Фирданк, Иоганн
1605 - 1646
Назад
Vierdanck, Johann
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Фирданк был немецким композитором, органистом и инструменталистом. Он, вероятно, происходил из музыкальной семьи из Саксонии или Тюрингии. К 1616 году он был хористом в придворной капелле Дрездена, поскольку в письме от 23 сентября того же года Генрих Шютц, занимавший там видное положение, описал его как такового и заявил, что он "прекрасный, скромный человек и делает очень хорошее, solid начало в композиции". Он также изучал скрипку и цинк. В 1630-1631 годах он был инструменталистом в придворной капелле. Он был скрипачом при дворе в Гюстрове по крайней мере с осени 1631 года до 24 июня 1632 года, после чего путешествовал в Любек и Копенгаген. В этот период он, должно быть, познакомился с Габриэлем Фойгтлендером, чью песню "Когда-то у меня появилось желание" он включил в номер 31 своих "Каприччио" (1641), а также с Иоганном Шопом (старшим), Николаусом Блейером и Фридрихом Хоюлем, всем троим из которых он посвятил тот же сборник. С начала 1635 года и до своей смерти он был органистом церкви Святой Марии в Штральзунде.
Пьесы из первого издания Фирданка "Первая часть новых паваны" (1637) являются, по сути, сюитами для двух скрипок и бассо континуо, систематически расположенными по тональностям; они значимы в ранней истории сюиты, не в последнюю очередь благодаря своей трио-сонатной фактуре. Второе издание вышло в 1641 году, тогда же появилась его "Вторая часть... Каприччио". Первые 14 пьес в этом сборнике являются ранними примерами дуэтов без бассо континуо; они были задуманы для скрипок. Последняя пьеса в томе — основанная на песне Фойгтлендера — написана для двух цинков и трех тромбонов и интересна своими контрастами тутти-соли. Концертные фактуры находят параллели в других пьесах здесь: например, номер 28, для одного цинка и трех тромбонов, был назван самым ранним немецким сольным концертом. Номер 25, "в кводлибетной манере", является самым поразительным из каприччио; с его двойными нотами и тремоло он, вероятно, был одной из первых пьес, вдохновленных знаменитым "Каприччио страваганте" Фарины (1627). Книга также содержит вариации, не упомянутые на титульном листе, включая цикл из девяти вариаций на пассамеццо.
Иоганн Фирданк был немецким композитором и скрипачом эпохи барокко. О его ранних годах известно немного. Он предположительно был певчим в придворной капелле Дрездена. Важнейшим этапом его обучения стало время, когда он с 1621 по 1628 год был учеником Генриха Шютца. Фирданк сопровождал Шютца в его путешествии в Венецию, где познакомился с новейшими итальянскими музыкальными стилями. С 1635 года и до конца жизни Фирданк работал органистом и руководителем музыки в церкви Святого Николая в Штральзунде.
Два сборника Иоганна Фирданка "Духовные концерты" (1641-1643) содержат 45 произведений для двух-девяти голосов и бассо континуо, многие также с двумя скрипками. Похоже, что за образец он взял сочинения своего бывшего учителя Шютца, вплоть до того, что в одной пьесе использовал материал из дуэта Монтеверди "Возвращение Зефира", как до этого сделал Шютц в своем произведении "Восстань, Боже" (опубликовано в 1647 году, но, без сомнения, написано ранее). В произведениях присутствуют симфонии (инструментальные вступления) в начале, а иногда и в середине, и их мотивы часто связаны с последующей вокальной частью. Широко используется звукоизобразительность. Как и Шютц, Фирданк редко использовал хоралы. Первый том был достаточно популярен, чтобы через год выйти вторым изданием, а третье издание вышло в 1656 году, когда также был переиздан второй том.
Духовная музыка:
Инструментальная музыка:
Ноты сочинений Иоганна Фирданка на сайте библиотеки IMSLP