Видзана, Лукреция Орсина
1590 - 1662

Назад

Vizzana, Lucrezia Orsina

Портрет композитора Лукреция Орсина Видзана

  • Дата рождения: 3 июля 1590 года
  • Место рождения: Болонья
  • Дата смерти: 7 мая 1662 года
  • Место смерти: Болонья

Биография

Лукреция Орсина Видзана была итальянским композитором, певицей и органисткой. Около 1598 года она поступила в камальдульский монастырь Святой Христины в Болонье, где, вероятно, обучалась музыке у своей тетки, Камиллы Бомбаччи, в свое время монастырской органистки, и у Оттавио Верницци, неофициального учителя музыки в монастыре Святой Христины примерно с 1615 по 1623 год. В отличие от роскошной музыки для двойного хора Адриано Банкьери, Габриэле Фатторини, Джованни Баттисты Бьонди и Эрколе Порты, посвященной монахиням монастыря Святой Христины и почти наверняка там исполнявшейся, собственные мотеты Видзаны, опубликованные в "Музыкальных сочинениях, мотеты в концертирующем стиле для одного и более голосов" (Венеция, 1623), в основном представляют собой сольные или дуэтные произведения с бассо континуо и выдают влияние нового стиля в их утонченно виртуозной орнаментике для риторического эффекта, частом включении фраз в декламационном стиле, сопоставлении хроматических аккордов на расстоянии терции и, что наиболее примечательно, в выразительных скачках от задержанных диссонансов — приеме, которому Видзана, вероятно, научилась из произведений Клаудио Монтеверди или Эрколе Порты. Некоторые мотеты были задуманы для праздничных дней в монастыре; наибольшее количество обращено ко Христу как к искупителю или супругу, либо как к объекту почитания в таинстве или на кресте; другие могут отражать политическую борьбу в монастыре Святой Христины с 1620 года и далее. Ранний уход Видзаны из музыки, вероятно, был результатом ухудшающегося здоровья и печально известных битв монастыря с епархиальной курией между 1623 и 1647 годами, частично спровоцированных музыкой. Согласно ее исповеднику, Видзана была настолько травмирована этими событиями, что лишилась рассудка.

Творчество

Лукреция Видзана является одной из немногих известных женщин-композиторов Италии начала XVII века и ярким представителем болонской музыкальной традиции. Ее творчество демонстрирует переход от полифонического стиля позднего Возрождения к новому гомофонно-гармоническому стилю барокко с его акцентом на экспрессивность и риторическую выразительность. В своих мотетах она мастерски использовала технику "второй практики", где текст диктует музыкальную форму, применяя смелые диссонансы и хроматизмы для передачи эмоционального содержания. Ее сочинения, созданные в монастырской среде, отражают как глубокую личную религиозность, так и сложные социально-политические отношения внутри монастырских стен. Несмотря на небольшое количество сохранившихся работ, Видзана занимает важное место в истории музыки как пример профессиональной композиторской деятельности женщины в условиях монастырского уклада.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Музыкальные сочинения, мотеты в концертирующем стиле для одного и более голосов" ("Componimenti musicali de motetti concertati a 1 e più voci") (Венеция, 1623)

Ноты сочинений Лукреции Орсины Видзана на сайте библиотеки IMSLP