Верачини, Франческо Мария
1690 - 1768

Назад

Франческо Мария Верачини (Francesco Maria Veracini) - Итальянский композитор и скрипач

Родился 1 февраля 1690 года, Флоренция - умер 31 октября 1768 года, Флоренция. 

Верачини родился в семье музыкантов и художников. Его дед был одним из первых скрипачей Флоренции; его дядя Антонио Верачини был им, а также прекрасным композитором. Отец Франческо Марии, Агостино, по иронии судьбы, был одним из немногих жителей Верачини, которые не играли на скрипке даже в качестве любителя; он был аптекарем и владельцем похоронного бюро. Раннее обучение Верачини проводил его дядя Антонио, с которым многообещающий мальчик часто выступал на публике. Другими его преподавателями во Флоренции были Дж.М. Казини и его ассистент Франческо Ферочи. В частности, Казини, органист Флорентийского кафедрального собора и композитор церковной музыки в очень индивидуальном, неопалестринском стиле, оставил свой след в последующих работах Верачини. Его последним учителем, по-видимому, был Г.А. Бернабей, у которого он, возможно, учился в 1715 году, когда находился в южной Германии. Нет убедительных доказательств того, что он учился у Корелли, как иногда утверждают. Верачини покинул Флоренцию перед Пасхой 1711 года. 24 и 25 декабря 1711 года он солировал на рождественских мессах в Сан-Марко в Венеции, но никогда не был постоянным участником оркестра капеллы (как утверждал Каффи). 1 февраля 1712 года он играл в церкви Святой Марии Глориозы деи Фрари в Венеции во время мессы в честь нового посла Священной Римской Империи (концерт, который он сыграл, находится в A-Wn). Хотя весной 1712 года он вернулся во Флоренцию для исполнения своей оратории "Триумф невинности", центром его деятельности оставалась Венеция, где в 1712 году он снова сыграл на рождественских мессах в Сан-Марко. Есть свидетельства (но см. Тартини, Джузеппе), что 10 марта 1712 года Тартини услышал игру Верачини в Венеции и был настолько впечатлен, что бежал в Анкону, чтобы научиться лучше играть на смычке, подражая старшему игроку. В письме Доменико Палафути из Флоренции к Дж. Б. Мартини от 1764 года говорится, что Пьетро Локателли учился у Верачини; вероятно, это было во Флоренции, до публикации первых сонат Локателли. С 23 января по 24 декабря 1714 года Верачини выступил в серии благотворительных концертов и в качестве солиста в перерывах между операми в Королевском театре в Лондоне. Судя по всему, 1715 год он провел в Дюссельдорфе при дворе рейнского курфюрста пфальца Иоганна Вильгельма. Там Верачини исполнил скрипичные сонаты Антонио Бонпорти и посвятил курфюрсту свою постановку оратории "Моисей аль-мар'Россо". 26 июля 1716 года Верачини снова был в Венеции, где посвятил серию из 12 сольных сонат принцу-курфюрсту Фридриху Августу Саксонскому. Хотя принц знал, что при дрезденском дворе скрипач не нужен и что он рискует столкнуться с трениями с Ж.Б. Волумье, признанным руководителем тамошнего оркестра, он убедил своего отца оставить Верачини у себя. После очередного выступления оратории во Флоренции 25 января 1717 года Верачини отправился в Дрезден, где 20 ноября 1717 года был переведен с частной службы принца на постоянную придворную службу. Его зарплата была равна зарплате Хайнихена, Волумье и Иоганна Шмидта и намного превышала зарплату других композиторов - И.Г. Пизенделя, Кристиана Пезольда и И.Д. Зеленки. В феврале 1719 года Верачини было поручено нанять еще певцов для двора, пока он находился в Болонье и Венеции. Он вернулся в Дрезден, где оставался до 1722 года, когда 13 августа выпрыгнул из окна третьего этажа в припадке безумия, вызванного, по словам Маттесона, чрезмерным увлечением музыкой и изучением алхимии. Однако в трактате Верачини содержится намек на то, что против его жизни существовал заговор, вдохновленный ревностью. Покинув Дрезден до февраля 1723 года, Верачини вернулся во Флоренцию через Прагу перед Пасхой того же года. О том, что по возвращении в Италию он восстановил свою репутацию артиста, мы узнаем из забавной истории Берни, в которой он высокомерно показал Джироламо Лауренти, "как играть первую скрипку’. Тем не менее, документы того времени (1723-1733) чаще всего указывают на Верачини как на композитора и исполнителя религиозной музыки, главным образом ораторий, созданных светскими религиозными компаниями, а также мессы и молебна по случаю избрания флорентийского папы Климента XII 20 и 21 июля 1730 года. Он также играл на скрипке на частных концертах. В период с 9 по 27 апреля 1733 года он вернулся в Лондон, где начал играть так часто, что, по словам Берни, "теперь ни один концерт не обходился без соло на скрипке Верачини’. Возможно, он сразу же начал играть в "Дворянской опере", сопернице Генделя, где 26 ноября 1735 года была представлена его первая опера "Адриано в Сирии", которая состояла из 20 спектаклей под руководством композитора. Та же труппа поставила его вторую оперу "Милосердие Тито" в четырех постановках с 12 по 23 апреля 1737 года, а также третью, "Партенио", с 14 марта по 6 июня 1738 года. Поскольку в сезоне 1738/1739 годов в Лондоне не было оперы, Верачини ненадолго вернулся во Флоренцию, где в его отсутствие умерли его дядя, жена и мать. Шарль де Броссес услышал его игру там в 1739 году и сообщил, что "его игра справедлива, благородна, знанима и точна, но немного лишена изящества’. Берни согласился с этим, написав (также из первых рук), что "особенностями его исполнения были смычковая рука, дрожание, заученные арпеджио и такой громкий и чистый тембр, что его можно было отчетливо услышать в самой многочисленной группе церкви или театра’. Все сходились во мнении, что он был первым или, по крайней мере, одним из первых скрипачей Европы (см. иллюстрацию). 28 февраля 1741 года Верачини вернулся в Лондон, чтобы сыграть концерт между операми Генделя "Ацис" и "Галатея". Девять дней спустя он дал концерт собственного сочинения, в том числе "Новую эклогу" из 12 вокальных дуэтов под названием "Ницца и тирси". Весной 1741 года он выступил еще на двух благотворительных концертах, а осенью 1742 года сыграл концерты в качестве антракта на 21 драматическом представлении в театре Друри-Лейн. Показ его последней оперы "Розалинда", итальянской экранизации Паоло Ролли "Как вам это понравится" Шекспира, состоявшей из десяти постановок, начался 31 января 1744 года. То, что Верачини включил в эту оперу популярную мелодию из баллады "Девушка с кондитерской мельницы", сильно разозлило Берни, который назвал собственные арии Верачини "дикими, диковатыми и неприятными; очевидно, они были написаны человеком, не привыкшим писать для голоса, и обладающим талантом капо паццо". Хотя Верачини, возможно, и был сумасшедшим, он определенно не был неопытен в вокальной музыке. По крайней мере, половина его известных работ посвящена вокалу. В том же 1744 году Верачини опубликовал свои лучшие сонаты, Академическую сонату, соч.2, в которых также используется мелодия баллады "Твидовая сторона". Название этого сборника наводит на мысль, что сонаты предназначались для исполнения на частных концертах (accademie на флорентийском языке), а не в театре, церкви или камерном зале; они не являются академическими в современном английском смысле. Берни, должно быть, слышал их, когда присутствовал на одном из концертов Верачини в 1745 году. Это был его последний концерт в Англии, поскольку Берни сообщил, что вскоре после этого Верачини потерпел кораблекрушение, пересекая Ла-Манш. Сам композитор рассказывает нам, что потерял рукопись в море. В следующий раз мы слышим о Верачини в письме от 8 мая 1750 года от британского посланника Горация Манна, который слышал, как он играл сонату с Твидом во Флоренции. 7 июня 1750 года маркиз д'Орбессан услышал его в исполнении оперы Галуппи "Виктория Эменео" в Турине. Вернувшись во Флоренцию, Верачини 8 марта 1751 года продиктовал свое первое завещание в пользу вдовы-англичанки Мэри Джейн Аткинсон. В последние годы своего пребывания во Флоренции Верачини вновь стал церковным музыкантом. С 1755 года и до самой своей смерти он служил маэстро капеллы у отцов Валламброзана в церкви Святого Панкрацио, а с 1758 года занимал ту же должность у отцов театина в церкви Святого Микеле Бертельди (ныне церковь Гаэтано). Во многих отчетах о его выступлениях в церкви говорится, что Верачини дирижировал или отбивал такт, но он также продолжал играть на скрипке и в старости. 6 октября 1765 года и 15 ноября 1766 года он выступал при дворе великого герцога. Поэтому последние годы его жизни были насыщенными. Приходской священник, знавший Верачини, охарактеризовал его как человека, который оставил несколько хороших должностей, потому что ценил независимость больше, чем богатство. В отчетах авторов дневников и журналистов он предстает эксцентричным, а временами даже кажущимся сумасшедшим. Берни подчеркивал его высокомерие. Намеки на все эти черты можно найти в его трактате "Il trionfo della pratica musicale", который он написал в последние годы своей жизни во Флоренции. Берни заметил, что "путешествуя по всей Европе, он сформировал свой собственный стиль игры". То же самое можно сказать и о его стиле сочинения. В его поздних концертах, если сравнивать их с первыми (1712), отчетливо прослеживается влияние концертов Вивальди, соч.3 (1711), которые он, несомненно, слышал во время своего пребывания в Венеции. Его сонаты 1716 года чем-то напоминают сонаты Корелли, но в них нет фуг или подражаний, часто используются повторы вместо последовательности, симметричная фразировка и явное предпочтение отдается тоническим повторениям. Одним словом, они кажутся такими же современными, как работы Тартини и Локателли, опубликованные в 1730-х годах. Но сонаты ор.1 1721 года более контрапунктичны, возможно, благодаря влиянию немецких композиторов из Дрездена, от которых он, несомненно, позаимствовал идею начать танцевальную сюиту французской увертюрой (неслыханное явление в итальянских сольных сонатах).

Ноты сочинений Франческо Мария Верачини на сайте библиотеки IMSLP