Виттори, Лорето
1600 - 1670

Назад

Лорето Виттори (Loreto Vittori) - Итальянский певец, композитор, поэт и либреттист

Родился 5 сентября 1600 года, Сполето - умер 23 апреля 1670 года, Рим. 

Из нескольких противоречивых рассказов о его рождении и начале карьеры наиболее достоверным документальным свидетельством, по-видимому, является рассказ Фаусти (1916 и 1922), подтвержденный Антолини. Это свидетельствует о том, что Лорето Виттори родился в 1600 году, был сыном Винченцо Виттори, и что он пел как сопрано в хоре кафедрального собора Сполето, несомненно, с 16 октября 1614 года по 24 апреля 1617 года. Дата рождения, указанная Амбросом и Фетисом (c1588), по-видимому, является предположительной; и Лорето, который был крещен в Сполето 16 января 1604 года (см. Рау), теперь должен рассматриваться как кто-то другой. Утверждение Тебальдини о том, что к 1612 году Виттори был членом хора Дома Сан-Франциско в Лорето, хотя и не имел документов, пока нельзя сбрасывать со счетов. Вероятно, в 1617 году Маффео Барберини, тогдашний епископ Сполето, а впоследствии папа Урбан VIII, привез Виттори в Рим. Байни и большинство последующих биографов утверждали, что Виттори учился в Риме у Франсиско Сото де Ланга, Дж.М. и Дж.Б. Нанино и Франческо Сориано. Однако, по-видимому, нет никаких доказательств в поддержку этого утверждения, которое может быть не более чем гипотетическим дополнением к утверждению Эритрея (в "Пинакотеке", ii, 216) о том, что его обучали "лучшие мастера во всей Италии"; в любом случае он, вероятно, был бы слишком слишком молод, чтобы учиться у Дж.М. Нанино (умер в 1607 году). Незадолго до 1619 года он был увезен во Флоренцию Никколо Дони, родственником Дж. Б. Дони. Он жил там в доме Дони под покровительством великого герцога Козимо II и, по словам Эритрея, получил такое образование, что смог играть главные роли во флорентийских постановках, в том числе в "Медоро" Пери и Гальяно (1619). Его певческие способности также привлекли к нему внимание молодого, но влиятельного кардинала Лодовико Людовизи (племянника папы Григория XV), который обратился к Козимо с просьбой отпустить его к нему на службу. Однако автобиографический раздел (viii.11-41) поэмы Виттори "Троя рапита" (Мачерата, 1662) свидетельствует о том, что он переехал в Рим примерно через шесть месяцев после смерти Козимо в 1621 году. В Риме он оставался на службе у Людовизи вплоть до его смерти в 1632 году. Этот период ознаменовал начало его восхождения к славе как певца. 23 января 1622 года он был принят в папский хор в качестве сопрано без обычного прослушивания. В какой-то момент между 1623 и 1624 годами папа Урбан VIII присвоил ему звание кавалера полиции Иисуса Христа. В 1624 году он вместе с Людовизи отправился в Болонью и пел во Флоренции в опере Гальяно "Sacra rappresentazione La regina Sant'Orsola". В 1626 году он пел в Риме в опере Доменико Маццокки "Катена д'Адоне", вероятно, в роли колдуньи Фальсирены. А в 1628 году он снова отправился во Флоренцию и Парму, чтобы принять участие в торжествах по случаю свадьбы Одоардо Фарнезе и Маргариты Медичи. Во Флоренции он пел во "Флоре" Гальяно; в Парме, вероятно, в "Меркурио и Марте" Монтеверди. Кое-что о статусе и репутации, которые он приобрел к этому времени, отражено в документе, хранящемся в архивах Пармы, в котором говорится, что, как человек первого ранга, он должен быть вознагражден подарками, а не деньгами. Через некоторое время после смерти Людовизи Виттори поступил на службу к кардиналу Антонио Барберини, хотя он пел на различных мероприятиях Барберини, по крайней мере, с 1623 года. Его имя фигурирует в списках получателей жалованья в доме Антонио Барберини между 1637 и 1642 годами вместе с именами других певцов, таких как Марк'Антонио Паскуалини и Лоренцо Сансес (Лоренцино). Однако в то же время он продолжал свою карьеру в папском хоре, выступая в качестве камерленго с 1642 по 1644 год. А в 1643 году он был рукоположен в сан священника на торжественной церемонии в церкви Новой церкви. Он покинул папский хор 27 января 1647 года и попросил о пенсии за 25 лет службы. О