Вильяни, Гаспаро
1546 - 1619

Назад

Villani, Gasparo

  • Дата рождения: после 1546 года
  • Место рождения: Пьяченца
  • Дата смерти: после 1619 года
  • Место смерти: Пьяченца

Биография

Гаспаро Вильяни был итальянским композитором и органистом, братом Габриэле Вильяни. Его непрерывное проживание в родном городе делает его одним из самых аутентичных пьячентинских музыкантов. Согласно контракту с капитулом собора Пьяченцы от 15 декабря 1595 года, он был назначен на должность органиста там пожизненно с ежегодным жалованием в 300 лир с дополнительной суммой в 100 лир, выплачиваемой ему каждые четыре месяца. В контракте Вильяни упоминается как вероятный сын "Джузеппе Вильяно", о котором упоминает мадригалист и органист Джироламо Парабоско, добавляя: "он был моим работодателем и исполнителем в этом городе Пьяченце". Это отождествление кажется верным по историческим и географическим причинам. Джузеппе Вильяни, отец Гаспаро, также упоминался А.Ф. Дони: он писал в письме от 3 июня 1543 года скульптору Джованни Анджело: "В настоящее время я нахожусь в Пьяченце, где в дополнение к скрипачам, флейтистам и лютнистам есть те прекрасные инструменталисты Клаудио Веджо, Брамбилья и Джузеппе Вильяно". Большая часть биографической информации о Гаспаро Вильяни происходит из указаний, содержащихся в его печатных работах.

Творчество

Творческое наследие Гаспаро Вильяни, состоящее полностью из церковной музыки и напоминающее скорее наследие маэстро ди капеллы, чем органиста, показывает его восприимчивость к новым концертирующим тенденциям чередовать полные составы с различными сольными комбинациями (которые в основном являются необязательными), что выразительно подчеркивает мелодию. Тем не менее, он не пренебрегал традиционной композицией для двух или более хоров, следуя моде, установленной Андреа Габриели и другими венецианскими композиторами. Он восполнял определенный недостаток оригинальности изобретения своим мастерством контрапункта и приятной легкостью в чередовании различных хоров, поддерживаемых бассо континуо на органе. Его шедевром являются "Благодарственные молитвы", написанные для восхваления с венецианским полихоральным великолепием гордости и величия семьи Фарнезе и для празднования рождения сына, Алессандро II, у герцога. Семья символизируется лилией, упомянутой в гимне "Радуйся, благодатная Дева", мотивный материал которого является источником циклической мессы, включенной в сборник.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Литании Пресвятой Богородицы" ("Letanie della BVM … libro primo"), для 8 голосов и бассо континуо (Венеция, 1610)
  • "Месса, псалмы к вечерне и мотеты" ("Missa, psalmi ad Vesperas et motecta … libro secondo"), для 16 голосов (Венеция, 1610)
  • "Все псалмы, которые обычно поются в течение года на вечерне" ("Psalmi omnes qui per annum ad Vesperas decantari consueverunt, libro terzo"), для 12 голосов (Венеция, 1610)
  • "Благодарственные молитвы" ("Gratiarum actiones, libro quarto"), для 20 голосов (Венеция, 1611)
  • "Все псалмы, которые обычно поются в течение года на вечерне" ("Psalmi omnes qui per annum ad Vesperas decantari consueverunt, libro quinto"), для 8 голосов (Венеция, 1611)
  • "Пять месс" ("Missae quinque, libro sesto"), для 4–8 голосов (Венеция, 1613)
  • "Все псалмы, которые обычно поются в течение года на вечерне" ("Psalmi omnes qui per annum ad Vesperas decantari consueverunt"), для 5 голосов и бассо континуо, соч. 7 (Венеция, 1619)
  • "О святая трапеза" ("O sacrum convivium"), мотет для 5 голосов (1612)