Вердонк, Корнелис
1563 - 1625
Назад
Корнелис Вердонк (Cornelis Verdonck) - Фламандский композитор и певец
Родился в 1563 году, Турнхаут - умер 5 июля 1625, Антверпен.
По словам Свитса, он провел свои ранние годы в доме Корнелиса Пруэнена, казначея и сенатора Антверпена; в течение многих лет он пользовался покровительством Пруэнена. Вердонк, несомненно, был певчим в кафедральном хоре Антверпена под руководством Герта ван Турнхаута, когда в 1572 году Турнхаут назначил его певчим при мадридском дворе Фелипе II. Среди его коллег-хористов были Пеэтер Корне и Филипп Роже. Когда их голоса изменились, 16 февраля 1580 года Фелипе написал своему племяннику Алессандро Фарнезе письмо с просьбой о зачислении Вердонка и двух других хористов в университет Дуэ или куда-либо еще. Затем Вердонк стал учеником Северена Корне в Антверпене, который включил по одному произведению молодого композитора в каждое из своих трех изданий 1581 года. В 1584 году Вердонк вернулся в Мадрид в качестве певца в королевской капелле; он оставался там до 1598 года. Посвящение его гравюры в стиле шансон 1599 года подтверждает, что он вернулся в Антверпен в апреле того же года. Позже, в 1599 году, он принял активное участие в подготовке к триумфальному въезду эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы в Антверпен; его гимн по этому случаю "Prome novas, Hymenae" был исполнен группой мальчиков верхом на искусственном слоне. Мадригальная книга Вердонка 1603 года позволяет предположить, что в то время он состоял на службе у племянника Пруэнена, Йоханнеса Каролуса де Кордеса, губернатора Вихелена и Серскампа, которому он посвятил свою книгу. Он также пребывал в Эйндховене до 1622 года. Согласно надписи на мемориале, посвященном его покровителю, он умер в возрасте 62 лет. Некоторые авторы предполагают, что музыкантов с таким именем было двое, один из которых работал в Мадриде, другой - в Антверпене. Шестиголосная "Prome novas, Hymenae" Вердонка хорошо проработана в риторическом плане. Два священных произведения, изображающие Богородицу на медных гравюрах Мартена де Воса, преимущественно имитационные; одно из них, Магнификат для пяти голосов, отличается строгим каноном, заимствованным у тенора. Amor Jesu dulcissime - ранний пример cantiones natalitiae. В творчестве Вердонка преобладают светские произведения. Его шансоны типично северные по своей контрапунктической структуре и звучанию, хотя в них также используются мадригализмы. В книге Helas quel jour (RISM 15945) содержится краткая ссылка на изложение Ласса в том же тексте. Вместе со своим наставником Северином Корне Вердонк является важным представителем мадригала на севере. Оба композитора написали на итальянском тексты местных северных поэтов: Вердонк - на стихи своего покровителя Корнелиса Пруэнена. Четырехголосная донна Белль и джентиле из оперы Вердонка "Леди, твой взгляд так нежен" звучит в "Трансальпийской музыке" Николаса Йонга 1588 года. В 1628 году Свитс описал Вердонка как "выдающегося музыканта", утверждая, что "если верить Яну Питерсзону Свитлинку... он мог бы сравниться с любым итальянским композитором’.
Ноты сочинений Корнелиса Вердонка на сайте библиотеки IMSLP