Векманн, Маттиас
1616 - 1674
Назад
Weckmann, Matthias
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Маттиас Веккман был немецким композитором и органистом. Его фамилия в почти всех автографах появляется как Веккман. Вероятно, он занимает первое место среди многих тщательно обученных учеников Генриха Шютца, которые впоследствии внесли важный вклад в музыкальную жизнь протестантской Германии. Его относительно немногочисленные сохранившиеся сочинения включают несколько исключительно прекрасных духовных произведений и впечатляющие циклы вариаций на хоралы.
Веккман, вероятно, родился в 1616 или даже в 1615 году, но в любом случае до апреля 1619 года. Он был сыном Якобуса Веккмана, ученого священнослужителя и поэта, и Марии Веккман (урожденной Цириакус). Из-за его склонности к музыке, проявившейся в раннем возрасте, его отец привез его (вероятно, в 1627 или 1628 году) к Генриху Шютцу, директору Дрезденской придворной капеллы курфюрста, который взял на себя руководство его музыкальным образованием. Веккман также получал уроки от других членов капеллы, включая Иоганна Клемма (орган) и Каспара Киттеля (пение); его быстрый прогресс вскоре привел к назначению дискантистом. Когда его голос сломался, к 1632 году, он служил одним из органистов придворной капеллы. В следующем году Шютц взял его в Гамбург, чтобы учиться за счет курфюрста у известного органиста и ученика Свелинка Якоба Преториуса (второго). Веккман также провел время с Генрихом Шайдеманном, что позволило ему, по словам Маттезона, "смягчить строгость Преториуса нежностью Шайдеманна". Он вернулся ко двору в Дрездене в конце 1636 или начале 1637 года, но затем был отправлен с миссией в Гольштейн и Данию, чтобы забрать некоторые музыкальные материалы, принадлежавшие Шютцу. В 1639 году последовало назначение в недавно основанную капеллу сына курфюрста Иоганна Георга. В течение 1642–1646 годов он был "в аренде" в Датской королевской капелле в Нюкёбинге, а между 1647 и 1648 годами он снова отправился на север, посетив Гамбург и Любек, где в 1648 году женился на Регине Бойте, дочери городского музыканта. Франц Тундер, органист церкви Святой Марии, был его шафером. В 1649 году Веккман был повышен до инспектора выборной капеллы.
Последние годы Веккмана в Дрездене ознаменовались началом двух значительных и долговечных дружеских отношений с коллегами-композиторами. В 1649 году певец, композитор и теоретик Кристоф Бернхард присоединился к капелле; он позже последовал за Веккманом в Гамбург, где они работали вместе еще много лет. И.Я. Фробергер встретил Веккмана во время визита ко двору в Дрездене, вероятно, в конце 1649 или начале 1650 года; они продолжали обмениваться письмами, и Фробергер посылал Веккману некоторые из своих сочинений, чтобы проиллюстрировать свой особый стиль.
Жизнь Веккмана вступила в новую фазу, когда в 1655 году он участвовал в конкурсе на вакантные должности органиста в гамбургской Церкви Святого Иакова и связанной с ней Капелле Святой Гертруды. После сообщенно spectacular прослушивания он получил назначение, и вскоре занял центральное место как в сакральной, так и в светской музыкальной жизни города. В 1660 году он основал коллегиум музыкум, который с помощью гамбургской элиты проводил еженедельные концерты в трапезной собора. В них участвовало около 50 человек, включая ведущих музыкантов города, исполняя "лучшие произведения из Венеции, Рима, Вены, Мюнхена, Дрездена и т.д.". Начиная с 1663 года, темную тень отбросила вспышка чумы; среди жертв были старый Шайдеманн и Томас Зелле, кантор гамбургских церквей. Веккман предложил своего старого дрезденского друга Кристофа Бернхарда в преемники Зелле, и вскоре последовало назначение. В 1665 году жена Веккмана умерла; в какой-то момент в течение следующих нескольких лет Веккман посетил своего бывшего покровителя в Дрездене, а в 1669 году он женился на Катарине Роланд, от которой у него было по крайней мере трое детей. Пять лет спустя Веккман умер и был похоронен, с звоном "лучших" колоколов, в Церкви Святого Иакова под органом, на котором он играл так много лет. На заупокойной службе Бернхард дирижировал исполнением произведения Веккмана "На Тебя, Господи, уповаю". В следующем году его вдова вышла замуж за Хинриха Фрезе, преемника Веккмана в Церкви Святого Иакова; она прожила до 1702 года.
