Векер, Георг Каспар
1632 - 1695

Назад

Wecker, Georg Caspar

Портрет композитора Георг Каспар Векер

  • Дата рождения: крещен 2 апреля 1632
  • Место рождения: Нюрнберг, Германия
  • Дата смерти: 20 апреля 1695
  • Место смерти: Нюрнберг, Германия

Биография

Георг Каспар Веккер был немецким органистом, композитором и учителем. После уроков у своего отца, Иоганна, "золотопрядильщика", он так успешно развивался под руководством Киндерманна, что "в возрасте 16 лет ему разрешили играть на клавире в церквях". Всю свою карьеру он проработал органистом в Нюрнберге: с 19 лет в церкви Святой Вальпурги, с трех лет спустя (1654) в церкви Фрауэнкирхе, с 1658 по 1686 год в церкви Эгидиенкирхе и с 1686 года до своей смерти в приходской церкви Святого Зебальда, где его преемником стал Иоганн Пахельбель.

Веккер и несколько более старший Генрих Швеммер важны в учительско-ученической традиции нюрнбергской школы XVII века, происходящей от Иоганна Штадена через его ученика Киндерманна к Швеммеру и Веккеру и далее к их ученикам четвертого поколения: Николаусу Дайнлю, И.Б. Шютцу, Максимилиану Цайдлеру, Иоганну Кригеру и Пахельбелю. От Швеммера они обучались пению и основам музыки, после чего Веккер учил их клавишным инструментам и композиции. Другими учениками Веккера были Иоганн Лёнер, печатник В.М. Эндер, К.Ф. Витт и Николаус Феттер. Веккер, очевидно, снискал определенную славу как органист, ибо Принц писал, что приехал из Вены в Нюрнберг, "где я услышал выдающегося органиста Георга Каспара Веккера".

Творчество

Из немногих сохранившихся работ Веккера наиболее важными являются пять кантат - три рукописные и две, сохранившиеся из печатного издания 1695 года. Единственные другие работы - одна клавирная фуга и одна светская и 37 духовных строфических песен. Хотя Эндер писал в 1719 году, что Веккер "всегда думал об улучшении музыки", сохранившиеся работы не содержат новшеств. Как и большинство нюрнбергских композиторов, он мало и неоригинально использовал музыкально-риторические фигуры, был мастером концертирующей техники, проявлял дарование в написании сольных песен и не использовал ни речитатив, ни неподготовленные диссонансы.

Произведения

Духовные концерты:

  • "Восемнадцать духовных концертов" ("XVIII Geistliche Concerten") для 2-4 голосов, 5 инструментов по желанию (1695) - утеряно; 2 кантаты из этого сборника сохранились

Светские произведения:

  • "Князь Август, равного которому мы в нашем немецком круге" ("Fürst Augustus, dessen gleichen, wir in unserm teutschen Kreiss") для 1 голоса, 6 струнных и бассо континуо (1622) - новогоднее приветствие герцогу Августу Брауншвейг-Люнебургскому

Погребальные песни:

  • "Доброй ночи! Все завершено" ("Gute Nacht! es ist vollendt") для 4 голосов (Зульцбах, 1670)
  • "Туман, тени, пар и дым" ("Nebel, Schatten, Dampf und Rauch") для 1 голоса, 4 струнных и бассо континуо (1672)

Духовные песни:

  • Многочисленные духовные песни для 1 голоса и бассо континуо, опубликованные в различных сборниках (1659, 1676, 1680, 1691)

Отдельные духовные произведения:

  • "Единому Богу на небесах слава" ("Allein Gott in der Höh sey Ehr") для 6 голосов, 4 струнных, 2 труб, 2 тромбонов, фагота и бассо континуо
  • "Возрадовался я" ("Laetatus sum") для 5 голосов, 4 струнных и бассо континуо
  • "О, Господи, помоги" ("O Herr hilf") для 4 голосов, 4 струнных и бассо континуо (1702)

Инструментальная музыка:

  • "Фуга" для клавира - утеряна, но опубликована в более поздних изданиях

Утерянные произведения:

  • Восемь других духовных работ, 1-5 голосов, 3-7 инструментов, упомянутых в инвентарях

Ноты сочинений Георга Каспара Векера на сайте библиотеки IMSLP