Вердонк, Корнелис
1563 - 1625
Назад
Verdonck, Cornelis
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Корнелис Вердонк был фламандским композитором и певцом. Согласно Свеертсу, свои ранние годы он провел в доме Корнелиса Пруйнена, казначея и сенатора Антверпена; он пользовался покровительством Пруйнена в течение многих лет. Вердонк, несомненно, был хористом в соборе Антверпена под руководством Герта ван Тюрнхаута, а в 1572 году Тюрнхаут зачислил его певчим при мадридском дворе Филиппа II. Среди его товарищей по хору были Питер Корнет и Филипп Рожье. Когда их голоса изменились, Филипп написал своему племяннику Алессандро Фарнезе 16 февраля 1580 года с просьбой зачислить Вердонка и двух других хористов в университет Дуэ или elsewhere. Затем Вердонк стал учеником в Антверпене у Северина Корне, который включил по одному произведению младшего композитора в каждую из своих трех публикаций 1581 года. В 1584 году Вердонк вернулся в Мадрид певцом в королевской капелле; он оставался там до 1598 года. Посвящение в его сборнике шансон 1599 года подтверждает, что к апрелю того же года он вернулся в Антверпен. Позже, в 1599 году, он принял активное участие в подготовках к триумфальному въезду эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Антверпен; его мотет по этому случаю, "Выведи новых, Гименей", был исполнен ансамблем мальчиков, ехавших на вершине искусственного слона. Книга мадригалов Вердонка 1603 года позволяет предположить, что тогда он находился на службе у племянника Пруйнена, Йоханнеса Каролюса де Кордеса, наместника Вихелена и Серскампа, которому он и посвятил свой сборник. Он также занимал бенефиций в Эйндховене до 1622 года. Он умер в возрасте 62 лет, согласно надписи на его памятнике, установленному его покровителем. Несколько писателей предполагали, что существовало два музыканта с этим именем, один действовавший в Мадриде, другой в Антверпене.
Шестиголосный мотет Вердонка "Выведи новых, Гименей" отличается мастерской риторической выразительностью. Два духовных произведения, появившиеся в гравюрах на меди с изображением Девы Марии работы Мартена де Воса, преимущественно имитационные; одно из них, "Песнь Богородицы" для пяти голосов, содержит строгий канон, выведенный из тенора. "Любовь Иисуса сладчайшая" является ранним примером рождественских песнопений.
Светские произведения доминируют в наследии Вердонка. Его шансонны типично северные по своим контрапунктическим фактурам и большому количеству голосов, хотя они также используют мадригализмы. "Увы, какой день" содержит краткую отсылку к одноименному сочинению Лассо. Наравне со своим наставником Северином Корне, Вердонк является важным представителем мадригала на севере. Оба композитора положили на музыку итальянские тексты местных северных поэтов: Вердонк положил один текст своего покровителя Корнелиса Пруйнена. Четырехголосный мадригал Вердонка "Прекрасная и благородная госпожа" появляется как "Леди, ваш взор столь благороден" в "Музыке из-за Альп" Николаса Йонга 1588 года. Свеертс в 1628 году описал Вердонка как "прославленного в музыке", утверждая, что "если мы верим Яну Питерсзону Свелинку... он мог сравниться с любым итальянским композитором".
Духовная музыка
Светская музыка
Ноты сочинений Корнелиса Вердонка на сайте библиотеки IMSLP