Вальтер, Иоганн Якоб
1650 - 1717
Назад
Иоганн Якоб Вальтер (Johann Jakob Walther) - Немецкий скрипач и композитор
Родился в 1650 году, Виттерда, северный Эрфурт - умер 2 ноября 1717 года, Майнц.
По словам Иоганна Готфрида Вальтера, немецкого органиста, композитора, теоретика музыки, лексикографа (составителя справочника “Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека”), Иоганн Якоб научился игре на скрипке у поляка, слугой которого стал. Он находился во Флоренции примерно с 1670 года до, самое позднее, конца 1673 года, где работал скрипачом при дворе Козимо III Медичи. С 1 января 1674 года он состоял на службе у курфюрста Саксонии в Дрездене в качестве главного скрипача и камердинера. Двагода спустя был опубликован первый из двух дошедших до нас сборников его музыки под названием " Scherzi da Violino Solo e basso continuo, 1676" ("Скерцодля скрипки соло с бассо континуо"). В нем было 40 произведений. После смерти своего покровителя в Дрездене Вальтер в 1680 году переехал в город Майнц, где стал священником, церковным чиновником, работал клерком и "итальянским секретарем" в избирательном суде при дворе курфюрста Священной Римской империи Майнца и где оставался до своей смерти. В 1686 году он опубликовал второй сборник произведений "Hortulus chelicus", в который вошли 28 произведений. Она пользовалась таким успехом, что в 1694 году вышло второе издание, теперь уже под немецким названием "Wohlgepflanzter Violinischer Lustgarten" ("Благоустроенный сад скрипичных наслаждений"). Вместе с Бибером Вальтер был самым выдающимся и смелым скрипачом-композитором конца XVII века в Германии и Австрии, который развивал виртуозные техники, включающие полифоническое письмо, множество вариаций и использование высоких позиций: Фетис назвал его “Паганини своего века”. В то время как Бибер интересовался главным образом скордатурой, Вальтер решительно отвергал ее, предпочитая имитацию других музыкальных инструментов, птиц и животных. При этом он следовал по стопам таких композиторов, как Бьяджио Марини, Карло Фарина (который также работал при дрезденском дворе и чье "Каприччио страваганте" (1627) является ярким примером такой живописной музыки), Марко Уччеллини, И.Г. Шмельцер и даже сам Бибер. Он известен только по двум музыкальным сборникам: “Скерцо для скрипки соло с басом континуо” и “Hortulus Chelicus”, 1688. Большинство произведений в "Скерциане" написаны в свободной форме, напоминая ранние сонаты своими резкими сменами темпа и размера: в “Hortulus Chelicus” большинство движений похожи на танцевальные, характерные для "сонаты да камера". В обоих томах также много вариаций и разнообразных арий. Но наиболее характерными произведениями Вальтера являются те, в которых преобладают программные элементы. В “Hortulus chelicus” Вальтер изобразил "хор" скрипок, дрожащего органа, волынок, труб, литавр, шарманки и гитары. Многие сюиты относятся к числу тех работ, в которых имитируются различные птицы. Эти скрипичные произведения содержат технические приемы чрезвычайной сложности, включая сложные двойные ноты и арпеджио; среди немецких скрипачей XVII века, чьи инновации непосредственно привели к созданию сонат и партит для скрипки соло И.С. Баха, его можно сравнить только с Генрихом Игнацем фон Бибером и Иоганном Паулем фон Вестхоффом.
Ноты сочинений Иоганна Якоба Вальтера на сайте библиотеки IMSLP