Фульпиус, Мельхиор
1570 - 1615
Назад
Vulpius, Melchior
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Мельхиор Фульпиус был немецким композитором, школьным учителем и писателем о музыке. Вместе с одним из своих братьев он латинизировал фамилию Фукс, но все же иногда использовал и первоначальную форму. Он был сыном бедных родителей и в результате смог посещать только небольшую латинскую школу в своем родном городе, где был учеником Иоганна Штойерляйна. В 1588 году он находился в Шпайере вместе с Кристофом Томасом Валлизером, которого обучал основам сочинения музыки, и снова был там в 1589 году. В том же году он был назначен, по рекомендации вазунгенского проповедника А. Шердигера и несмотря на то, что не посещал университет, на должность сверхштатного учителя латыни в латинской школе в nearby Шлойзингене, бывшей резиденции графов Хеннебергских. Однако его обычно называли «композитором», поскольку он уже отличился как таковой в Вазунгене в сфере церковной музыки. Его жалованье в Шлойзингене сначала было чрезвычайно скромным и увеличилось лишь незначительно даже после того, как он получил постоянную должность учителя низшего разряда в 1592 году и должен был взять на себя обязанности кантора. От него требовалось сочинять музыку для лютеранского богослужения, в основном мотеты и гимны. Находясь в Шлойзингене, он, несомненно, познакомился с тремя пассионами Якоба Майланда, которые сохранились в рукописях, переписанных там между 1567 и 1570 годами, поскольку на его собственный "Страстной цикл по Матфею" они оказали влияние. С 1596 года и до своей смерти он был городским кантором и учителем в латинской школе в Веймаре.
Мельхиор Фульпиус был самым важным композитором протестантских гимнов в Германии своего времени и одним из самых продуктивных и популярных среди второстепенных лютеранских композиторов. Им создано около 200 мотетов и 400 гимнов, вся его музыка написана для лютеранских служб, и он оставался невосприимчив к стилистическим изменениям, связанным с развитием генерал-баса. Его три книги латинских "Духовных песнопений", первые две из которых являются его earliest сохранившимися работами, обнаруживают влияние как эпохи Орландо ди Лассо, так и венецианской полифонии. Исторически более важными, хотя внутренне менее значительными, являются его протестантские "Изречения" на церковный год — первые сборники такого рода для четырех голосов; таким образом, они дополняют сборники для пяти и шести голосов Андреаса Раселиуса и Кристофа Деманция соответственно. Его "Страстной цикл по Матфею" принадлежит к жанру респонсорных страстей, и в нем он эффективно продолжил драматизацию народных сцен, начатую Майландом.
Два издания сборника гимнов Фульпиуса 1604 года принадлежат к серии песенников, содержащих в основном гомофонные обработки с четко слышимыми дискантовыми закрепленными мелодиями, которая была начата Лукасом Озиандером в 1586 году. Практика включения вторых и третьих аранжировок очень заметна, как и обработки для равных голосов, опять же, несомненно, с учетом ограниченных хоровых ресурсов. Гомофонный характер письма не исключает легкой и очаровательной орнаментики в второстепенных партиях. Два тома включают ряд основных гимнов периода Реформации, но есть и более 30 принадлежащих самому Фульпиусу, несколько из которых до сих пор считаются одними из самых ценимых протестантских гимнов и раскрывают его как ведущего композитора гимнов между Лютером и Иоганном Крюгером. После публикации цикла "Двадцать лет любви сына Божьего" Иоганна Линдеманна, которая впервые показывает влияние баллетто и других итальянских песенно-танцевальных форм на тексты немецких гимнов, Фульпиус стал первым композитором, использовавшим ритм баллетто в мелодиях гимнов, и, сделав это, он ввел новый тип протестантского гимна большой оригинальности; мелодии гимнов "Хвала Богу на высочайшем престоле" и "Хвалите Господа, все народы" являются двумя примерами. Две notable характеристики этого нового стиля — это его яркое тональное чувство и тесная связь между словами и музыкой, определяемая первым куплетом каждого такого гимна; его мелодии для гимнов "Яркое солнце теперь светит здесь", "Вниз сошло солнечное сияние" и "Христос — это моя жизнь" в особенности демонстрируют обе черты. Важный "Духовный песенник" все еще содержит более 30 его гимнов.
Хотя Фульпиус не получил академического образования, которым пользовалось большинство лютеранских канторов XVI и XVII веков, он, тем не менее, пользовался самым высоким уважением при жизни и добился некоторого успеха как писатель, так и композитор. Его самой востребованной публикацией стало расширенное издание чрезвычайно популярного "Краткого руководства по музыке" Генриха Фабера, которое, как и оригинальная версия, выдержало многочисленные издания.
Духовная музыка (немецкие тексты):
Духовная музыка (латинские тексты):
Случайные сочинения (к торжественным событиям):
Теоретический труд:
Ноты сочинений Мельхиора Фульпиуса на сайте библиотеки IMSLP