Вальтер, Иоганн Готфрид
1684 - 1748

Назад

Иоганн Готфрид Вальтер (Johann Gottfried Walther) - Немецкий органист, композитор, теоретик и лексикограф

Родился 18 сентября 1684 года, Эрфурт - умер 23 марта 1748 года, Веймар. 

Его отцом был Иоганн Стефан Вальтер, эрфуртский фабрикант тканей; его мать, Марта Доротея, урожденная Ламмерхирт, была близкой родственницей семьи И.С. Баха. Автобиография Вальтера была опубликована в журнале Mattheson's Grundlage einer Ehren-Pforte. Его образование началось в возрасте четырех лет с частных занятий; в 1691 году он поступил в младшую школу в Эрфурте. Уроки игры на органе были начаты у Иоганна Бернхарда Баха, органиста церкви Кауфмана, и продолжены у его преемника Иоганна Андреаса Кречмара. Вальтер сказал, что менее чем за год научился петь достаточно хорошо, чтобы стать солистом в церковных музыкальных коллективах. По словам Вальтера, его учителем был Якоб Адлунг, но, вероятно, он имел в виду Дэвида Адлунга, отца Якоба. Последний, родившийся в 1699 году, в начале 1720-х годов подружился с Вальтером и позже стал выдающимся эрфуртским органистом и теоретиком. В 1697 году Вальтер поступил в Ратсгимназиум, где получил гуманитарное образование. Летом 1702 года он получил свою первую должность органиста в церкви Томаскирхе в Эрфурте. Он поступил в Эрфуртский университет, чтобы посещать лекции по философии и юриспруденции, но вскоре решил полностью посвятить себя музыке. Он всю жизнь изучал теорию музыки, читая трактаты Веркмейстера, Фладда и Кирхера, и в течение короткого периода изучал композицию у Баттштетта. Осенью 1703 года он отправился путешествовать, посетив сначала Франкфурт (вероятно, на книжную ярмарку) и Дармштадт. Следующей осенью он отправился в Магдебург, а также в Хальберштадт, где познакомился с Андреасом Веркмайстером, одним из самых выдающихся имен в немецкой музыке того времени, органистом и автором крупных трудов по теории музыки. Веркмайстер симпатизировал юному Вальтеру, преподнес ему в подарок трактат Барифона "Музыка плеяд" (Хальберштадт, 1615) и впоследствии регулярно переписывался с ним и посылал ему ноты, в том числе клавишные произведения Букстехуде. В Хальберштадте Вальтер также навестил своего друга Иоганна Граффа, который был учеником Иоганна Пахельбеля в Эрфурте. В 1706 году он отправился в Нюрнберг, чтобы учиться у сына Пахельбеля Вильгельма Иеронимуса, которого он знал еще в детстве, проведенном в Эрфурте. Годы ученичества Вальтера закончились 29 июля 1707 года, когда он был назначен органистом в Городскую церковь Святых Петра и Павла в Веймаре, и эту должность он занимал до самой своей смерти. Сразу же по приезде в Веймар он был назначен учителем музыки принца Иоганна Эрнста, племянника правящего герцога Вильгельма Эрнста; первый был одаренным музыкантом, и после его возвращения из Утрехтского университета в 1713 году Вальтер также преподавал ему композицию. Вальтер посвятил Иоганну Эрнсту свой рукописный трактат "Основы музыкальной композиции" (1708), и ранняя смерть принца в 1715 году стала для Вальтера тяжелой потерей. В 1708 году И.С. Бах, двоюродный брат Вальтера, поступил на службу в придворную капеллу герцога, и между этими исключительно одаренными коллегами, которые были почти ровесниками, завязалась взаимовыгодная дружба. В 1712 году Бах стал крестным отцом старшего сына Вальтера. Из восьми детей Вальтера две дочери и два сына пережили его; младший сын, Иоганн Кристоф (1715-1771), продолжил карьеру органиста своего отца (в 1751 году он был назначен в Ульмский кафедральный собор). Последнее важное профессиональное назначение в карьере Вальтера произошло в 1721 году, когда его пригласили присоединиться к герцогскому оркестру в качестве главного музыканта. Большая часть карьеры Вальтера была сосредоточена на его обязанностях органиста и обучении многих частных учеников. Он написал духовную вокальную музыку, многочисленные хоральные прелюдии и другую органную музыку. Особенно ценным в плане его постоянного влияния на историю музыки было его энергичное стремление к музыкальным знаниям и собирание замечательной музыкальной библиотеки и книг по музыке. Его энтузиазм привел к идее опубликования словаря музыкантов и музыкальных терминов - монументального музыкального лексикона (Лейпциг, 1732). Последние годы жизни Вальтера были отмечены все возрастающим разочарованием. Число его частных учеников уменьшалось. По неясным причинам он не получил более высокой должности и вознаграждения, хотя у него было несколько возможностей стать кантором церкви, в которой он был органистом. Аналогичным образом, когда Бах покинул веймарский двор, чтобы занять должность в Кетене, Вальтер был обойден вниманием в поисках преемника Баха. Его финансовое положение ухудшилось, и он был вынужден продать большую часть своей обширной библиотеки. Наконец, осенью 1745 года его здоровье настолько ухудшилось, что он попросил своего младшего сына Иоганна Кристофа вернуться из Йены, где тот был студентом, чтобы заменить своего отца на посту органиста. Последний удар по гордости Вальтера был нанесен, когда герцог Эрнст Август отказал ему в просьбе назначить его сына своим преемником на посту органиста в Веймаре. Вальтер - заметная фигура в истории немецкой музыки эпохи барокко. Его величайшим вкладом является "Музыкальный словарь", первый крупный музыкальный словарь на немецком языке и первый на любом другом языке, включающий как музыкальные термины, так и биографии музыкантов прошлого и настоящего (см. иллюстрацию). К неизменной признательности историков музыки, он служит все еще неисчерпаемым хранилищем фактов о музыкальных условиях, концепциях, исполнительских практиках, основных композиторах и писателях, писавших о музыке вплоть до первых десятилетий 18-го века. Талант Вальтера к систематизации музыкальных знаний основывался на ряде более ранних музыкальных словарей различного рода, в частности, как он сам ясно дал понять, на работе Себастьена де Броссара (Париж, 1703). Однако Вальтер задумывал свою работу как всеобъемлющее собрание биографических и библиографических сведений, а также как полное собрание европейской музыкальной терминологии, какой он ее знал. Словарь Musicalisches включает более 3000 музыкальных терминов; в работе использованы материалы более чем 200 авторов и 250 источников, в первую очередь Маттесона, на работы которого сделано более 200 ссылок. Превосходное владение Вальтером материалами по теории и истории музыки проявляется в широком спектре этих источников, включая большинство европейских трактатов 17-го века, а также более ранние трактаты эпохи Возрождения и произведения античности, цитируемые в "Antiquae musicae" Мейбома 1652 года (см. ценную статью Эггебрехта).. Вальтер продолжал работать над своим словарем после его публикации и надеялся опубликовать второе, переработанное издание, для которого он завершил рукопись (в формате A-Wgm). Многие изменения и дополнения, сделанные Вальтером, были впоследствии включены Э.Л. Гербером в его "Словарь тонкописца" (Лейпциг, 1790-92). Как теоретик Вальтер представлен в трактате, написанном в начале его карьеры, вероятно, в качестве учебного пособия для принца Иоганна Эрнста. "Основы музыкальной композиции" - это важная подборка теоретических концепций, почерпнутых в основном из трактатов 17-го века. Она разделена на две большие части, в первой из которых рассматриваются основы музыки, такие как нотация и гаммы, и приводится краткий список музыкальных терминов, расположенных в алфавитном порядке, что является очевидным первым шагом на пути к последующему музыкальному словарю. Однако более важной является вторая часть, озаглавленная "Поэтическая музыка", в которой излагаются немецкие концепции композиторского искусства эпохи среднего барокко, как в практическом применении музыкальных материалов, таких как интервалы, консонансы и диссонансы, аккорды и контрапунктические приемы, так и в акцентировании внимания на технике подходит для выражения эмоциональных коннотаций слов. Работа Вальтера содержит важное объяснение музыкально-риторических фигур, которые играли важную роль в композиционной практике немецких композиторов эпохи барокко. Вальтер, по-видимому, никогда не собирался публиковать свой трактат, на который он часто опирался при составлении своего словаря (см. издание Бенари и его важное обсуждение этой работы). Как композитор, Вальтер сообщил в своей автобиографии, что он написал "92 вокальных и 119 клавишных произведения на основе хоралов", а также 78 произведений других композиторов, которые он аранжировал для клавишных. Сохранилась только одна вокальная работа - "Kyrie, Christe, Kyrie eleison", в которой говорится о том, что дом принадлежит только тебе (на D-Bsb). Большинство органных произведений Вальтера были опубликованы ("ДДТ", xxvi–xxvii; комментарии к произведениям, ложно приписываемым Вальтеру в этом издании, см. в "Брейге"). В основном это хоральные прелюдии – более 100, – которые варьируются от кратких двух- и трехчастных переложений до обширных хоральных партит и хоральных фуг. Эти великолепно разнообразные произведения демонстрируют большинство техник хоральных вариаций, разработанных немецкими композиторами, начиная с Пахельбеля и включая Бема, Букстехуде и, конечно же, Баха. Хоральные вариации Вальтера неизменно обладают высочайшими достоинствами, возможно, единственные, сравнимые с баховскими образцами этого жанра (см. обсуждение Зайффертом хоральных прелюдий Вальтера). Тесная личная дружба с Бахом, несомненно, повлияла на то, как Вальтер обращался с хоралом, но, тем не менее, его сочинения в высшей степени индивидуальны по стилю. Чувствительность Вальтера к эмоциональным оттенкам мелодий, его богатое гармоническое разнообразие, блестящая клавишная техника, основанная на мотивном контрапункте, и сила контрапунктических идей - все это достойно сравнения с органными хоралами Баха.

Ноты сочинений Иоганна Готфрида Вальтера на сайте библиотеки IMSLP