Фоглер, Иоганн Каспар
1696 - 1763
Назад
Иоганн Каспар Фоглер (Johann Caspar Vogler) - Немецкий органист и композитор
Родился 23 мая 1696 года, Хаузен, северный Арнштадт - умер 3 июня 1763 года, Веймар.
В возрасте десяти лет он учился у И.С. Баха в Арнштадте, а затем у П.Х. Эрлебаха и Николауса Веттера в Рудольштадте. Примерно с 1710 по 1715 год он снова учился у Баха, на этот раз в Веймаре; предположительно, именно в эти годы Бах потребовал, чтобы он переписал от руки два сочинения Жака Бойвина. С 1715 по 1721 год он был органистом в Штадтильме, а с 19 мая 1721 года и до своей смерти - органистом Веймарского двора (должность, которую Бах занимал с 1708 по 1717 год). В конце 1729 года Фоглер безуспешно претендовал на две должности органиста в Саксонии - в Николаикирхе в Лейпциге и в церкви Святых Петра и Павла в Герлице; их заняли другие ученики Баха, Иоганн Шнайдер и Давид Николаи соответственно. Фоглер провалил судебный процесс в Лейпциге, потому что "играл слишком быстро и сбил с толку прихожан". Поэтому иронично, что в своем заявлении в Герлиц он хвастался своей ‘быстротой рук и ног’. В 1735 году он был выбран органистом в Маркткирхе в Ганновере, но герцог Эрнст Август не позволил ему покинуть Веймар (точно так же, как герцог Вильгельм Эрнст не позволил Баху уехать). В утешение герцог назначил Фоглера заместителем мэра Веймара; два года спустя он стал мэром. Известно, что Воглер написал "Страсти по Святому Марку", но сохранилось только три его произведения. Все это органные хоралы, примечательные своим продуманным стилем. Постановка "Иисус Лейденский, человек и тод" (bwv, №57) представляет собой, пожалуй, самый яркий пример орнаментального хорала во всем органном репертуаре, о чем свидетельствуют многочисленные полуулыбки и даже более короткие ноты, используемые для украшения мелодии хорала. Как показывают многочисленные сходства, это произведение создано по образцу баховской "Оргельбюхляйн" в постановке "О мужчинах, будь здоров" (bwv622). Два хорала, которые Фоглер опубликовал в своей книге "Vermischte musikalische Choral-Gedanken" (Веймар, 1737; изд. в книге "Инкогнита органо", xxxvi (Хилверсюм, 1988)) также свидетельствует о влиянии его учителя. Первая, "Песня о любви", обычно начинается как бициния, но завершается четырехчастной гармонизацией, фразы в которой разделены полуфразами, напоминающими токкату. Образцом для Воглера здесь, несомненно, послужили "арнштадтские" хоралы Баха bwv715, 722, 726, 729, 732 и 738 – практически единственные органные хоралы в стиле барокко, в которых присутствуют подобные интерлюдии. Вторая часть (партита из "Махов в мире, где все начинается") открывается другой гармонизацией этого типа и продолжается орнаментальным движением, напоминающим некоторые части "18" Баха, bwv651–68. Ранее известный в баховской литературе как анонимный переписчик18, Фоглер также подготовил несколько копий сочинений своего учителя. Его копия Прелюдии и фугетты до мажор bwv870a особенно важна для практики исполнения, поскольку содержит полный набор аппликатур.
Ноты сочинений Иоганна Каспара Фоглера на сайте библиотеки IMSLP