Виадана, Лодовико Гросси да
1560 - 1627
Назад
Viadana, Lodovico Grossi da
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Лодовико Гросси да Виадана был итальянским композитором. Согласно документу конца XVIII века, он принадлежал к семье Гросси по рождению и взял имя Виадана, когда вступил в орден Меньших Наблюдантов незадолго до 1588 года. Утверждалось, что он был учеником Костанцо Порта, но этому нет подтверждения. Он был мастером капеллы в соборе Мантуи по крайней мере с января 1594 года, вероятно, до 1597 года. В конце XVI века он, возможно, был в Падуе, поскольку у него были связи с этим городом, и он также был в Риме. В 1602 году он был мастером капеллы в монастыре Сан-Лука в Кремоне, с 1608 по 1609 год в соборе Конкордии близ Венеции и с 1610 по 1612 год в соборе Фано. В 1614 году он был назначен дефинитором своего религиозного ордена для провинции Болонья, которая включала Феррару, Пьяченцу и Мантую; он оставался на этой должности в течение трех лет. Вскоре после этого для него наступило трудное время, вызванное враждебностью некоторых его религиозных собратьев. В 1623 году ему было приказано покинуть Виадану и поселиться в Буссето; позже он переехал в монастырь Сант-Андреа в Гуальтьери, где и умер.
В творчестве Виаданы, большая часть которого сохранилась, преобладает духовная вокальная музыка. Он культивировал стиль а капелла и, начиная с опуса 13, добавлял бассо для органа, который был скорее бассо сэгуэнте, чем настоящим бассо континуо. Его стиль в этих произведениях варьируется от строгой гоморитмии фальсобордоне и псевдополифонии до подлинного полифонического письма. Более простая музыка является чисто функциональной и как таковая была очень успешной. Даже более сложная полифоническая музыка скромна по масштабам и проста в отношении текста. Три сборника особенно достойны внимания: мессы 1596 года, которые были очень популярны, "Плачи" опуса 22, использующие прекрасные выразительные мелодии, и "Комплеторий" опуса 16 с его блестящим взаимодействием хоровых сил.
"Церковные концерты" опус 12 (1602) являются хронологически первой публикацией, включающей бассо континуо с духовной вокальной музыкой. Они были разработаны для предоставления духовной музыки, которая могла бы исполняться любым количеством певцов от одного до четырех, так чтобы при практическом исполнении музыкальный текст не искажался из-за отсутствия какого-либо одного типа голоса среди исполнителей. В концертах для трех голосов бассо континуо, который частично снабжен цифровкой, незаменим, но некоторые из концертов для четырех голосов могут исполняться без сопровождения. Однако композитор рекомендовал, чтобы инструментальная партия, порученная органу или, в исключительных случаях, клавикорду, никогда не опускалась. Монодия Виаданы имеет мало общего с речитативом: это простая мелодическая линия, находящаяся под влиянием его практики а капелла, с разнообразными выразительными идеями и некоторыми декоративными пассажами. Хроматизм встречается сравнительно редко и довольно мягок; эпизоды в концертирующем стиле изредка появляются. Успех опуса 12 и трех последующих томов концертов можно в значительной степени приписать их современности: произведения тесно связаны с прогрессивными композиционными техниками начала XVII века.
В своих поздних работах в этом жанре вокальные линии Виаданы становятся более truly монодическими, хотя он никогда не отказывался от своего чувства мелодии. В этих томах есть несколько прекрасных произведений; тем не менее, с их мягкой, но поверхностной беглостью, они в целом несколько бедны красками. "Воскресная месса" для одного голоса и бассо континуо во втором томе "Церковных концертов" (1607) достойна упоминания за введение монодии в главное богослужение католического культа. Виадана использовал концертный стиль с впечатляющим эффектом в "Псалмах на 4 хора" опус 27, написанных для избранного хора из пяти сольных голосов, трех хоров по четыре голоса и инструментов (три органа и китаррон для реализации гармоний, а также струнные, корнеты, фаготы и тромбоны для удвоения вокальных линий); произведения также могут исполняться только с двумя хорами. В этих работах, одних из лучших в творчестве Виаданы, стиль в целом очень оживлен и богат красками. Декламационные приемы в хоровых партиях контрастируют с эпизодами для солистов, некоторые из которых содержат разнообразные идеи и орнаментальные пассажи. По замыслу и структуре эти произведения предвосхищают инструментальный концерт. "Двадцать четыре Символа веры" (1619) являются гомофонными произведениями, мелодии которых заимствованы из гимнов, принадлежащих к большей части литургического года; их ритмический план близок к простому движению оригинального григорианского хорала.
Сохранившиеся светские произведения Виаданы состоят из двух книг канцонетт (1590, 1594) и многих пьес, опубликованных в сборниках; канцонетты своей изящностью показывают некоторое родство с вилланеллами Маренцио. Единственная инструментальная публикация Виаданы, опус 18, содержит сочинения для двух инструментальных хоров и бассо континуо, напоминающие по стилю инструментальную канцону; каждая пьеса названа в честь итальянского города (Римская, Генуэзская и т.д.); изложение в целом гомофонное в трёхдольном размере и полифоническое в двудольном. Сохранилось несколько других инструментальных сочинений, и для некоторых вокальных произведений Виадана предлагал исполнение на инструментах как альтернативу или предписывал, чтобы облигатные инструментальные партии сопровождали вокальные линии.
Духовная музыка (изданы в Венеции, если не указано иное)
Светская музыка
Инструментальная музыка
Ноты сочинений Лодовико Гросси да Виаданы на сайте библиотеки IMSLP