Визе, Робер де
1655 - 1733
Назад
Visée, Robert de
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Робер де Визе был французским гитаристом, исполнителем на теорбе, лютне и виоле, а также композитором. Возможно, он был учеником Франческо Корбетты. Впервые он упоминается (как исполнитель на теорбе и гитарист) Ле Галлуа в 1680 году, и примерно в то же время стал камерным музыкантом при дворе Людовика XIV. В посвящении своей первой гитарной книги (1682) он упоминает, что король часто призывал его развлекать дофина, а дневник графа Данжо за 1686 год сообщает, что он регулярно играл на гитаре у постели короля по вечерам. В период с 1694 по 1705 год Визе часто выступал при французском дворе, особенно на вечерних собраниях г-жи де Ментенон, вместе с флейтистами Декото и Филибером, клавесинистом Жаном-Батистом Бюторном и виолистом Антуаном Форкрэ. В 1709 году он был назначен на должность певца в королевской камере в знак признания его службы при дворе, на которой до тех пор он не занимал официальной должности. В 1719 году он был официально назначен учителем гитары короля, хотя фактически был наставником короля с 1695 года; его сын Франсуа сменил его на этом посту в 1721 году. Письмо Жана Руссо от 1688 года указывает на то, что Визе был уважаемым музыкантом в Версале и что он также играл на виоле.
Две опубликованные гитарные книги Визе содержат в общей сложности 12 сюит, а также несколько разнообразных пьес. Более длинные сюиты обычно начинаются с обычных аллеманд, курант, сарабанд и жиг и заканчиваются более легкими пьесами, такими как гавот, менуэт и бурре. В более коротких сюитах нет последовательного порядка частей. Сюита номер 6 до минор включает прекрасную "гробницу", посвященную Корбетте. Гитаральные композиции Визе предназначены для инструмента с пятью хорами, настроенными a/a–d/d'–g/g–b/b–e'. Используя ресурсы инструмента в полной мере, они наряду с более поздними произведениями Корбетты составляют вершину литературы для французской барочной гитары. Произведения Визе для барочной лютни и теорбы включают те же типы танцевальных пьес, что и его гитарная музыка, и часто дублируют гитарные работы, хотя трудно определить, для какого инструмента были написаны оригинальные версии. Тот факт, что значительное количество произведений для теорбы сохранилось в рукописных источниках, показывает уважение, которым пользовался Визе. Хотя им не хватает характерных пьес и итальянского влияния, они раскрывают в нем достойного партнера для его коллег Марина Маре и Франсуа Куперена. Эти пьесы также включают различные "гробницы", а также аранжировки произведений Люлли, Маре, Форкрэ и Франсуа Куперена.
Робер де Визе является ключевой фигурой в истории французской барочной гитары и одним из последних великих композиторов для этого инструмента. Его творчество представляет собой синтез изящного французского стиля с виртуозными возможностями гитары. Особенностью его музыки является мастерское использование возможностей пятихорной гитары, включая богатую гармонию и сложную полифонию. Его сюиты следуют традиционной танцевальной структуре, но отличаются особой мелодической изысканностью и эмоциональной глубиной. Значительную художественную ценность представляют его "гробницы" — элегические пьесы-памятники, среди которых выделяется посвящение его учителю Корбетте. Будучи придворным музыкантом, Визе создавал музыку, отвечавшую высочайшим эстетическим требованиям версальского двора, что обеспечило его сочинениям исключительное качество и сохранившуюся до наших дней актуальность.
Гитара:
Лютня и теорба:
Отдельные произведения: