Винц, Георг
1580 - 1635

Назад

Vintz, Georg

Портрет композитора Георг Винц

  • Дата рождения: около 1580 года
  • Место рождения: Галле
  • Дата смерти: около 1635 года
  • Место смерти: Наумбург

Биография

Георг Винц был немецким органистом и композитором. После службы в двух церквях в Айслебене он был назначен органистом Наумбургского собора. Его двадцать коротких пародийных месс представляют собой искусные адаптации мотетов тринадцати видных композиторов его времени, некоторые из которых включают сокращение с восьми до пяти голосов. Несколько месс мало заимствуют из своих моделей и могут быть в основном работой самого Винца или (особенно в случае мессы на тему Маренцио) самих композиторов мотетов. Вопросы авторства еще предстоит разрешить.

Инструментальные танцы Винца сгруппированы по типам, а не в сюиты. Более прогрессивными являются сложная фигурация в двух верхних голосах, наличие партии фигурированного бассо континуо и некоторые ключевые знаки, предполагающие исполнение на скрипках; иногда нижние голоса имитируют фигурацию в верхних голосах. Преобладающая гомофонная фактура сочетается с предсказуемой фразеологией и, за исключением интрад, краткость танцев предполагает повторение с импровизированными вариациями.

Творчество

Георг Винц работал в переходный период от позднего Возрождения к раннему барокко в немецкой музыке. Его пародийные мессы демонстрируют мастерское владение контрапунктической техникой и умение адаптировать сложные полифонические модели для практического церковного использования. Инструментальные танцы отражают влияние как немецкой, так и польской танцевальной традиций, что было характерно для центрально-европейской музыки того времени. Использование фигурированного бассо континуо в танцевальных сборниках показывает его восприимчивость к новым музыкальным веяниям. Хотя большая часть его творческого наследия состоит из духовной музыки, инструментальные сочинения представляют особый интерес для изучения развития танцевальных форм в Германии начала семнадцатого века.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Мессы, приспособленные к главным праздничным дням" ("Missae ad praecipuos dies festos accommodatae") (Эрфурт, 1630), включающие 20 месс на темы мотетов следующих композиторов:
  1. "Хвали, душа моя, Господа" ("Lobe den Herren meine Seele") (Х. Хартман)
  2. "Иерусалим, радуйся великой радостью" ("Jerusalem, gaude gaudio magno") (Н. Цангиус)
  3. "Не Ефрем ли сын Мой драгоценный?" ("Ist nicht Ephraim mein thewer Sohn") (Х. Хартман)
  4. "Отче наш, сущий на небесах" ("Pater noster, qui es in coelis") (М. Вульпиус)
  5. "Боже мой, Боже мой, для чего Ты оставил меня?" ("Deus meus, quare me dereliquisti") (К. Эрбах)
  6. "Воскрес Христос, надежда моя" ("Surrexit Christus spes mea") (Н. Цангиус)
  7. "Воспойте Господу песнь новую" ("Cantate Domino canticum novum") (Х.Л. Хаслер)
  8. "Когда наступил день Пятидесятницы" ("Dum complerentur dies Pentecostes") (К. Эрбах)
  9. "Да будет благословенна Святая Троица" ("Benedicta sit Santa Trinitas") (А. Гумпельцгеймер)
  10. "Скажи нам, Мария, что ты видела" ("Dic nobis Maria quid vidisti") (Дж. Бассано)
  11. "Восхожу к Отцу Моему" ("Ascendo ad Patrem meum") (Х. Преториус)
  12. "Ныне исполнились" ("Hodie completi sunt") (Валькампи)
  13. "Ныне все благодарят Бога" ("Nun dancket alle Gott") (С. Шайдт)
  14. "Ныне нам Царь небес" ("Hodie nobis coelorum rex") (Л. Виадана)
  15. "Беззаконных возненавидел" ("Iniquos odio habui") (Л. Маренцио)
  16. "Господь, Бог наш" ("Domine Dominus noster") (К. Эрбах)
  17. "Ликует сердце мое" ("Exultat cor meum") (аноним)
  18. "Милости Господни" ("Misericordias Domini") (Дж. Габриели)
  19. "Ликуйте Богу, вся земля" ("Jubilate Deo omnis terra") (аноним)
  20. "Хвалите Господа, все народы" ("Laudate Dominum omnes gentes") (Х.Л. Хаслер)

Инструментальная музыка:

  • "Интрады, куранты, гальярды, баллетты, аллеманды и некоторые танцы в польском стиле" ("Intraden, Couranten, Galliarden, Balletten, Alamanden, und etliche Täntze auff Polnische Arth") для 4-5 инструментов и бассо континуо (Эрфурт, 1630)