Виванко, Себастьян де
1551 - 1622

Назад

Vivanco, Sebastián de

  • Дата рождения: около 1551 года
  • Место рождения: Авила
  • Дата смерти: 26 октября 1622 года
  • Место смерти: Саламанка

Биография

Испанский композитор. Он родился в том же городе, что и Томас Луис де Виктория, и был его современником; предположительно, обучался у тех же кафедральных маэстро. 4 июля 1576 года капитул собора Лериды уволил Виванко с поста маэстро капеллы по причинам, которые не затрагивают его честь. 9 октября 1576 года его уже рассматривали на аналогичную должность в соборе Сеговии, а 9 февраля он был официально нанят по рекомендации экзаменаторов, которые сочли его достойным гораздо большего, чем предлагавшаяся ему половинная пребенда. Его служба была настолько выдающейся, что он часто получал премии за дополнительную музыку в праздничные дни. Он уволился 31 августа 1587 года, чтобы занять пост маэстро капеллы в соборе Авилы. Ранее в том же месяце ему поступило приглашение от собора Севильи стать помощником Франсиско Герреро, и, возможно, побуждаемый финансовыми трудностями в Авиле, он посетил Севилью, взяв на себя руководство хористами 29 февраля 1588 года. Однако 12 марта он сообщил властям Севильи, что не желает оставаться, и вернулся в Авилу, где оставался до тех пор, пока 20 октября 1602 года собор Саламанки не назначил его маэстро капеллы. На формальном конкурсе 19 февраля 1603 года, проходившем под председательством комиссии, в которую входил бывший профессор музыки Саламанкского университета Бернардо Клавихо де Кастильо, он был назначен профессором этого университета. 4 марта он стал магистром искусств.

В 1607 году типограф Артус Таберниэль, уроженец Антверпена, базировавшийся в Саламанке, опубликовал в роскошном фолианте "Сборник песен Богородицы" Виванко, затем в 1608 году — десять месс, а в 1610 году — большой сборник мотетов.

Творчество

Исследования его произведений установили Виванко как одного из ведущих композиторов своей эпохи. Он был способен писать каноны изобретательной сложности, а также части большой выразительности. Не будучи пародистом в каком-либо обычном смысле, он вместо этого выбрал верхние голоса из своих собственных мотетов "О, как сладостен" и "Иисус принял" для интенсивной ритмической и контрапунктической переработки в своих одноименных мессах. В рукописи, хранящейся в Вальядолиде, его мессы на "Добрый учитель" и "О, как сладостен" переименованы в "Пятый тон" и "Первый тон". Эти названия, однако, вызывают вопросы, поскольку финалисы — это соль без бемоля и ре с одним бемолем. Его "Месса на восемь тонов" положила начало практике, наблюдавшейся у композитора из Эворы Педро Ваша Рего столетие спустя, — основанию мессы на восьми каденционных формулах псалмовых тонов, соединенных в мелодическую нить. Как и Бернардино де Ривера, он приберегал свои самые ученые каноны для Санктуса своих месс, а не для заключительного Агнуса, как это было более принято. Пара месс Виванко в честь Богородицы, одна для праздников, одна для суббот, его "Четвертого тона" и "Шестого тона" завершают его список четырехголосных месс. Шестиголосная месса "Верный крест" и восьмиголосная месса "В руки Твои" раскрывают его глубокое мастерство в вокальной партитуре. В использовании гармоний он в основном оставался в рамках словаря своей эпохи, но применял многочисленные увеличенные трезвучия и смелые перекрестные отношения.

Произведения

Мессы (из "Книги месс", Саламанка, 1608):

  • "Месса «Иисус принял»" ("Missa ‘Assumpsit Jesus’")
  • "Месса на праздник Пресвятой Девы Марии" ("Missa in festo Beata Maria Virgine")
  • "Месса Пресвятой Девы Марии в субботу" ("Missa Beata Virgine in sabbato")
  • "Месса «Верный крест»" ("Missa ‘Crux fidelis’")
  • "Месса «Добрый учитель»" ("Missa ‘Doctor bonus’")
  • "Месса «В руки Твои»" ("Missa ‘In manus tuas’")
  • "Месса «О, как сладостен Ты, Господи»" ("Missa ‘O quam suavis es, Domine’")
  • "Месса четвертого тона" ("Missa quarti toni")
  • "Месса шестого тона" ("Missa sexti toni")
  • "Месса на восемь тонов" ("Missa super octos tonos")

Духовная музыка:

  • "Заупокойная служба и Месса" ("Officium et Missa defunctorum")
  • "Сборник восемнадцати песен Богородицы" ("Liber [18] Magnificarum") (Саламанка, 1607)
  • "Сборник мотетов" ("Liber motectorum") (Саламанка, 1610)