Вальтер, Иоганн Якоб
1650 - 1717

Назад

Иоганн Якоб Вальтер (Johann Jakob Walther) - Немецкий скрипач и композитор

Родился в 1650 году, Виттерда, северный Эрфурт - умер 2 ноября 1717 года, Дмайнц. 

По словам Иоганна Готфрида Вальтера, он научился игре на скрипке у поляка, слугой которого стал. Он находился во Флоренции примерно с 1670 года до, самое позднее, конца 1673 года, когда вернулся в Германию. С 1 января 1674 года он состоял на службе у курфюрста Саксонии в Дрездене в качестве "главного скрипача с камерой’. К 1681 году он переехал в Майнц, где работал клерком и "итальянским секретарем" в избирательном суде и где оставался до своей смерти. Вместе с Бибером Вальтер был самым выдающимся и смелым скрипачом-композитором конца XVII века в Германии и Австрии, который развивал виртуозные техники, включающие полифоническое письмо, многократные остановки и использование высоких позиций: Фетис назвал его "Паганини своего века’. В то время как Бибер, используя многократную остановку, интересовался главным образом скордатурой, Вальтер решительно отвергал ее, предпочитая имитацию других музыкальных инструментов, птиц и животных. При этом он следовал по стопам таких композиторов, как Бьяджио Марини, Карло Фарина (который также работал при дрезденском дворе и чье "Каприччио страваганте" (1627) является ярким примером такой живописной музыки), Марко Уччеллини, И.Х. Шмельцер и даже сам Бибер. Он известен только по двум музыкальным сборникам: "Скерцио для скрипки соло с непрерывным басом на органе и аккомпанемент чембало для альта" (Дрезден, 1676, 2/1687; изд. в EDM, 1-я серия, XVII, 1941) и Hortulus chelicus uni violino duabus, tribus и четыре отдельных аккорда, имитирующие звуковую гармонику по модулю (Майнц, 1688/R) в "Мастерах скрипки", ii (Нью-Йорк и Лондон, 1981), 2/1694, также 3/1708, согласно Вальтеру; изд. трех произведения, а также цитаты из других современных переизданий отдельных произведений в Саславе). Большинство произведений в "Скерциане" написаны в свободной форме, напоминая ранние сонаты своими резкими сменами темпа и размера: в "Гортани челикусе" большинство движений похожи на танцевальные, характерные для "сонаты да камера". В обоих томах также много вариаций и разнообразных строфических арий в форме АА "ББ". Но наиболее характерными произведениями Вальтера являются те, в которых преобладают программные элементы. В "Серенаде у сердца скрипки" ("Hortulus chelicus", № 28) Вальтер изобразил "хор" скрипок, дрожащего органа, волынок, труб, литавр, шарманки и гитары; Галли и галлин, Скерцио д'Аугелли с иль [так в оригинале] Куччи и Леуто Гарпеджанте и другие. россиньоло, относятся к числу тех работ, в которых имитируются различные птицы.

Ноты сочинений Иоганна Якоба Вальтера на сайте библиотеки IMSLP