Уорд, Джон
1589 - 1638

Назад

Джон Уорд (John Ward) - Английский композитор

Родился в 1589 году - умер до 31 августа 1638 года. 

Существует две теории относительно его биографии. Согласно одной из них, композитор жил с 1571 по 1617 год и был младшим каноником Кентерберийского собора. О происхождении и семье композитора из Кентербери свидетельствует его родословная, представленная во время посещения Эссекса герольдами в 1634 году. Однако этот документ не подтверждает какой-либо связи с тамошним собором, и его идентификация с младшим каноником зависит от даты смерти 1617 года, что оспаривается тем фактом, что композитор, чей нотный почерк сохранился (в GB-Och 61-6), все еще подписывал казначейские документы в 1638 году.. Он может быть сыном младшего каноника или, как вариант, Джона Уорда-старшего, который всю жизнь был слугой Элизабет Смит из Эшфорда и Вестхангера, графство Кент, жены (с 1594 года) сэра Генри Фэншоу, казначея Лондонского казначейства и великого мецената. Уорд был певчим в кафедральном соборе (1597-1604) и королевским стипендиатом (1604-1677) классической школы в Кентербери. Вскоре после окончания школы он присоединился к процветающему музыкальному сообществу в доме сэра Генри Фэншоу. Сэр Генри умер в 1616 году, и поддержка музыкального истеблишмента резко сократилась при его сыне, сэре Томасе. Где-то между 1616 и 1621/2 годами Уорд занял скромную должность адвоката (то есть заместителя подчиненного) при сэре Томасе, который сменил своего отца на посту летописца. В мае 1638 года Уорд все еще занимал свой пост на Уорик-лейн, недалеко от собора Святого Павла. Вполне вероятно, что он поддерживал свои отношения с the Fanshawes в течение многих лет, и что его новая база в Лондоне способствовала сочинению музыки consort. К моменту составления завещания, 1 апреля 1636 года, он жил в Илфорд-Магна, графство Эссекс, и владел собственностью. В различных источниках современников его называют ‘джентльменом’. От брака с Томазиной Кли у него было трое детей, но нет никаких свидетельств того, что его сын Джон также был композитором, как предполагают некоторые комментаторы. Его жена пережила его и 31 августа 1638 года подтвердила его завещание. Сохранившиеся сочинения Уорда состоят из мадригалов как в печатных, так и в рукописных источниках, духовной музыки с аккомпанементом для виолончели и без него, а также большого количества музыки для виолончелей. Его сборник мадригалов (1613) был посвящен сэру Генри Фэншоу. Благодарность Уорда своему покровителю была выражена в посвящении, где он назвал свои мадригалы "образцами" своей музы, "созданными для вашего удовольствия и оберегаемыми мягким спокойствием вашей благосклонности; все, что я смогу создать в дальнейшем, принадлежит вам". Уорд создал тексты высокого поэтического качества, включая стихи Сидни и Дрейтона. Тем не менее, иногда он был нечувствителен к подбору текстов, особенно в тех случаях, когда небрежно вырывал несколько стихотворных строк из контекста, как, например, в "Однажды сбежавшем сатире", где четыре строки вырваны из сонета Сидни. Уорд серьезно подходил к своим мадригалам, и даже тем, что состоят из трех и четырех частей, не хватает беззаботного настроения, присущего аналогичным произведениям многих его современников. Он всегда стремился передать текст в истинно итальянской мадригальной традиции, порой создавая словесную живопись самого очевидного и наивного рода; иногда, однако, это придает его музыке глубокую выразительность, как, например, в "Приходи, соболиная ночь" и "Если глубоко вздохнуть". Большое количество источников 17-го века, содержащих сочинения Уорда для виолончелей, доказывает, что они были широко известны при его жизни. Музыка варьируется от коротких пьес для двух виол до пространных фантазий из шести частей. Уверенная, хотя и порой механическая, его техника игры на виоле демонстрирует сильное чувство инструментального стиля и четкое осознание драматической ценности тонального и стилистического контраста между отдельными фрагментами многих его фантазий. Здесь, как и в своих мадригалах, Уорд проявил себя наилучшим образом, когда писал в пяти и шести частях. Трудно датировать большую часть музыки для viol consort, но ее большая стилистическая зрелость позволяет предположить, что она была написана позже, чем его вокальная музыка. Пятичастные консорты появились по стилю позже шестичастных, которые имеют гораздо больше общего с его мадригалами. Большинство произведений из пяти частей были написаны до 1619 года, когда Фрэнсис Тригиан, переписчик одного из их источников (GB-Lbl Egerton 3665), умер. За исключением двух не сопровождаемых композиций в "Слезах и причитаниях" Лейтона (RISM 16147), священные произведения Уорда длинные, но структурно хорошо объединены благодаря тонкому использованию тематических перекрестных ссылок. В 17 веке были опубликованы четыре гимна и вечерняя служба. Первая служба и гимн в стихах для двух басов "Да восстанет Бог" отличаются выдающимся качеством. Мадригальский дух присутствует во всей его духовной музыке, и главным средством выражения наиболее острых моментов в его текстах было необычное и (для его времени) прогрессивное использование диссонанса. Многочисленные светские источники, в которых сохранилась его духовная музыка, – в частности, "Tristitiae remedium" Томаса Мириэлла (GB-Lbl, Add.29372-7, 1616) и "Девственная книга" Уилла Форстера (Gb-Lbl, R.M.24.d.3, 1624) – позволяют предположить, что многие произведения были написаны для домашнего использования. (Произведения Уорда в последнем издании - это не музыка для клавишных соло, а аккомпанемент к его трехчастным гимнам.) Некоторые произведения являются случайными: после смерти принца Генриха в 1612 году не было создано ничего более дорогого (как, например, мадригал "Пролей свои слезы"). Этот радостный день ознаменован провозглашением Генриха (1610) или Чарльза (1616) принцами Уэльскими, а также, по справедливости, смертью сэра Генри Фэншоу в том же году. Еще два произведения (в GB-Och 61-6) могут быть приписаны Уорду на основании почерка и стиля: "Воспрянь, душа моя" для пяти голосов и альтов и (с меньшей уверенностью) без сопровождения шестичастный мотет "Vota persolvam". Определенные стилистические черты прослеживаются во всех композициях Уорда. Его использование диссонанса было наиболее характерным и часто магическим по своему эффекту: приемы, которые он использовал, всегда были логическим результатом сочетания сильных и индивидуальных мелодических линий. За исключением пятичастных консортов, в нем нет примеров чрезмерного хроматизма, а несколько более мягких примеров, которые встречаются в его вокальной музыке, совпадают с намеками на боль или мучение в тексте. Некоторые перегруженные формулы (например, две части, идущие параллельно на 3-й или 6-й ноте), часто механические последовательности и, прежде всего, его несколько ограниченное изобретение ритма снижают качество многих композиций Уорда, которые в противном случае могли бы соперничать по своему совершенству с произведениями Берда, Гиббонса и Томкинса.

Ноты сочинений Джона Уорда на сайте библиотеки IMSLP