Вагензайль, Георг Кристоф
1715 - 1777

Назад

Георг Кристоф Вагензайль (Georg Christoph Wagenseil) - Австрийский композитор, клавишник и педагог

Родился 29 января 1715 года, Вена - умер 1 марта 1777 года, Вена.

Его можно считать одной из ключевых фигур в развитии классического стиля в Вене, его композиторская карьера охватывала период от Фукса, его учителя, до Гайдна и В.А. Моцарта, для которых он был предшественником.

Отец и дед Вагензайля по материнской линии были чиновниками при венском императорском дворе. В подростковом возрасте он начал сочинять пьесы для клавишных инструментов и обучался игре на клавишных инструментах у органиста Церкви Святого Михаила в Вене Адама Вегера. Его достижения привлекли к нему внимание придворного капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса, который в 1735 году рекомендовал его для получения придворной стипендии; в течение следующих трех лет он интенсивно обучался игре на клавишных, контрапункту и композиции у своего спонсора и у Маттео Палотты. В результате восторженного одобрения Фукса 6 февраля 1739 года Вагензайль был назначен придворным композитором и занимал этот пост до самой своей смерти. С 1741 по 1750 год он также служил органистом в частной капелле императрицы Елизаветы Кристины (вдовы Карла VI), а в 1749 году стал гофклавиермейстером императорских эрцгерцогинь. Последнему он посвятил четыре комплекта дивертисментов, которые были выгравированы и изданы как варианты 1-4 Бернарди из Вены (1753-63). Вагензайль отправился в Венецию в 1745 году, чтобы руководить постановкой своей первой оперы "Ариодант", а в 1759-60 годах он был в Милане на постановке "Деметрио". В середине 1750-х годов необычайно щедрые привилегии на публикацию, предоставленные парижскими типографиями, привели к появлению множества инструментальных произведений, особенно симфоний (см. иллюстрацию), которые принесли ему международную известность и, несомненно, обусловили высокое мнение Берни о нем. Среди тех, кто был знаком с его музыкой, был молодой Моцарт, сыгравший один из концертов Вагензайля перед Марией Терезией в 1762 году и несколько фортепианных пьес при английском дворе в 1764 году. Гайдн также был знаком как с многочисленными инструментальными произведениями, входящими в так называемое шоу Квартбуха, так и с операми Вагензайля, которые попали в Айзенштадт. Вагензайль был также известен как виртуоз игры на клавишных инструментах и заслужил высочайшую оценку таких современников, как К.Ф.Д. Шубарт (который отмечал, что Вагензайль "играл с необычайной выразительностью и был способен импровизировать фугу с большой тщательностью’). Но примерно с 1765 года неуклонно усиливающаяся хромота и приступ подагры, поразившие его левую руку, ограничили его деятельность при дворе и в конечном итоге привели к тому, что он оказался запертым в своих покоях, где, по словам Берни, который несколько раз навещал его, он продолжал сочинять и преподавать. Среди учеников Вагензейля были Леопольд Гофман, И.А. Штепан, Ф.X. Душек, Иоганн Галлус-Медерич, Г.А. Матиелли, П. Леруа, братья Франц и Антон Тейберы, И.Б. Шенк. Последний, начавший преподавать в 1774 году, представил в своей автобиографии подробный отчет о методах преподавания своего наставника, которые, что неудивительно, были основаны на учении Фукса (наследие, которое Шенк затем передал Бетховену в конце столетия), но которые также были замечательны тем, что в свое время опирались на Генделя и Баха.

