Винсентиус, Каспар
1580 - 1624
Назад
Vincentius, Caspar
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Каспар Винсентиус был фламандским композитором и органистом, работавшим в Германии. Сначала он был певчим в соборе Сент-Омера, а затем в придворной капелле эрцгерцога Эрнста Австрийского в Брюсселе. После смерти эрцгерцога в 1595 году он был переведен в императорскую капеллу в Вене, где его способности получили благоприятное внимание капельмейстера Филиппа де Монте. Завершив образование в Вене, он был назначен городским органистом Шпайера около 1602 года и познакомился с Авраамом Шадаусом, ректором городской школы, с которым сотрудничал в составлении трех томов "Музыкального справочника" — грандиозного собрания мотетов для церковного использования. В 1615 году он ушел со своей должности в сложных обстоятельствах и, прослужив некоторое время органистом в церкви Святого Андрея в Вормсе, стал органистом Вюрцбургского собора 3 августа 1618 года, оставаясь там до своей смерти.
Значение Винсентиуса заключается в первую очередь в его роли в создании "Музыкального справочника". Это состояло в добавлении партии бассо континуо (которую он издал сам) к первым трем томам (1611-1613), а также указаний по исполнению ко второму тому, производстве и печати третьего тома после того, как Шадаус покинул Шпайер, и составлении всего четвертого тома. Этот заключительный том содержит 132 латинских мотета для пяти-восьми голосов, большинство для двойного хора. Преобладают итальянские композиторы, но в меньшей степени, чем в первых трех томах, поскольку включены 17 немецких композиторов, а также англичанин Питер Филипс. Указания по исполнению бассо континуо в основном основаны на правилах Виаданы: кажется очевидным, что Винсентиус добавлял партию бассо континуо не с целью "улучшить" сочинения, а скорее для содействия их более широкому распространению, заменив старый метод создания клавирных табулатур "новым методом" генерал-баса. В предисловии к своему изданию "Великого музыкального труда" Лассо, для которого он опубликовал партию бассо континуо в 1625 году, он намекнул, что практика добавления таких партий к сочинениям других была распространена как в Италии, так и в Германии. Собственные мотеты Винсентиуса в "Музыкальном справочнике" показывают сильное влияние шестнадцатого века, причем бассо континуо функционирует скорее как бассо сэгуэнте; однако, гомофонное письмо и использование форм с рефреном показывают, что он не остался полностью незатронутым новыми идеями из Италии.
Редакторские работы и сочинения:
Отдельные сочинения:
Ноты сочинений Каспара Винсентиуса на сайте библиотеки IMSLP