Интерес к Веккману в начале XX века изначально был мотивирован поиском традиции, связывающей Шютца с И.С. Бахом. Веккман, как главный ученик и последователь Шютца, который, в свою очередь, мог учить или по крайней мере иметь личные отношения с Букстехуде (что кажется вероятным, хотя и не задокументировано), казался вероятным звеном в этой цепи. По мере того как музыка становилась доступной в новых изданиях (а в последнее время и в записях) и по мере того как ряд запутанных вопросов авторства и текста прояснялся, стало очевидно, что композитор представляет considerable интерес сам по себе. Хотя сохранившихся произведений немного, они показывают его как мастера большинства жанров, вносящего в каждый уникально личный вклад. Среди его сочинений есть несколько впечатляющей оригинальности, богато текстурированных в своем изощренном использовании гармонии и контрапункта, иногда своеобразных, но с экспрессивной интенсивностью, с которой могут сравниться немногие из его современников.
Произведения Веккмана демонстрируют владение широким спектром стилей, отражая широту его обучения и знаний о музыке. От Шютца он перенял итальянскую традицию полифонического письма и выразительного воплощения текста, наследие Габриели и Монтеверди, а от Преториуса — школу органного исполнительства Свелинка и мастерство сложного, мотивно насыщенного контрапункта. Это обучение было дополнено его знакомством с произведениями более молодых итальянских композиторов, исполнявшихся при дрезденском дворе и позже в коллегиуме музыкум в Гамбурге, а также изучением партий таких французских и немецких мастеров, полученных от Фробергера. Основным свидетельством его знаний о других композиторах являются его многочисленные автографные копии их произведений.
Некоторая часть самой прекрасной музыки Веккмана содержится в 12 сохранившихся духовных сочинениях для голосов и инструментов (о других 19 известны только названия и, в некоторых случаях, инструментовка). В отличие от многих композиторов поколения после Шютца, Веккман не включал традиционные хоралы или обработки современной поэзии, а следовал своему учителю, выбирая большинство своих текстов из Священного Писания (за исключением латинских гимнов "Ангельский небесный" и "Царь добродетелей", оба 1665 года). Однако вместо того чтобы трактовать последовательные фразы текста в мадригалистических отрезках, он распределял их по протяженным разделам или частям, различным по форме, жанру и инструментовке, включая плотные имитационные хоры, некоторые из которых напоминают инструментальные фуги; декламационные разделы для одного или нескольких голосов в старом монодическом стиле или приближающиеся к новому итальянскому оперному речитативу; трехдольные арии, несколько на квази-остинатных басах «жалобы» (две такие арии, обе предваряемые речитативом, появляются в произведении «Как опустошен город»); и чисто инструментальные прелюдии и интерлюдии (например, «битва» в произведении «Не плачь»).
По своему характеру духовные сочинения Веккмана варьируются от величественных, таких как "Поднялась борьба", написанного для трех хоров (двух вокальных и одного инструментального) и наполненного звуками битвы и триумфа, до камерных: очаровательный диалог Благовещения "Радуйся, Благодатная", с двумя флейтами, сопровождающими Марию, и двумя скрипками, сопровождающими архангела. Это последнее произведение, начала 1660-х годов, содержит интересные отсылки к "Орфею" Монтеверди, а также к Рождественской оратории Шютца. Однако среди самых запоминающихся работ — четыре, сохранившиеся в автографе 1663 года, вероятно, написанные как отклик на эпидемию чумы: "Как опустошен город"; "Сион говорит"; "Не плачь"; и "Господи, если только я у Тебя". Было высказано предположение, что первые три образуют цикл, движущийся от глубины отчаяния в начальном речитативе "Как опустошен город" к празднованию небесного блаженства в протяжной чаконе "Аминь", завершающей "Не плачь".