Самые ранние творческие работы Вагензайля (примерно до 1745 года), по-видимому, были сосредоточены на духовной музыке, особенно на мессах, как а капелла, так и концертных. Некоторые из них в последнем стиле были блестяще исполнены для четырех труб, литавр, корнетто, двух тромбонов, фагота, струнных и органа. Хоровое сочинение демонстрирует потрясающее контрапунктическое мастерство (в изобилии представлены каноны, стретто, фугато, а также двойные, тройные и четверные фуги), а в сольных и ансамблевых разделах, преимущественно лирических и созерцательных, искусно сочетаются голоса и концертирующие инструменты. Начиная со своей первой оперы, вышедшей в 1745 году, Вагензайль в течение следующих пяти лет прилагал значительные усилия к созданию сценических произведений. Многие из них были написаны для торжеств, посвященных именинам или дню рождения различных членов императорской семьи. Его оперы примечательны своим стилистическим развитием, выходящим за рамки традиционных норм оперы-сериа. Вскоре он ввел миниатюрные арии в народном или галантном стиле, выразительные речитативы с аккомпанементом и тонко поставленные припевы, нарушив традиционную последовательность речитативов секко и арий да капо. Но наиболее значимой прогрессивной чертой является объединение арии, ансамбля, речитатива и хора в большие единые картины, примером чего в наиболее зрелом виде является центральная сцена между Орфеем и Эвридикой, которую Вагензейль написал в 1750 году для оперной оперы "Эвридика" и которая указала путь к оперной реформе Глюка в 1762 году. В сольной клавишной музыке прослеживается явное стилистическое развитие - от ранних танцевальных сюит, которые начинаются увертюрой или арпеджированной прелюдией, до миниатюрных сонат (также называемых дивертисментами), в которых используются последовательности крошечных повторяющихся мелодических фрагментов, и поздних произведений, которые приобрели плавность, широту и четкость структурных деталей. Вагензайль редко отклонялся от полного перепросмотра, хотя часто начинал его в субдоминантной тональности. Хотя он экспериментировал с циклами из двух, четырех и пяти частей, он предпочитал последовательность из трех частей, либо быстрый менуэт, либо быстрый медленный менуэт, подобно ранним клавишным композициям Гайдна. В сонатах сочетаются элементы импровизации, танца, фолка и кантабиле, которые красочно и образно распределяются по клавиатуре. Хотя преобладающий тон - это тонкость и очарование, он был способен на глубину выражения и, при случае, на поразительные отступления от обычных простых гармонических условностей. Многочисленные струнные трио, выставлявшиеся на продажу в течение нескольких десятилетий издателями в Лондоне, Париже и Лейпциге и удостоенные похвалы Хиллера (Wöchentliche Nachrichten, 3 октября 1768 года), также варьируются от консервативных произведений, написанных для церковных нужд, до произведений в галантном стиле. Большинство концертов для клавишных - камерные произведения, предназначенные для дилетантов, что отражает его положение придворного преподавателя игры на клавишных инструментах. Клавесин является предпочтительным сольным инструментом, хотя в источниках часто указывается орган или, реже, фортепиано (и даже арфа), что также подходит. Тонкий аккомпанемент, состоящий из двух скрипок и баса, и неизменные финалы менуэта указывают на влияние дивертисмента. Музыка изобилует разнообразными орнаментами, а также триплетами, короткими трелями и сочетаниями очень коротких нот; особенно заметно повторение фраз в миноре (отличительная черта стиля композитора), и Вагензайль ввел новые клавишные фигуры и паттерны, которые послужили педагогическими образцами на ближайшие десятилетия. Финалы, с их безобидной мелодической основой и ограниченным ритмическим словарем, являются наименее эффектными частями цикла, а ряд начальных частей омрачен определенной предсказуемостью в расположении материала между соло и тутти, слабостями, которые компенсируются впечатляющими продолжительными кантиленами или богато орнаментированным колоратурным письмом в начале. медленные движения. Среди концертов для других сольных инструментов концерт для виолончели ля мажор (датирован 1752 годом) заслуживает упоминания за его необычайную размашистость и выразительную силу, а концерт для альт-тромбона остается одним из самых значительных ранних концертов для этого инструмента. Симфонии Вагензайля отличаются большим разнообразием и имеют большее значение в общем творчестве композитора. Они основаны на широком спектре влияний: оперная симфония, трио-соната, дивертисмент, сольный концерт, кончерто гроссо, опера-буффа и сюита. Здесь, как и в большинстве других своих инструментальных произведений, Вагензайль предпочитал трехчастную схему, хотя есть примеры и в четырех частях. Вступительные части отражают непрерывное стилистическое развитие от триадических объединений, характерных для итальянской симфонии 1740-х годов, к серии последовательных галантных мотивов и к окончательной форме, в которой доминирует сегментирование и развитие тематических идей в рамках общей сонатной формы. Величественные барочные жесты в его ранних медленных движениях позже превратились в заискивающие и нежные обороты, и Вагензайль начал отходить от привычных танцевальных финалов в 3/8 или 3/4, придавая им больший ритмический, мелодический и текстурный интерес или заменяя рондо или расширенные движения в двухметровом исполнении. О том, что его симфонии пользовались популярностью в международном масштабе, свидетельствует необычайно широкое распространение их источников. Многочисленный вклад Вагензайля в развитие большинства современных в то время форм, а также международное распространение и успех этих работ обеспечивают ему центральное положение в развитии классического стиля.

Ноты сочинений Георга Кристофа Вагензайля на сайте библиотеки IMSLP