Вирданк, Иоганн
1605 - 1646

Назад

Иоганн Вирданк (Johann Vierdanck) - Немецкий композитор, органист и инструменталист

Родился в 1605 году, Саксония или Тюрингия - умер 1 апреля 1646 года, Штральзунд.

Вероятно, он происходил из музыкальной семьи из Саксонии или Тюрингии. К 1616 году он был мальчиком из хора Дрезденской хофкапеллы, поскольку в письме от 23 сентября того же года Генрих Шютц, который был там видным певчим, охарактеризовал его как такового и заявил, что он был “прекрасным, скромным человеком и очень хорошо начал заниматься композицией”. Он также учился игре на скрипке и корнете. В 1630-31 годах он был музыкантом-инструменталистом в Хофкапелле. Он был скрипачом при Гюстровском дворе по меньшей мере с осени 1631 года по 24 июня 1632 года, после чего отправился в Любек и Копенгаген. В этот период он, должно быть, познакомился с Габриэлем Войгтлендером, чью песню "Als ich einmal Lust bekam" он включил в № 31 своего "Каприччи" (1641), а также с Иоганном Шопом, Николаусом Блейером и Фридрихом Хойулом, которым он посвятил один и тот же сборник. С начала 1635 года и до своей смерти он был органистом Мариенкирхе в Штральзунде. Пьесы из первой публикации Вирданка "Эрстер Тейл Ньюер Паванен" (1637), по сути, представляют собой сюиты для двух скрипок и континуо, систематически расположенные по тональностям; они имеют большое значение в ранней истории сюиты, не в последнюю очередь из-за их трио-сонатной структуры. Второе издание вышло в 1641 году, тогда же появился его "Андер Тейл" … Каприччи. Первые 14 пьес в этом сборнике являются ранними примерами дуэтов без продолжения; они были задуманы для скрипок. Последняя пьеса в сборнике, основанная на песне Фойгтлендера, написана для двух корнеттов и трех тромбонов и интересна своими контрастами тутти и соло. Концертные мотивы прослеживаются и в других произведениях: например, № 28, для одного корнета и трех тромбонов, был назван самым ранним немецким сольным концертом. № 25, "auff quotlibethische Art", является самым ярким из каприччио; с его двойными остановками и тремоло, он является одним из самых популярных в Германии. вероятно, это было одно из первых произведений, вдохновленных знаменитым каприччио страваганте Фарины (1627). В книге также содержатся вариации, не упомянутые на титульном листе, в том числе набор из девяти вариантов пассамеццо. Два комплекта концертов Виерданка "Гейстлихер" (1641-1643) содержат 45 произведений для двух-девяти голосов и континуо, во многих из которых также участвуют две скрипки. По-видимому, он взял за образец произведения своего бывшего учителя Шютца, вплоть до того, что в одном из них использовал материал из дуэта Монтеверди "Зефиро Торна", как это сделал Шютц в "Эс сте Готт ауф" (опубликованном в 1647 году, но, несомненно, написанном ранее). В начале произведения, а иногда и в его ходе, звучат симфонии, мотивы которых часто перекликаются с теми, что представлены в следующем вокальном разделе. Здесь много словесной живописи. Как и Шютц, Фирданк редко использовал хоралы. Первый том был настолько популярен, что год спустя вышло второе издание, а в 1656 году - третье, когда появился и второй том.

Ноты сочинений Иоганна Вирданка на сайте библиотеки IMSLP