Девять циклов вариаций на хоралы для органа близко соперничают с этими произведениями в безупречном мастерстве и диапазоне формы и выразительности. Отдельные стихи представляют и часто усиливают почти каждую вариационную технику, практиковавшуюся предшественниками Веккмана, от ученых канонических обработок кантус фирмуса (в "Вот спасение" и "О светлая Троица") до развернутых эхо-фантазий (стих 2 первой обработки "Хвала Тебе"). Их фактура варьируется от густой шестиголосной имитационной полифонии с двойной педалью (стих 7 "Вот спасение") до изобилующих солирующими фигурациями на фоне выдержанных, чувственных гармоний (стих 2 "Песнь Богородицы" второго тона). "Вот спасение" и "О светлая Троица" стоят особняком от других циклов благодаря своему монументальному замыслу; на исполнение каждого требуется примерно полчаса, а количество стихов указывает на то, что они не могли предназначаться для обычной литургической практики альтернативного пения. Давидссон предполагает, что их исполняли на субботней вечерне, непосредственно после проповеди.
Вопросы, когда-то поднятые относительно авторства Веккмана в отношении многих свободных клавирных произведений, в основном разрешены, хотя сомнения в отношении нескольких пьес сохраняются. Несколько токкат отмечены поразительными риторическими жестами, резкими остановками и началами, капризными фигурациями, поразительными гармониями и растянутыми секвенциями, создающими эффект, даже более чем обычно в этом жанре, спонтанной импровизации. Канцоны следуют старой традиции вариационной канцоны, хотя некоторые их протяженные темы напоминают темы более поздних барочных фуг. Танцы, все в минорных тональностях, представляют собой миниатюры, показывающие Веккмана с его самой интимной и выразительной стороны; их фрагментированная фактура напоминает Фробергера, как и всепроникающее настроение задумчивой меланхолии. Более легкий тон задают ансамблевые сонаты с их красочной инструментовкой, остроумной мотивной игрой и частыми сменами характера; как и все произведения Веккмана, они полны сюрпризов и изобретательных штрихов. Даже девять простых песен на тексты по случаю для свадеб и других церемоний часто выходят за рамки обычного.
Большое количество сохранившихся автографов, содержащих собственные сочинения Веккмана и произведения других композиторов, образуют особенно интересный комплекс документов. Это важно не только потому, что они передают уникальные копии многих произведений в целом точных текстов и показывают широкий репертуар, которым композитор, очевидно, интересовался, но и благодаря многочисленным аннотациям, которые он добавил в партитуры и на поля. Аннотации к произведениям других авторов содержат комментарии (в одном случае довольно язвительные) о пьесе, указывают на контрапунктические неправильности, сообщают об изменениях в оригинальной нотации или отмечают издание, с которого была сделана копия. В аннотациях к своим собственным произведениям Веккман обращал внимание на необычные диссонансы (предположительно, чтобы подтвердить, что они были преднамеренными, а не ошибками) и иногда давал исполнительские указания, как в произведении "Как опустошен город", где он просит, чтобы сопрано и бас располагались на некотором расстоянии друг от друга, вероятно, для усиления эффекта диалога.
Список подтвержденных и вероятных автографов приведен в работе Ортгиса. Скопированный репертуар включает многочисленные масштабные хоровые сочинения итальянских и немецких композиторов, включая Шютца и Монтеверди, отрывки из светских кантат и опер Кариссими и Чести, органные произведения Якоба Преториуса, Шайдеманна и Свелинка, а также клавесинные пьесы Шамбоньера, Фробергера, Керля и других французских и немецких авторов. Этот последний сборник, обычно известный как рукопись Хинтце, очевидно, включает материалы, которые Веккман получил от Фробергера. Важная клавирная антология "Линар A1" больше не считается написанной рукой Веккмана, хотя некоторые до сих пор полагают, что он может быть автором одной пьесы оттуда, "Люцидор — один из пастухов", подписанной инициалами "MW". Вопрос о том, был ли он ответственен за копию "Правил композиции" Свелинка, ранее приписывавшуюся ему, остается нерешенным (хотя она, по-видимому, была в его владении); копия, считавшаяся утерянной со времен Второй мировой войны, была вновь обнаружена, и предварительное изучение поставило под сомнение атрибуцию. Другой вопрос, который еще предстоит исследовать, — мог ли он быть автором ряда пьес, скопированных его рукой без указания авторства, в частности некоторых органных обработок в табулатуре Целлерфельда.
Духовные вокально-инструментальные сочинения
Утерянные произведения
Камерная музыка
Клавирная музыка
Сомнительные произведения
Прочие произведения
Ноты сочинений Маттиаса Векманна на сайте библиотеки IMSLP