Виллано (Виллани), Гаспаро
1546 - 1619

Назад

Гаспаро Виллано (Виллани) (Gasparo Villano (Villani)) - Итальянский композитор и органист

Родился после 1546 года, Пьяченца - умер после 1619 года, Пьяченца.

Брат Габриэле Виллани. Постоянное проживание в родном городе делает его одним из самых истинно пьячентинских музыкантов. Согласно контракту с капитулом кафедрального собора Пьяченцы от 15 декабря 1595 года, он был назначен там пожизненным органистом с годовым окладом в 300 либр и дополнительной суммой в 100 либр, выплачиваемой ему каждые четыре месяца. В контракте Виллани упоминается как вероятный сын "Изеппо Виллано", упомянутого мадригалистом и органистом Джироламо Парабоско, который далее говорит: ‘Он был моим работодателем и душеприказчиком в этом городе Пьяченца’. Это определение, по-видимому, соответствует историческим и географическим соображениям. Джузеппе Виллани, отец Гаспаро, также упоминался А.Ф. Дони: в письме к скульптору Джованни Анджело от 3 июня 1543 года он писал: "В настоящее время я нахожусь в Пьяченце, где, помимо скрипачей, флейтистов и лютнистов, есть прекрасные инструменталисты Клаудио Веггио, Брамбилья и Джузеппе Виллано’. Большая часть биографических сведений о Гаспаро Виллани почерпнута из указаний, содержащихся в его печатных работах. В посвящении тома "Missa, psalmi ... et motecta", помимо восхваления щедрого покровительства Клаудио Рангони, епископа Пьяченцы, который приглашал художников из других городов, чтобы украсить собор статуями, картинами и музыкой, говорится, что композитор некоторое время был органистом в соборе. Посвящение Gratiarum actiones могущественному герцогу Пьяченцы и Пармы Рануччо I Фарнезе провозглашает правителя давним покровителем музыкального искусства. Титульный лист "Псалми" (1619) указывает на то, что Виллани в то время все еще активно работал на своем посту органиста. Во время пребывания Виллани на этом посту среди маэстро капеллы были Луиджи Ройнс, Дж.К . Квинтиани и Тибурцио Массайно. Творчество Виллани, которое полностью состоит из церковной музыки и больше напоминает творчество маэстро ди капелла, чем органиста, показывает, что он откликнулся на новые тенденции концертантов чередовать тутти с различными сольными комбинациями (которые в основном необязательны), что придает мелодии выразительность. Тем не менее, он не пренебрегал традиционным сочинением для двух или более хоров, следуя моде, заданной Андреа Габриэли и другими венецианскими композиторами. Он восполнял некоторый недостаток оригинальности в изобретении своим мастерством в контрапункте и приятной легкостью в чередовании различных хоров, поддерживаемых непрерывным басом на органе. Его шедевром является "Благодарственный молебен", написанный с венецианским полихоральным великолепием, чтобы прославить гордость и величие семьи Фарнезе и отпраздновать рождение у герцога сына, Алессандро II. Символом семьи является лилия, упомянутая в гимне Ave Virgo gratiosa, мотивирующим материалом которого является циклическая месса, включенная в коллекцию.