Виадана (Гросси да Виадана), Лодовико
ок.1560 - 1627
Назад
Лодовико Виадана (Гросси да Виадана) (Lodovico Viadana (Grossi da Viadana)) - Итальянский композитор
Родился около 1560 года, Виадана, Парма - умер 2 мая 1627 года, Гуалтьери, Парма.
Он занимает высокое место среди композиторов своего времени за свежесть, беглость и особую выразительность своей музыки; прежде всего, он дал мощный импульс вокальному концерту с бассо континуо в церковной музыке и приобрел множество учеников, которые продолжили его дело.
Согласно документу, датированному концом XVIII века, он был членом семьи Гросси по рождению и принял имя Виадана, когда вступил в орден младших наблюдателей незадолго до 1588 года. Утверждалось, что он был учеником Костанцо Порта, но подтверждения этому нет. Он был маэстро ди капелла в кафедральном соборе Мантуи по крайней мере с января 1594 года, вероятно, до 1597 года. В конце XVI века он, возможно, находился в Падуе, поскольку у него были связи с этим городом, и он также был в Риме. В 1602 году он был маэстро ди капелла в монастыре Святого Луки в Кремоне, с 1608 по 1609 год - в соборе Конкордия близ Венеции, а с 1610 по 1612 год - в соборе Фано. В 1614 году он был назначен главой своего религиозного ордена в провинции Болонья, которая включала Феррару, Пьяченцу и Мантую; он оставался на этом посту в течение трех лет. Вскоре после этого для него наступили тяжелые времена, вызванные враждебностью некоторых его религиозных соратников. В 1623 году ему было приказано покинуть Виадану и поселиться в Буссето; позже он переехал в монастырь Святого Андрея в Гуалтьери, где и умер.
В творчестве Виаданы, большая часть которого сохранилась до наших дней, преобладает духовная вокальная музыка. Он культивировал стиль а капелла и начиная с соч.13 добавил бас на органный, который был скорее переходным, чем настоящим непрерывным басом. Его стиль в этих произведениях варьируется от строгого гоморитма фальцобордона и псевдоголифонии до подлинного полифонического письма. Музыка попроще является чисто функциональной и как таковая была очень успешной. Даже самая изысканная полифоническая музыка скромна по пропорциям и проста по оформлению текста. Особого внимания заслуживают три тома: мессы 1596 года, которые пользовались большой популярностью, Оплакивания, соч.22, в которых используются прекрасные выразительные мелодии, и Полный сборник, соч.16, с его блестящим сочетанием хоровых сил. Церковный концерт, соч.12 (1602) - хронологически первое издание, включающее в себя непрерывный бас духовной вокальной музыки. Он был разработан для того, чтобы духовная музыка могла исполняться любым количеством певцов от одного до четырех, чтобы при практическом исполнении музыкальный текст не искажался из-за отсутствия какого-либо одного типа голоса у исполнителей. В концертах для трех голосов непрерывный бас, который частично фигурный, незаменим, но некоторые из них для четырех голосов можно исполнять без сопровождения. Однако композитор рекомендовал, чтобы инструментальная партия, предназначенная для органа или, в исключительных случаях, для клавикордов ("маникордо"), никогда не опускалась. Монодия Виаданы имеет мало общего с речитативом: это простая мелодическая линия, на которую повлияла его практика а капелла, с разнообразными выразительными идеями и некоторыми декоративными пассажами. Хроматизм сравнительно редок и довольно мягкий; иногда появляются эпизоды в стиле концертанте. Успех соч.12 и трех последующих томов концертов во многом объясняется их современностью: эти произведения тесно связаны с прогрессивными композиторскими техниками начала XVII века. В его более поздних работах в этом жанре вокальные партии Виаданы более монотонны, хотя он никогда не отказывался от своего чувства мелодии. В этих сборниках есть несколько прекрасных произведений; тем не менее, при их мягкой, но поверхностной беглости, им в целом несколько не хватает колорита. Missa dominicalis для одного голоса и basso continuo из второго тома Concerti ecclesiastici (1607) заслуживает упоминания за введение монодии в основной обряд католического богослужения. Виадана с впечатляющим эффектом использовала концертный стиль в Salmi a 4 cori op.27, написанном для coro favorito из пяти сольных голосов, трех четырехголосных хоров и инструментов (три органа и читарроне для реализации гармоний, струнные, корнетты, фаготы и тромбоны для удвоения вокальных партий). пьесы также могут исполняться только двумя хорами. В этих работах, являющихся одними из лучших композиций Виаданы, стиль в целом очень живой и насыщенный по цвету. Декламационные приемы в хоровых партиях компенсируются эпизодами для солистов, некоторые из которых содержат различные идеи и орнаментальные пассажи. По замыслу и компоновке эти произведения предвосхищают инструментальный концерт. "Кредо Вентикваттро" (1619) - это гомофонические произведения, мелодии которых взяты из гимнов, относящихся к большей части литургического года; их ритмический план близок к простому движению оригинальной простой песни. Сохранившиеся светские работы Виаданы состоят из двух книг канцонеттас (1590, 1594) и множества произведений, опубликованных в сборниках; в своей изысканности канцонетты обнаруживают некоторое сходство с вилланеллами Маренцио. Единственное инструментальное издание Виаданы, op.18, содержит сочинения для двух инструментальных хоров и бассо континуо, напоминающие по стилю инструментальную канцону; каждое произведение названо в честь итальянского города (Ла-Романа, Ла-Дженовезе и т.д.); в трехдольном исполнении оно, как правило, гомофоническое, а в двудольном - полифоническое.. Сохранилось еще несколько инструментальных композиций, а для некоторых вокальных произведений Виадана предложила альтернативное исполнение на инструментах или распорядилась, чтобы вокальные партии сопровождались инструментальными партиями в облигато.
Ноты сочинений Лодовико Виаданы (Гросси да Виаданы) на сайте библиотеки IMSLP