Вальтер, Иоганн Готфрид
1684 - 1748

Назад

Walther, Johann Gottfried

Портрет композитора Иоганн Готфрид Вальтер

  • Дата рождения: 18 сентября 1684 г.
  • Место рождения: Эрфурт
  • Дата смерти: 23 марта 1748 г.
  • Место смерти: Веймар

Биография

Иоганн Готфрид Вальтер был немецким органистом, композитором, теоретиком и лексикографом. Его отцом был Иоганн Штефан Вальтер, эрфуртский ткач; его мать, Марта Доротея, урожденная Леммерхирт, была близкой родственницей семьи Иоганна Себастьяна Баха. Автобиография Вальтера была опубликована в книге Маттезона "Основание врат чести". Его образование началось в возрасте четырех лет с частных уроков; в 1691 году он поступил в низшую школу Эрфурта. Уроки игры на органе начались у Иоганна Бернхарда Баха, органиста церкви Кауфманскирхе, и продолжились у его преемника, Иоганна Андреаса Кречмара. По словам Вальтера, он научился петь достаточно хорошо, чтобы стать солистом в церковных музыкальных представлениях, менее чем за год. Согласно Вальтеру, его учителем был Якоб Адлунг, но, вероятно, он имел в виду Давида Адлунга, отца Якоба. Последний, родившийся в 1699 году, стал другом Вальтера в начале 1720-х годов и позже известным эрфуртским органистом и теоретиком.

В 1697 году Вальтер поступил в городскую гимназию, где получил гуманитарное образование. Летом 1702 года он получил свою первую должность органиста в церкви Святого Фомы в Эрфурте. Он поступил в Эрфуртский университет, чтобы посещать лекции по философии и праву, но вскоре решил полностью посвятить себя музыке. Он начал пожизненное изучение музыкальной теории, читая трактаты Веркмайстера, Флудда и Кирхера, и в течение короткого периода изучал композицию у Буттштетта. Осенью 1703 года он начал путешествовать, отправившись сначала во Франкфурт (вероятно, на книжную ярмарку) и Дармштадт. Следующей осенью он поехал в Магдебург, а также в Хальберштадт, где встретил Андреаса Веркмайстера, одного из самых выдающихся имен в немецкой музыке того времени, органиста и автора крупных работ по музыкальной теории. Веркмайстер благосклонно отнесся к молодому Вальтеру, подарил ему трактат Барифона "Музыкальные Плеяды" (Хальберштадт, 1615) и впоследствии регулярно переписывался с ним и присылал ему музыку, включая клавирные сочинения Букстехуде. В Хальберштадте Вальтер также навестил своего друга Иоганна Граффа, который был учеником Иоганна Пахельбеля в Эрфурте. В 1706 году он отправился в Нюрнберг, чтобы учиться у сына Пахельбеля, Вильгельма Иеронима, с которым был знаком с детства, проведенного вместе в Эрфурте.

Годы ученичества Вальтера закончились 29 июля 1707 года, когда он был назначен органистом в Городскую церковь (Святых Петра и Павла) в Веймаре, должность, которую он сохранял до своей смерти. Сразу по приезде в Веймар он стал учителем музыки принца Иоганна Эрнста, племянника правящего герцога Вильгельма Эрнста; последний был одаренным музыкантом, и после его возвращения из Утрехтского университета в 1713 году Вальтер также обучал его композиции. Вальтер посвятил свою рукописный трактат "Наставления по музыкальной композиции" (1708) Иоганну Эрнсту, и ранняя смерть принца в 1715 году стала тяжелой утратой для Вальтера.

В 1708 году Иоганн Себастьян Бах, двоюродный брат Вальтера, вступил в герцогскую придворную капеллу, и между этими исключительно одаренными коллегами, почти ровесниками, началась дружба, принесшая большую взаимную пользу. В 1712 году Бах стал крестным отцом старшего сына Вальтера. Из восьми детей Вальтера две дочери и два сына пережили его; младший сын, Иоганн Кристоф (1715–1771), последовал карьере отца-органиста (в 1751 году он был назначен в собор Ульма). Последнее важное профессиональное назначение в карьере Вальтера произошло в 1721 году, когда его пригласили присоединиться к герцогскому оркестру в качестве придворного музыканта. Значительная часть карьеры Вальтера была сосредоточена на его обязанностях органиста и обучении многих частных учеников.

Творчество

Иоганн Готфрид Вальтер написал духовную вокальную музыку, многочисленные хоральные прелюдии и другую органную музыку. Особую ценность для его продолжающегося влияния на историю музыки представляют его энергичное стремление к музыкальным знаниям и собирание замечательной библиотеки музыки и книг о музыке. Его энтузиазм привел к идее публикации словаря музыкантов и музыкальных терминов — монументального "Музыкального лексикона" (Лейпциг, 1732).

Последние годы жизни Вальтера были отмечены все возрастающим разочарованием. Число его частных учеников сокращалось. Он не получил, по неясным причинам, более высокой и лучше оплачиваемой должности, хотя ему не раз представлялась возможность стать кантором церкви, где он служил органистом. Аналогично, когда Бах покинул веймарский двор, чтобы занять пост в Кётене, Вальтера обошли вниманием при поиске преемника Баха. Его финансовое положение ухудшилось, и он был вынужден продать значительную часть своей обширной библиотеки. Наконец, осенью 1745 года его здоровье настолько серьезно пошатнулось, что он попросил своего младшего сына Иоганна Кристофа вернуться из Йены, где тот учился, чтобы замещать отца в качестве органиста. Последним ударом по самолюбию Вальтера стал отказ герцога Эрнста Августа удовлетворить его просьбу назначить сына его преемником на посту органиста в Веймаре.

Иоганн Готфрид Вальтер является выдающейся фигурой в истории немецкой музыки эпохи барокко. Его величайший вклад — "Музыкальный лексикон", первый крупный музыкальный словарь на немецком языке и первый словарь вообще, который включил в себя как музыкальные термины, так и биографии музыкантов прошлого и настоящего. К неизменной благодарности музыковедов, он служит до сих пор не исчерпанным хранилищем фактов о музыкальных условиях, концепциях, исполнительской практике, крупных композиторах и писателях о музыке вплоть до первых десятилетий XVIII века. Дар Вальтера в систематизации музыкальных знаний был основан на ряде более ранних музыкальных словарей разного рода, в особенности, как он сам указывал, на труде Себастьена де Броссара (Париж, 1703). Однако Вальтер задумал свой труд как всеобъемлющее собрание биографического и библиографического характера, а также как полностью репрезентативное для европейской музыкальной терминологии, какой он ее знал. "Музыкальный лексикон" включает более 3000 музыкальных терминов; использовано более 200 авторов и 250 источников, в первую очередь труды Маттезона, на которые сделано более 200 ссылок. Искусное владение Вальтером материалами по музыкальной теории и истории очевидно из широкого спектра этих источников, включающих большинство европейских трактатов XVII века, а также более ранние трактаты эпохи Возрождения и произведения античности, процитированные по "Древней музыке" Мейбома 1652 года. Вальтер продолжал работать над своим словарем после его публикации и надеялся издать второе, переработанное издание, для которого подготовил рукопись. Многие из его исправлений и дополнительных статей были впоследствии включены Эрнстом Людвигом Гербером в его "Лексикон музыкантов" (Лейпциг, 1790–92).

Как теоретик, Вальтер представлен трактатом, написанным в начале его карьеры, вероятно, в качестве учебного пособия для принца Иоганна Эрнста. "Наставления по музыкальной композиции" являются важной компиляцией теоретических концепций, в значительной степени заимствованных из трактатов XVII века. Он разделен на две большие части: первая обсуждает основы музыки, такие как нотация и звукоряды, и включает краткий, расположенный в алфавитном порядке список музыкальных терминов — очевидный первый шаг к последующему музыкальному словарю. Однако более важной является часть вторая, озаглавленная "Музыкальная поэтика", представляющая собой поучительное свидетельство немецких концепций искусства композиции середины барокко, как в практическом применении элементов музыки, таких как интервалы, консонанс и диссонанс, аккорды и контрапунктические процедуры, так и в акценте на технике, подходящей для выражения аффективных значений слов. Работа Вальтера включает важное объяснение музыкально-риторических фигур, которые играли значительную роль в композиционной практике немецких композиторов эпохи барокко. Вальтер, по-видимому, никогда не намеревался публиковать свой трактат, которым он часто пользовался при написании своего словаря.

