунктической техники, корни которой скорее английские, чем итальянские. Эти черты получили развитие в его мадригалах и были расширены в лучшем из полных гимнов, даже несмотря на то, что более сенсационные образы в мадригалах отсутствуют. Несмотря на более сдержанный стиль богослужений и стихотворных гимнов, в них столь же очевидна структурная предприимчивость других его произведений, а в построении каждого произведения чувствуется постоянная изобретательность. По яркости воображения, звучному контрапункту, дополняющему величественные высказывания, и способности к широкому музыкальному мышлению Уилксу не уступает ни один из его английских современников.
Ноты сочинений Томаса Уилкса на сайте библиотеки IMSLP