Вайссель, Маттеус
1535 - 1602

Назад

Waissel, Matthäus

Портрет композитора Маттеус Вайссель

  • Дата рождения: между 1535 и 1540 годом
  • Место рождения: Бартенштейн, Восточная Пруссия (ныне Бартошице, Польша)
  • Место смерти: 1602 год
  • Место смерти: Кёнигсберг (ныне Калининград)

Биография

Маттеус Вайссель был немецким лютнистом, композитором и музыкальным педагогом. Возможно, он и был тем самым Маттеусом Вайцелем Боруссусом, который летом 1553 года поступил в университет Франкфурта-на-Одере. 1 февраля 1561 года он поступил в Кёнигсбергский университет. Между 1565 и 1570 годами он совершил продолжительное путешествие по Германии и Италии, во время которого обучался игре на лютне у ведущих мастеров этого инструмента. В 1573 году он был назначен ректором школы в Шиппенбейле (ныне Сепополь), Восточная Пруссия. С 1574 по 1587 год он был приходским священником в Лангхайме, недалеко от Растенбурга (ныне Кетчин). В 1591 и 1592 годах он находился во Франкфурте-на-Одере, руководя печатью табулатур для лютни. Считается, что в конце концов он поселился в Кёнигсберге, где в 1596 году опубликовал "доктринальную сумму", а в 1599 году - "Прусскую хронику". Его сын Маттеус стал музыкантом-инструменталистом в Риге в 1598 году и был членом придворной капеллы в Кёнигсберге с 1616 по 1619 год.

Творчество

Вайссель писал для лютни с шестью хорами. Его книги 1591 и 1592 годов, которые являются последними изданиями в немецкой лютневой табулатуре, включают прелюдии, фантазии (в том числе две из табулатуры Бенедикта де Друзины 1556 года), немецкие и польские танцы, пассамеццо, сальтарелло, гальярды, паваны, падуаны, бранли, латинские и немецкие песни, мадригалы, неаполитанские и другие шансоны. В книге 1573 года Вайссель назвал Галлуса Дресслера, Кристиана Холландера, Лассуса и Верделота композиторами оригинального вокала. В книге 1591 года он написал, что многие произведения в ней написаны известными лютнистами и что некоторые из них он переписал из штатной нотации, а другие - из французской и итальянской табулатуры. Невозможно определить, какие из фрагментов в его табулатурах написаны самим Вайсселем. Можно предположить, что он сделал аранжировки немецких и польских танцев, которые полностью гомофоничны. Примечательной особенностью его табулатур являются сюиты из трех или четырех танцевальных частей. В игре 1573 года их четыре, в которых падуану в быстром тройном размере дополняют пассамеццо и сальтарелло; падуана и сальтарелло путем ритмической трансформации произошли от пассамеццо. В четырех сюитах из четырех частей за сальтарелло следует самостоятельная рипреза. Две сюиты в "Табулатуре" 1591 года и две в "Лютневой книге" 1592 года содержат рипрезу для пассамеццо и сальтарелло. Немецкие танцы из Табулатуры 1592 года также могут быть исполнены на двух лютнях, настроенных на расстоянии кварты друг от друга. Лютневая книга содержит инструкции по табулатуре и исполнению, которые, по словам Вайсселя, он основывал на учении выдающихся лютнистов, у которых он учился в Германии и Италии. Сначала он проиллюстрировал многочисленные аппликатуры аккордов различной степени сложности, а затем перешел к демонстрации аппликатур в виде пассажей и украшений; в заключение он рассказал о технике игры правой рукой.

Произведения

Лютневые сборники

  • "Табулатура" (1573)
  • "Табулатура" (1591)
  • "Лютневая книга" (1592)

Содержание сборников

  • Прелюдии
  • Фантазии
  • Немецкие и польские танцы
  • Пассамеццо
  • Сальтарелло
  • Гальярды
  • Паваны
  • Падуаны
  • Бранли
  • Латинские и немецкие песни
  • Мадригалы
  • Неаполитанские и французские шансоны

Ноты сочинений Маттеуса Вайсселя на сайте библиотеки IMSLP