Вильяни, Гаспаро
1546 - 1619
Назад
Villani, Gasparo
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Гаспаро Вильяни был итальянским композитором и органистом, братом Габриэле Вильяни. Его непрерывное проживание в родном городе делает его одним из самых аутентичных пьячентинских музыкантов. Согласно контракту с капитулом собора Пьяченцы от 15 декабря 1595 года, он был назначен на должность органиста там пожизненно с ежегодным жалованием в 300 лир с дополнительной суммой в 100 лир, выплачиваемой ему каждые четыре месяца. В контракте Вильяни упоминается как вероятный сын "Джузеппе Вильяно", о котором упоминает мадригалист и органист Джироламо Парабоско, добавляя: "он был моим работодателем и исполнителем в этом городе Пьяченце". Это отождествление кажется верным по историческим и географическим причинам. Джузеппе Вильяни, отец Гаспаро, также упоминался А.Ф. Дони: он писал в письме от 3 июня 1543 года скульптору Джованни Анджело: "В настоящее время я нахожусь в Пьяченце, где в дополнение к скрипачам, флейтистам и лютнистам есть те прекрасные инструменталисты Клаудио Веджо, Брамбилья и Джузеппе Вильяно". Большая часть биографической информации о Гаспаро Вильяни происходит из указаний, содержащихся в его печатных работах.
Творческое наследие Гаспаро Вильяни, состоящее полностью из церковной музыки и напоминающее скорее наследие маэстро ди капеллы, чем органиста, показывает его восприимчивость к новым концертирующим тенденциям чередовать полные составы с различными сольными комбинациями (которые в основном являются необязательными), что выразительно подчеркивает мелодию. Тем не менее, он не пренебрегал традиционной композицией для двух или более хоров, следуя моде, установленной Андреа Габриели и другими венецианскими композиторами. Он восполнял определенный недостаток оригинальности изобретения своим мастерством контрапункта и приятной легкостью в чередовании различных хоров, поддерживаемых бассо континуо на органе. Его шедевром являются "Благодарственные молитвы", написанные для восхваления с венецианским полихоральным великолепием гордости и величия семьи Фарнезе и для празднования рождения сына, Алессандро II, у герцога. Семья символизируется лилией, упомянутой в гимне "Радуйся, благодатная Дева", мотивный материал которого является источником циклической мессы, включенной в сборник.
Духовная музыка: