Верачини, Франческо Мария
1690 - 1768
Назад
Veracini, Francesco Maria
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Мария Верачини был итальянским композитором и скрипачом. Верачини родился в семье музыкантов и художников. Его дед был одним из первых скрипачей Флоренции; его дядя Антонио Верачини также был скрипачом и прекрасным композитором. Отец Франческо Марии, Агостино, по иронии судьбы, был одним из немногих Верачини, кто не играл на скрипке даже как любитель; он был аптекарем и гробовщиком. Начальное обучение Верачини получил у своего дяди Антонио, с которым подающий надежды мальчик часто выступал публично. Его другими учителями во Флоренции были Дж.М. Казини и его помощник Франческо Фероци. В частности, Казини, органист собора Флоренции и композитор церковной музыки в высоко индивидуальном неопалетринском стиле, оставил свой след в последующих произведениях Верачини. Его последним учителем, по-видимому, был Дж.А. Бернабеи, с которым он, возможно, занимался в 1715 году, когда находился в южной Германии. Нет надежных свидетельств того, что он учился у Корелли, как иногда утверждается.
Верачини покинул Флоренцию до Пасхи 1711 года. 24 и 25 декабря 1711 года он был солистом на рождественских мессах в Сан-Марко в Венеции, но никогда не был постоянным членом оркестра капеллы. 1 февраля 1712 года он играл в церкви Санта-Мария-Глорьоза-дей-Фрари в Венеции во время мессы в честь нового посла Священной Римской империи. Хотя весной 1712 года он вернулся во Флоренцию для исполнения своей оратории "Триумф невинности под покровительством Святого Николая", центром его деятельности оставалась Венеция, где он снова играл на рождественских мессах в Сан-Марко в 1712 году. Свидетельства предполагают, что 10 марта 1712 года Тартини услышал игру Верачини в Венеции и был настолько впечатлен, что бежал в Анкону, чтобы изучать лучшее использование смычка в подражание старшему коллеге.
С 23 января по 24 декабря 1714 года Верачини выступал в серии благотворительных концертов и в качестве солиста в антрактах опер в театре Квинс-тиэтр в Лондоне. 1715 год, по-видимому, был проведен в Дюссельдорфе при дворе курфюрста Пфальца Иоганна Вильгельма. Там Верачини играл скрипичные сонаты Антонио Бонпорти и посвятил курфюрсту свою ораторию "Моисей у Красного моря".
26 июля 1716 года Верачини снова был в Венеции, где посвятил набор из 12 сольных сонат курпринцу Фридриху Августу Саксонскому. Хотя зная, что скрипач не нужен при дрезденском дворе и что он рискует вызвать трения с И.Б. Волюмье, утвердившимся директором тамошнего оркестра, принц уговорил своего отца оставить Верачини. После еще одного исполнения оратории во Флоренции 25 января 1717 года Верачини отправился в Дрезден, где 20 ноября 1717 года был переведен с частной службы принца на регулярную придворную платежную ведомость. Его жалованье было равно жалованью Хайнихена, Волюмье и Иоганна Шмидта и намного превышало жалованье других композиторов — И.Г. Пизенделя, Кристиана Пецольда и И.Д. Зеленки. В феврале 1719 года Верачини было поручено нанять больше певцов для двора, пока он был в Болонье и Венеции. Он вернулся в Дрезден, где оставался до 1722 года, когда 13 августа в припадке безумия, вызванного, по словам Маттезона, чрезмерным усердием в музыке и чтении книг по алхимии, выпрыгнул из окна третьего этажа. Однако трактат Верачини намекает, что существовал заговор против его жизни, вдохновленный завистью.
Покинув Дрезден до февраля 1723 года, Верачини вернулся во Флоренцию через Прагу до Пасхи того же года. Мы узнаем из забавной истории Берни, что по возвращении в Италию он восстановил свою репутацию исполнителя, когда высокомерно показал Джироламо Лауренти, "как следует играть на первой скрипке". Тем не менее, документы того времени (1723–1733) чаще всего представляют Верачини как композитора и исполнителя религиозной музыки, в основном ораторий, поставленных светскими религиозными братствами, а также мессы и "Те Деум" в честь избрания флорентийского папы Климента XII 20 и 21 июля 1730 года. Он также играл на скрипке на частных концертах.
Между 9 и 27 апреля 1733 года он вернулся в Лондон, где начал играть так часто, что Берни сообщал: "Теперь не было концерта без сольной партии скрипки в исполнении Верачини". Возможно, он сразу начал играть для "Оперы знати", соперницы Генделя, которая представила его первую оперу "Адриан в Сирии" в серии из 20 представлений, начавшейся 26 ноября 1735 года, где композитор дирижировал и играл. Та же труппа дала четыре представления его второй оперы "Милосердие Тита" с 12 по 23 апреля 1737 года, а также его третьей оперы "Партенио" с 14 марта по 6 июня 1738 года.
Поскольку в сезоне 1738–39 годов в Лондоне не было оперы, Верачини ненадолго вернулся во Флоренцию, где в его отсутствие умерли его дядя, жена и мать. Шарль де Бросс слышал его игру там в 1739 году и сообщил, что "его игра правильна, благородна, знающа и точна, но немного лишена изящества". Берни согласился, написав (также из первых рук), что "особенностями его исполнения были его смычок, его трель, его ученые арпеджио и такой громкий и ясный тон, что его можно было отчетливо слышать сквозь самый многочисленный состав оркестра в церкви или театре". Все соглашались, что он был первым или, по крайней мере, одним из первых скрипачей Европы.
28 февраля 1741 года Верачини снова был в Лондоне, играя концерт в антрактах между актами "Ациса и Галатеи" Генделя. Девять дней спустя он дал концерт из своих собственных сочинений, включая "Новую эклогу" из 12 вокальных дуэтов под названием "Низа и Тирси". Весной 1741 года он выступил еще на двух благотворительных концертах, а осенью 1742 года играл концерты в качестве музыки в антрактах на 21 драматическом представлении в театре Друри-Лейн. Серия из десяти представлений его последней оперы "Розалинда", итальянской адаптации Паоло Ролли шекспировской пьесы "Как вам это понравится", началась 31 января 1744 года. Включение Верачини в эту оперу популярной балладной мелодии "Девушка с Пати-Милл" сильно разозлило Берни, который осудил собственные арии Верачини как "дикие, неловкие и неприятные; явно созданные человеком, непривычным к сочинению для голоса, и одержимым безумной головой". Хотя он, возможно, был безумен, Верачини определенно не был неопытен в вокальной музыке. По крайней мере, половина его известного наследия предназначена для голоса.
В том же 1744 году Верачини опубликовал свои лучшие сонаты - "Ученые сонаты" соч. 2, в которых также использована балладная мелодия "Берег Туида". Название этого сборника предполагает, что сонаты были того рода, что исполнялись на частных концертах (accademie в флорентийской терминологии), а не в театре, церкви или камере; они не являются "учеными" в современном английском смысле. Берни, должно быть, слышал их, когда посетил один из концертов Верачини в 1745 году. Это был его последний концерт в Англии, поскольку Берни сообщил, что вскоре после этого Верачини потерпел кораблекрушение при пересечении Ла-Манша. Сам композитор рассказывает нам, что потерял при этом рукопись в море.
В следующий раз мы слышим о Верачини в письме от 8 мая 1750 года от британского посла Горация Манна, который слышал, как он играл сонату с "Берегом Туида" во Флоренции. 7 июня 1750 года маркиз д'Орбессан слышал его в исполнении "Победы Гименея" Гальуппи в Турине. Вернувшись во Флоренцию, Верачини продиктовал свое первое завещание 8 марта 1751 года в пользу английской вдовы Мэри Джейн Аткинсон.
Верачини снова стал церковным музыкантом в свои последние годы во Флоренции. С 1755 года и до своей смерти он служил maestro di cappella у валломброзианских отцов в церкви Сан-Панкрацио, а с 1758 года занимал ту же должность у театинских отцов в церкви Сан-Микеле Бертельди (ныне Сан-Гаэтано). В многочисленных отчетах о его церковных выступлениях Верачини описывается как дирижирующий или отбивающий такт, но он также продолжал играть на скрипке в старости. 6 октября 1765 года и 15 ноября 1766 года он выступал при великогерцогском дворе. Таким образом, его последние годы были активными.
Приходской священник, знавший его, охарактеризовал Верачини как человека, который оставил несколько хороших должностей, потому что ценил независимость больше, чем богатство. Сообщения мемуаристов и журналистов раскрывают его как эксцентрика и временами даже как бы сумасшедшего. Берни подчеркивал его высокомерие. Намеки на все эти черты можно найти в его трактате "Триумф музыкальной практики", который он написал в последние годы жизни во Флоренции.
Берни заметил, что "путешествуя по всей Европе, он сформировал свой собственный, уникальный стиль игры". То же самое можно сказать и о его композиторском стиле. Его более поздние концерты по сравнению с его первым (1712 год) явно обнаруживают влияние концертов Вивальди соч. 3 (1711), которые он определенно слышал во время своих лет в Венеции. Его сонаты 1716 года несколько похожи на кореллиевские, но не используют фуг или имитаций, часто применяют повторение вместо секвенции, демонстрируют симметричную фразировку и показывают сильное предпочтение тоническим репризам. Одним словом, они кажутся такими же современными, как сонаты Тартини и Локателли, опубликованные в 1730-х годах. Но сонаты соч. 1 1721 года более контрапунктичны, возможно, благодаря влиянию немецких композиторов в Дрездене, от которых он определенно перенял идею начинать сюиту танцев с французской увертюры (неслыханно для итальянских сольных сонат).
Оперы Верачини напоминают оперы его итальянских коллег в Лондоне в отношении общего музыкального стиля, но содержат более сильно выразительные арии (как и оперы Генделя). Сонаты соч. 2 явно показывают влияние оперных арий в некоторых местах, но в других местах становятся еще более изощренно контрапунктическими, чем сонаты соч. 1. Растущий интерес Верачини к тщательному применению фуги, канона, инверсии и имитации можно проследить в его редакциях сонат Корелли соч. 5, в его собственных редакциях своей музыки и в его трактате, как в музыкальных примерах (содержащих редакции Корелли и Джеминиани), так и в тексте. Начав как модный новатор, Верачини, своим обычным независимым образом, сознательно избрал эксцентричный путь и в конечном итоге выразил свое презрение к гомофонному стилю, который он когда-то культивировал, приравняв его к невежеству, лени и той же безнравственности, которая, как он чувствовал, вела Генделя и других к плагиату; сам Верачини был оригинален и независим.
Оперы (все поставлены в Лондоне, Театр Её Величества)
Оратории (музыка утеряна)
Духовная музыка
Кантаты и песни
Сонаты
Другие инструментальные произведения
Теоретические труды
Ноты сочинений Франческо Мария Верачини на сайте библиотеки IMSLP