последних десятилетиях его жизни известно немного. Последнее доступное документальное свидетельство о его деятельности в Риме свидетельствует о том, что в 1650 году он был назначен хормейстером на специальное представление Святого года в Оратории дель Крочифиссо в третью пятницу Великого поста. Однако известно, что он также возвращался в свой родной Сполето в 1648, 1655 и 1656 годах, чтобы петь в кафедральном соборе на праздник Успения Пресвятой Богородицы, и что в 1662 году он стал членом Академии Оттузи в Сполето. Он похоронен в церкви Святой Марии сопры Минервы в Риме. Виттори был одним из самых почитаемых римских певцов середины XVII века и одним из первых в длинной череде оперных кастратов. В современных ему трудах его имя часто связывалось, не всегда в его пользу, с именем Паскуалини, который также был кастратом. 22 февраля 1642 года оба актера приняли участие в первом представлении оперы Луиджи Росси "Дворец заклинаний", где Виттори исполняла роль Ангелики, и, по крайней мере, в этом случае, как Оттавиано Кастелли неохотно написал кардиналу Мазарини, он был признан лучшим исполнителем вечера. Эритрей, один из его самых горячих поклонников, оставил восторженное описание его стиля пения в отчете (в "Пинакотеке", ii, 217) о его исполнении в Оратории делла Валличелла плача Марии Магдалины у ног Христа. Предположение (у Амброса и Галлико) о том, что этот плач может быть идентифицирован как действие "Лагриме амаре" в "Диалогах и сонетах" Доменико Маццокки (1638), основано на неверном толковании комментария Кирхера и не имеет под собой оснований. По большей части сохранились только тексты драматических произведений Виттори, а священная драма "Игнацио ди Лойола" (впервые поставленная в Джезу 7 июля 1640 года по случаю столетия основания ордена иезуитов) известна только по описаниям современников (см. Антолини, 1978). И "Санта-Иринея", и "Фиера" интересны своей манерой исполнения. "Санта-Иринея", хотя и должна была исполняться на протяжении всего концерта, впервые была исполнена только в некоторых сценах, что было рекомендовано композитором, когда не было полного состава певцов. "Фиера", вдохновленная сценой ярмарки в либретто Джулио Роспильози "Чи соффре спери", на самом деле была задумана как смесь речи и песни. Элегантная пасторальная опера Виттори "Галатея", единственное из его драматических произведений, музыка к которому сохранилась, вероятно, была написана в период вынужденного изгнания в Сполето после похищения Виттори 7 ноября 1637 года Плаутины Аззолини, жены флорентийского художника Франческо Борбоне (см. Антолини, 1978). Опера была посвящена Антонио Барберини и, возможно, ставилась в театре Барберини, хотя документально не подтверждено ни одного представления, кроме одного в Неаполе в 1644 году во дворце принца Кариати. Некоторые из лучших музыкальных произведений этого произведения написаны хором. Большинство сцен включают по крайней мере один фрагмент, будь то в форме припева, строфической арии или набора строфических вариаций, и каждое из трех действий завершается хором. Стиль речитатива Виттори в целом мягче, чем у Пери и Монтеверди, но такие моменты, как плач Галатеи "За мою любовь к груделю" (акт 3, сцена i), более насыщенны. "Арье" Виттори (1649) содержит 25 произведений, в том числе девять переложений его собственных текстов. Большая часть содержимого - строфические песни, написанные в различных стилях, от трехкратного бельканто до довольно старомодной мадригальской декламации. В сборник также включен сонет "Geloso amante", представленный в виде строфических вариаций, и две законченные пьесы – "Плач по африканской ривьере" и кантата "Удайтеэ, когда ты разочаровываешься в аманте". Как поэт, Виттори опубликовал, в дополнение к вышеупомянутой "Троя рапита", сборник "Диалогов о жертвах и морали" (Рим, 1652), тексты, написанные для оратории Новой церкви в Риме. Один из текстов является пародией на "Плач Арианны" Оттавио Ринуччини; переложение другого текста, "Томазо", выполненное Мараццоли, сохранилось в рукописи в Болонье.

Ноты сочинений Лорето Виттори на сайте библиотеки IMSLP