Вагензейль, Георг Кристоф
1715 - 1777

Назад

Wagenseil, Georg Christoph

Портрет композитора Георг Кристоф Вагензейль

  • Дата рождения: 29 января 1715 года
  • Место рождения: Вена, Австрия
  • Место смерти: 1 марта 1777 года
  • Место смерти: Вена, Австрия

Биография

Георг Кристоф Вагензейль был австрийским композитором, клавесинистом и педагогом. Его отец и дед по материнской линии были чиновниками при венском императорском дворе. В подростковом возрасте он начал сочинять пьесы для клавишных инструментов и обучался игре на клавишных у органиста Церкви Святого Михаила в Вене Адама Вегера. Его достижения привлекли к нему внимание придворного капельмейстера Иоганна Йозефа Фукса, который в 1735 году рекомендовал его для получения придворной стипендии; в течение следующих трех лет он интенсивно обучался игре на клавишных, контрапункту и композиции у своего спонсора и у Маттео Палотты. В результате восторженного одобрения Фукса 6 февраля 1739 года Вагензейль был назначен придворным композитором и занимал этот пост до самой своей смерти. С 1741 по 1750 год он также служил органистом в частной капелле императрицы Елизаветы Кристины (вдовы Карла VI), а в 1749 году стал придворным учителем клавира императорских эрцгерцогинь. Последнему он посвятил четыре комплекта дивертисментов, которые были выгравированы и изданы как варианты 1-4 Бернарди из Вены (1753-63). Вагензейль отправился в Венецию в 1745 году, чтобы руководить постановкой своей первой оперы "Ариодант", а в 1759-60 годах он был в Милане на постановке "Деметрио". В середине 1750-х годов необычайно щедрые привилегии на публикацию, предоставленные парижскими типографиями, привели к появлению множества инструментальных произведений, особенно симфоний, которые принесли ему международную известность. Среди тех, кто был знаком с его музыкой, был молодой Моцарт, сыгравший один из концертов Вагензейля перед Марией Терезией в 1762 году и несколько фортепианных пьес при английском дворе в 1764 году. Гайдн также был знаком как с многочисленными инструментальными произведениями, так и с операми Вагензейля. Вагензейль был также известен как виртуоз игры на клавишных инструментах. Но примерно с 1765 года неуклонно усиливающаяся хромота и приступ подагры, поразившие его левую руку, ограничили его деятельность при дворе и в конечном итоге привели к тому, что он оказался запертым в своих покоях, где он продолжал сочинять и преподавать. Среди учеников Вагензейля были Леопольд Гофман, И.А. Штепан, Ф.Х. Душек, Иоганн Галлус-Медерич, Г.А. Матиелли, П. Леруа, братья Франц и Антон Тейберы, И.Б. Шенк.

Творчество

Георг Кристоф Вагензейль является одной из ключевых фигур в развитии классического стиля в Вене, его композиторская карьера охватывала период от Фукса, его учителя, до Гайдна и Моцарта. Самые ранние творческие работы Вагензейля (примерно до 1745 года) были сосредоточены на духовной музыке, особенно на мессах, как а капелла, так и концертных. Хоровое сочинение демонстрирует потрясающее контрапунктическое мастерство, а в сольных и ансамблевых разделах искусно сочетаются голоса и концертирующие инструменты. Начиная со своей первой оперы, вышедшей в 1745 году, Вагензейль в течение следующих пяти лет прилагал значительные усилия к созданию сценических произведений. Его оперы примечательны своим стилистическим развитием, выходящим за рамки традиционных норм оперы-сериа. Он ввел миниатюрные арии в народном или галантном стиле, выразительные речитативы с аккомпанементом и тонко поставленные хоры, нарушив традиционную последовательность речитативов и арий. Но наиболее значимой прогрессивной чертой является объединение арии, ансамбля, речитатива и хора в большие единые картины. В сольной клавишной музыке прослеживается явное стилистическое развитие - от ранних танцевальных сюит до миниатюрных сонат и поздних произведений, которые приобрели плавность, широту и четкость структурных деталей. Многочисленные струнные трио варьируются от консервативных произведений, написанных для церковных нужд, до произведений в галантном стиле. Большинство концертов для клавишных - камерные произведения, предназначенные для дилетантов. Симфонии Вагензейля отличаются большим разнообразием и имеют большее значение в общем творчестве композитора. Они основаны на широком спектре влияний: оперная симфония, трио-соната, дивертисмент, сольный концерт и другие. Многочисленный вклад Вагензейля в развитие большинства современных в то время форм, а также международное распространение и успех этих работ обеспечивают ему центральное положение в развитии классического стиля.

Произведения

Оперы:

  • "Ариодант" ("Ariodante") (1745)
  • "Деметрио" ("Demetrio") (1759-60)
  • "Эвридика" ("Euridice") (1750)

Духовная музыка:

  • Мессы а капелла и концертные
  • Другие духовные сочинения

Инструментальная музыка:

  • Симфонии
  • Концерты для клавира
  • Концерт для виолончели ля мажор (1752)
  • Концерт для тромбона
  • Струнные трио
  • Дивертисменты
  • Сонаты для клавира

Ноты сочинений Георга Кристофа Вагензейля на сайте библиотеки IMSLP