Фирданк, Иоганн
1605 - 1646

Назад

Vierdanck, Johann

Портрет композитора Иоганн Фирданк

  • Дата рождения: около 1605 года
  • Место рождения: неизвестно (вероятно, Саксония или Тюрингия)
  • Дата смерти: похоронен 1 апреля 1646 года
  • Место смерти: Штральзунд

Биография

Иоганн Фирданк был немецким композитором, органистом и инструменталистом. Он, вероятно, происходил из музыкальной семьи из Саксонии или Тюрингии. К 1616 году он был хористом в придворной капелле Дрездена, поскольку в письме от 23 сентября того же года Генрих Шютц, занимавший там видное положение, описал его как такового и заявил, что он "прекрасный, скромный человек и делает очень хорошее, solid начало в композиции". Он также изучал скрипку и цинк. В 1630-1631 годах он был инструменталистом в придворной капелле. Он был скрипачом при дворе в Гюстрове по крайней мере с осени 1631 года до 24 июня 1632 года, после чего путешествовал в Любек и Копенгаген. В этот период он, должно быть, познакомился с Габриэлем Фойгтлендером, чью песню "Когда-то у меня появилось желание" он включил в номер 31 своих "Каприччио" (1641), а также с Иоганном Шопом (старшим), Николаусом Блейером и Фридрихом Хоюлем, всем троим из которых он посвятил тот же сборник. С начала 1635 года и до своей смерти он был органистом церкви Святой Марии в Штральзунде.

Творчество

Пьесы из первого издания Фирданка "Первая часть новых паваны" (1637) являются, по сути, сюитами для двух скрипок и бассо континуо, систематически расположенными по тональностям; они значимы в ранней истории сюиты, не в последнюю очередь благодаря своей трио-сонатной фактуре. Второе издание вышло в 1641 году, тогда же появилась его "Вторая часть... Каприччио". Первые 14 пьес в этом сборнике являются ранними примерами дуэтов без бассо континуо; они были задуманы для скрипок. Последняя пьеса в томе — основанная на песне Фойгтлендера — написана для двух цинков и трех тромбонов и интересна своими контрастами тутти-соли. Концертные фактуры находят параллели в других пьесах здесь: например, номер 28, для одного цинка и трех тромбонов, был назван самым ранним немецким сольным концертом. Номер 25, "в кводлибетной манере", является самым поразительным из каприччио; с его двойными нотами и тремоло он, вероятно, был одной из первых пьес, вдохновленных знаменитым "Каприччио страваганте" Фарины (1627). Книга также содержит вариации, не упомянутые на титульном листе, включая цикл из девяти вариаций на пассамеццо.

Иоганн Фирданк был немецким композитором и скрипачом эпохи барокко. О его ранних годах известно немного. Он предположительно был певчим в придворной капелле Дрездена. Важнейшим этапом его обучения стало время, когда он с 1621 по 1628 год был учеником Генриха Шютца. Фирданк сопровождал Шютца в его путешествии в Венецию, где познакомился с новейшими итальянскими музыкальными стилями. С 1635 года и до конца жизни Фирданк работал органистом и руководителем музыки в церкви Святого Николая в Штральзунде.

Два сборника Иоганна Фирданка "Духовные концерты" (1641-1643) содержат 45 произведений для двух-девяти голосов и бассо континуо, многие также с двумя скрипками. Похоже, что за образец он взял сочинения своего бывшего учителя Шютца, вплоть до того, что в одной пьесе использовал материал из дуэта Монтеверди "Возвращение Зефира", как до этого сделал Шютц в своем произведении "Восстань, Боже" (опубликовано в 1647 году, но, без сомнения, написано ранее). В произведениях присутствуют симфонии (инструментальные вступления) в начале, а иногда и в середине, и их мотивы часто связаны с последующей вокальной частью. Широко используется звукоизобразительность. Как и Шютц, Фирданк редко использовал хоралы. Первый том был достаточно популярен, чтобы через год выйти вторым изданием, а третье издание вышло в 1656 году, когда также был переиздан второй том.

Произведения

Духовная музыка:

  • "Первая часть духовных концертов" ("Erster Theil geistlicher Concerten") (2-4 голоса, бассо континуо, некоторые с 2 скрипками) (Грайфсвальд, 1641)
  • "Вторая часть духовных концертов" ("Ander Theil geistlicher Concerten") (3-9 голосов, бассо континуо, некоторые с 2 скрипками) (Росток, 1643)
  • "Господь повелел своим ангелам" ("Der Herr hat seinen Engeln befohlen") (4 голоса, 2 скрипки, 3 тромбона, бассо континуо)
  • "Я радуюсь о Господе" ("Ich freue mich im Herrn") (сопрано/тенор, 2 скрипки, бассо континуо) (Грайфсвальд, 1643)
  • "Встань, моя подруга" ("Stehe auf, meine Freundin") (2 голоса, 2 скрипки, 3 тромбона, бассо континуо), не полностью
  • 1 мотет (4 голоса, бассо континуо, 1641/43)

Инструментальная музыка:

  • "Первая часть новых паван, гальярд, баллетто и курант" ("Erster Theil newer Pavanen, Gagliarden, Balletten und Correnten") (2 скрипки, бассо континуо) (Грайфсвальд, 1637)
  • "Вторая часть, содержащая несколько каприччио, канцон и сонат" ("Ander Theil, darinnen begriffen etliche Capricci, Canzoni und Sonaten") (на 2-5 голосов, с бассо континуо и без) (Грайфсвальд, 1641)
  • "Токката первого тона" ("Toccata primi toni") (орган), не полностью

Ноты сочинений Иоганна Фирданка на сайте библиотеки IMSLP