Как композитор, Вальтер сообщал в своей автобиографии, что написал "92 вокальных и 119 клавирных произведений на основе хоралов", а также аранжировал для клавира 78 произведений других композиторов. Сохранилось только одно вокальное сочинение — "Господи, помилуй, Христе, Господи, помилуй на хорал «Если Бог не благословит дом»". Большинство органных произведений Вальтера опубликовано. В основном это хоральные прелюдии — более 100, — которые варьируются от кратких пьес для двух мануалов в трехголосии до развернутых обработок в форме хоральных партит и хоральных фуг. Эти превосходные и разнообразные пьесы демонстрируют большинство техник варьирования хорала, разработанных немецкими композиторами, начиная с Пахельбеля и включая Бёма, Букстехуде и, конечно, Баха. Хоральные вариации Вальтера неизменно высочайшего достоинства, возможно, единственные, сравнимые с образцами этого жанра у Баха. Близкая личная дружба с Бахом, несомненно, повлияла на трактовку хорала Вальтером, но, тем не менее, его сочинения весьма индивидуальны по стилю. Чувствительность Вальтера к аффективным значениям мелодий, его богатое гармоническое разнообразие, блестящая клавирная техника, основанная на мотивно-контрапунктической разработке, и сила контрапунктических идей — все это достойно сравнения с органными хоралами Баха.

Теоретические труды

  • "Наставления по музыкальной композиции" ("Praecepta der musicalischen Composition") (рукопись, 1708); редакция П. Бенари (Лейпциг, 1955)
  • "Старая и новая музыкальная библиотека" ("Alte und neue musicalische Bibliothek") (Веймар и Эрфурт, 1728) [только буква A]
  • "Музыкальный лексикон, или Музыкальная библиотека" ("Musicalisches Lexicon, oder Musicalische Bibliothec") (Лейпциг, 1732); рукопись с дополнениями для второго издания

Произведения

Издание: И.Г. Вальтер: Собрание сочинений для органа, ред. М. Зайферт

Органные и клавирные сочинения:

  • "Музыкальное представление двух евангельских песнопений, а именно "Моего Иисуса я не оставлю" и "Иисусе, моя радость"" ("Musicalische Vorstellung zwey evangelischer Gesänge, nemlich Meine Jesum lass ich nicht und Jesu meine Freude") (Эрфурт, 1712) — утеряно
  • "Гармонический памятник мысли и благодарности, состоящий из восьми прелюдий на песнь "Единому Богу в вышних слава"" ("Harmonische Denck- und Dankmahl, bestehend aus VIII Vor-Spielen über das Lied: Allein Gott in der Höh sey Ehr") (Аугсбург, 1738)
  • "Музыкальный памятник, представляющий концерт" ("Monumentum musicum concertam repraesentans") (соль мажор) (Аугсбург, 1741)
  • "Прелюдия с фугой" (ля мажор) (Аугсбург, около 1741)
  • "Прелюдии на адвентский песнопение "Как shall я принять Тебя? И как встречу Тебя?" ("Vorspiele über das Advents-Lied Wie soll ich dich empfangen? Und wie begegn’ ich dir?") (Аугсбург, 1741)
  • Около 65 хоралов с множественными вариациями и 53 хорала с одинарными вариациями (включая некоторые из напечатанных произведений)
  • 3 прелюдии и фуги (до мажор, ре минор, ля мажор)
  • Токката и фуга (до мажор)
  • Фуга (фа мажор)
  • "Бесконечный градуированный канон в 4 голоса на тему "От врат восхода солнца"" ("Canone infinito gradato à 4 voci sopra ‘A solis ortus cardine’")

Вокальные сочинения:

  • "Господи, помилуй, Христе, Господи, помилуй на хорал «Если Бог не благословит дом»" ("Kyrie, Christe, Kyrie eleison über Wo Gott zum Hauss nicht giebt sein Gunst") для 4 голосов и basso continuo
  • "Золотой мир нас услаждает" ("Güldener Friede uns wohl ergetzet") для 8 голосов (сохранилась только партия сопрано)
  • "Отворите двери, распахните ворота" ("Öffnet die Thüre, macht weiter die Thore") для 5 голосов (сохранилась только вторая партия сопрано)

Аранжировки:

  • 14 концертов других композиторов, аранжированных для клавира

Ноты сочинений Иоганна Готфрида Вальтера на сайте библиотеки IMSLP