Вайссель, Маттеус
1535-1540 - 1602
Назад
Маттеус Вайссель (Matthäus Waissel) - Немецкий лютнист и композитор
Родился от 1535 до 1540 года, Бартенштейн, Восточная Пруссия (ныне Бартошице, Польша) - умер в 1602 году, Кенигсберг (ныне Калининград).
Возможно, он и был тем самым Маттеусом Вайцелем Боруссусом, который летом 1553 года поступил в университет Франкфурта-на-Одере. 1 февраля 1561 года он поступил в Кенигсбергский университет. Между 1565 и 1570 годами он совершил продолжительное путешествие по Германии и Италии, во время которого обучался игре на лютне у ведущих мастеров этого инструмента. В 1573 году он был назначен ректором школы в Шиппенбейле (ныне Сепополь), Восточная Пруссия. С 1574 по 1587 год он был приходским священником в Лангхайме, недалеко от Растенбурга (ныне Кетчин). В 1591 и 1592 годах он находился во Франкфурте-на-Одере, руководя печатью табулатур для лютни. Считается, что в конце концов он поселился в Кенигсберге, где в 1596 году опубликовал "доктринальную сумму", а в 1599 году - "Прусскую хронику". Его сын Маттеус стал музыкантом-инструменталистом в Риге в 1598 году и был членом хофкапеллы в Кенигсберге с 1616 по 1619 год. Вайссель писал для лютни из шести блюд. Его книги 1591 и 1592 годов, которые являются последними изданиями в немецкой лютневой табулатуре, включают прелюдии, фантазии (в том числе две из табулатуры Бенедикта де Друзины 1556 года), немецкие и польские танцы, пассамеццо, сальтарелло, гальярды, паваны, падуаны, бранли, латинские и немецкие песни, мадригалы, наполитанские и другие произведения. шансоны. В книге 1573 года Вайссель назвал Галлуса Дресслера, Кристиана Холландера, Лассуса и Верделота композиторами оригинального вокала. В книге 1591 года он написал, что многие произведения в ней написаны известными лютнистами и что некоторые из них он переписал из штатной нотации, а другие - из французской и итальянской табулатуры. Невозможно определить, какие из фрагментов в его табулатурах написаны самим Вайсселем. Можно предположить, что он сделал аранжировки немецких и польских танцев, которые полностью гомофоничны. Примечательной особенностью его табулатур являются сюиты из трех или четырех танцевальных частей. В игре 1573 года их четыре, в которых падуанцу в быстром тройном тайме дополняют пассамеццо и сальтарелло; падуана и сальтарелло путем ритмической трансформации произошли от пассамеццо. В четырех сюитах из четырех частей за сальтарелло следует самостоятельная рипреза. Две сюиты в "Табулатуре" 1591 года и две в "Лаутенбухе" 1592 года содержат рипрезу для пассамеццо и сальтарелло. Немецкие танцы из Табулатуры 1592 года также могут быть исполнены на двух лютнях, настроенных на расстоянии 4-х шагов друг от друга. Лаутенбух содержит инструкции по табулатуре и исполнению, которые, по словам Вайсселя, он основывал на учении выдающихся лютнистов, у которых он учился в Германии и Италии. Сначала он проиллюстрировал многочисленные аппликатуры аккордов различной степени сложности, а затем перешел к демонстрации аппликатур в виде прогонов и украшений; в заключение он рассказал о технике игры правой рукой.
Ноты сочинений Маттеуса Вайсселя на сайте библиотеки IMSLP