Вентурини, Франческо
1675 - 1745
Назад
Venturini, Francesco
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Вентурини был композитором и скрипачом. Несмотря на модную итальянскую форму его имени, он, по-видимому, был родом из Франции или Нидерландов: в записи о его женитьбе в Ганновере на Анне Марии Эннуи, жительнице этого города, 13 января 1697 года он упоминается как "галлус" (француз). Записи о крещении их детей идут дальше, добавляя к имени отца "брюсселец". Примечательно также, что документы ганноверского двора, к которому он был прикреплен с Пасхи 1698 года или ранее, вплоть до его смерти, всегда относят его к французским музыкантам. Придворным оркестром руководил Ж.-Б. Фаринель (он же Дж.Б. Фаринелли), уроженец Гренобля, и он исполнял репертуар исключительно во французском стиле, в то время как камерным музыкантам было предоставлено культивировать итальянскую музыку. Иногда замещая Фаринеля (учеником которого он был, по словам Вальтера), Вентурини в 1713 году стал официальным концертмейстером. Его единственная дошедшая до нас публикация - сборник из 12 богато оркестрованных оркестровых сюит, ошибочно озаглавленный "концерты", - вероятно, была написана вскоре после этого в знак его нового назначения и посвящена курфюрсту. Какой бы чести он ни добился таким образом, он навлек на себя неудовольствие Георга Людвига (если верить сообщению Маттезона), сочинив вокальную пьесу на текст Нового Завета "Господи, помяни меня, когда придешь в Царствие Твое" при отъезде курфюрста в Англию в 1714 году, чтобы стать Георгом I. Однако эта самонадеянность, должно быть, была прощена, поскольку позже Вентурини стал капельмейстером в Ганновере, а после его смерти эта должность перешла к его ученику И.Б. Луттеру.
Очень привлекательный "Камерный концерт" Вентурини, соч. 1 (Амстердам, около 1714), состоящий из четырех-девяти частей, включает серию танцевальных частей (аллеманда, гавот, паспье и т.д.), часто смешанных с "новомодными" частями (ария, канон, фурии); трехчастная увертюра открывает нечетные произведения, а концерт (быстрая часть, повторяющаяся после - в одном случае вместе с - более медленной частью) - четные. Некоторые танцы включают альтернативную часть, называемую "трио", в случаях, когда инструментовка сводится к паре гобоев и фаготу. В некоторых частях по-разному добавляются скрипка соло, фагот, пара флейт и пара виолончелей соло, увеличивая количество партий с восьми максимум до одиннадцати. Более известное соч. 5 (1719) Далл'Абако очень напоминает соч. 1 Вентурини, хотя это сходство может просто отражать преимущественно французскую направленность южногерманских придворных оркестров того времени.
Оркестровые произведения:
Отдельные произведения:
Ноты сочинений Франческо Вентурини на сайте библиотеки IMSLP