Витали, Филиппо
1599 - 1653
Назад
Филиппо Витали (Filippo Vitali) - Итальянский композитор, певец и священник
Родился в 1599 году, Флоренция - умер после 1 апреля 1653 года, Флоренция (?).
В 1618 году он был в Риме, где его вторая книга музыкальных произведений для одного и двух голосов была опубликована Роблетти. Возможно, он оставался в Риме до постановки своей оперы "Аретуза"; партитура была опубликована Л.А. Сольди с посвящением (датированным 20 мая 1620 года) автора кардиналу Сципиону Боргезе, племяннику папы Павла V. Названия и посвящения последующих публикаций Витали позволяют предположить, что он вернулся во Флоренцию в 1621 году. Неизвестно, почему он вернулся в Рим в начале 1631 года, но 2 февраля он принял участие в церемонии в Сан-Аньезе в составе свиты кардинала Антонио Барберини. Как член семьи кардинала Барберини, он ежегодно руководил музыкальными фестивалями в Сан-Аньезе, Сан-Агате и Тринита-деи-Пеллегрини. 10 июня 1631 года он поступил в папскую капеллу в качестве штатного тенора по приказу папы Урбана VIII (который был членом семьи Барберини). 26 мая 1632 года Виталий получил половинное жалованье, а 10 декабря 1634 года - полное жалованье, соответствующее его должности. С апреля по май 1642 года он провел во Флоренции месяц. 4 октября 1645 года он объявил своим спутникам в папской часовне, что получил разрешение папы удалиться во Флоренцию с бенефицией и пенсией. С 21 сентября 1648 по 17 декабря 1649 года он был маэстро капеллы церкви Святой Марии Маджоре в Бергамо. Сборник гимнов для вечерни, составленный Виталием (Рим, 1636), похоже, не пользовался большим успехом в папской капелле, хотя в оформлении использовались новые реформированные тексты, одобренные комиссией, созданной Урбаном VIII для исправления римского требника. Он был последним композитором, который следовал примеру Палестрины в написании гимнов: после краткой интонации в обычном пении первая строфа заканчивается многоголосием, а последующие строфы чередуются между простым пением и многоголосием. Однако, несмотря на то, что эти 34 гимна написаны в античном стиле без продолжения, они все же делают некоторые уступки новому музыкальному языку. Сольные и ансамблевые песни в его сборниках светской музыки иногда предвосхищают более развитые арии и кантаты, появившиеся в Италии в конце 17 века, хотя некоторые из них написаны довольно жестко и банально. Наиболее интересными произведениями в целом являются строфические вариации, в том числе пять на романские темы из второй книги "Музыки" (1618). Титульный лист концерта очень похож на титульный лист седьмой книги мадригалов Монтеверди (1619). Возможно, это было делом рук издателя – Бартоломео Магни опубликовал оба сборника, – но есть одно или два сходства в содержании, например, Виталий включил в них любовное письмо. "Аретуза" стала первой светской оперой, поставленной в Риме. В важном предисловии (в котором он назвал певцов, исполнявших это произведение) Виталий признал свой долг перед операми Пери и Каччини. Он также объяснил, что произведение было составлено, скопировано и отрепетировано всего за 44 дня (26 декабря 1619 года - 8 февраля 1620 года). Поспешность проявляется в качестве написания и в повторении некоторых фрагментов: одна из четырех ритурнелей используется трижды, а из 13 припевов один используется трижды, а два других - дважды. В опере Якопо Чиконьини "La finta mora" музыкальный интерес сосредоточен на вокальных ансамблях, а не на соло (как в "Аретузе"), а линии continuo демонстрируют больший драйв и ритмический интерес.
Ноты сочинений Филиппо Витали на сайте библиотеки IMSLP