Витали, Джованни Баттиста
1632 - 1692

Назад

Джованни Баттиста Витали (Giovanni Battista Vitali) - Итальянский композитор, виолончелист и певец

Родился 18 февраля 1632 года, Болонья - умер 12 октября 1692 года, Болонья. 

Известен своими работами по созданию сонат в стиле барокко, особенно сонаты-трио. Его произведения, по-видимому, оказали влияние на камерную музыку таких выдающихся композиторов, как Корелли, Торелли и Перселл. 1. Жизнь. Единственным известным учителем Витали был Каццати, который с 1657 по 1671 год был маэстро капеллы Сан-Петронио в Болонье, к которому Виталий присоединился в 1658 году в качестве виолончелиста (его инструмент иногда называют виолончелино, ранняя форма "виолончелистки", а на титульном листе некоторых его публикаций - "виолончелистка"). ‘виолоне да браззо’). К 1666 году он стал членом Филармонической академии, а позднее одним из основателей Филармонической академии. В 1673 году он стал маэстро ди капелла в Сан-Росарио, Болонья, а в 1674 году отправился ко двору Эсте в Модене, чтобы стать одним из двух вице-маэстро ди капелла герцога Франческо II (другим был Джузеппе Коломби). В 1684 году он был назначен маэстро капеллы, но в 1686 году его сменил оперный композитор Антонио Джаннеттини. После этого он оставался вице-маэстро до самой своей смерти. Он также, по-видимому, был членом Академии диссонансов в Модене, и считается, что он ввел там музыкальное издательское дело как профессию. 2. Произведения. В своих ранних работах, стр.2 и 5, Виталий воспринял концепцию кьезной сонаты своего учителя, которая заключалась в гибкости и экспериментировании с формой, уходящей корнями в монотематическую канцону. Эти характеристики нашли отражение в создании трех основных типов движений в его ранних сонатах: быстрое фугальное движение в двойном размере; быстрое псевдоконтрапунктовое движение в тройном размере с частым использованием танцевальных ритмов; и медленное гомофоническое движение в двойном размере с эмоциональной гармонией. Его эксперименты включают в себя объединение движений с помощью гармонических формул, применение танцевальных ритмов ко всем движениям, сокращение и фрагментацию тематических материалов, использование вариационной техники и более широкое использование функциональной гармонии, особенно за счет использования басовых паттернов. Он продолжил и систематизировал эти эксперименты в своей более поздней сонате "Да кьеза", соч.9, которая также иллюстрирует его главный вклад в барочную ансамблевую сонату: создание более единого стиля для всего произведения за счет использования общей контрапунктической основы для различных частей без потери индивидуального характера каждой части; и интенсивное применение принципа вариативности ко всем частям сонаты для обеспечения разнообразия в рамках общего стилистического единства. Применение принципа вариации особенно заметно в сборниках Виталия "Танцы" или "соната камеры", которые отличаются от "сонаты кьезы" скорее функциональностью, чем стилем. Танцы в этих сборниках, как правило, разбиты на группы от двух до шести человек по тематическим связям, одинаковой тональности и схожим внутренним ритмам. Каждая группа включает как минимум один танец в двухметровом и один в трехметровом исполнении. Все танцы выполнены в стандартной бинарной форме, и в конце первой части в них постепенно проявляется тенденция к модуляции. В более ранних сборниках, напротив, 1, 3 и 4, сделан акцент на итальянских танцах и стилистическое разделение танцев "per ballare" и "da camera"; последние более контрастны, используют обширное последовательное расширение и имеют более неправильную структуру фраз. Более поздние сборники, например, 8, 11, 12 и 14, содержат все большее количество стилизованных французских танцев, включая "борею" (бурре) и менуэт, которые Виталий одним из первых ввел в "сонату камеры". В 1689 году Виталий опубликовал свой знаменитый "Artifici musicali" - систематизированное педагогическое изложение 60 композиций, отражающее его концепцию инструментального контрапункта; по-видимому, это самый ранний сборник такого рода в эпоху барокко. В этом учебнике, предваряющем музыкальные сочинения Баха, Виталий представляет суть своего композиторского искусства с помощью канонов, примеров двойного контрапункта и девяти произведений в основных современных инструментальных формах. Работы различаются по размеру и масштабу и расположены в порядке возрастания сложности. Коллекция также включает в себя ряд необычных произведений, например, балетто в трех разных размерах одновременно, пассакалию, которая переходит от Си к Си через 5-й такт на протяжении примерно 261 такта, и еще одно балетто для двух струнных инструментов, в котором одна строка написана через соль, а другая - через Фа. Хотя Виталий известен в основном своей инструментальной музыкой, за которую он получил наибольшую известность при жизни, он также написал несколько вокальных произведений, начиная от двух опубликованных сборников – вечерних псалмов в концертном стиле, соч.6, и гимнов для сольного голоса с инструментальными ритурнелями, соч.10 – до десяти кантат, духовная и светская, а также четыре оратории, музыка к двум из которых сохранилась; он также написал вступительные симфонии к двум другим, которые утрачены. Тексты его ораторий либо аллегоричны, либо основаны на Ветхом Завете. Единственная музыкальная новинка в них - "Иль Жионо", где Виталий предвосхищает хоровой речитатив Генделя, заставляя хор рассказывать историю. Он написал несколько своих светских кантат для собраний Академии Диссонанти во дворце Эсте в Модене. Они касались этических проблем, которые обсуждались на заседаниях академии, или отмечали особые события, такие как коронация Марии Беатриче, сестры Франческо II, когда ее муж стал королем Англии под именем Якова II. Все вокальные произведения Виталия соответствуют традициям того периода; его арии относятся к трем основным типам: да капо, бинарные и строфические, в последних иногда используются строфические вариации.

Ноты сочинений Джованни Баттисты Витали на сайте библиотеки IMSLP