Вентурини, Франческо
ок.1675 - 1745

Назад

Франческо Вентурини (Francesco Venturini) - Немецкий композитор и скрипач неопределенного происхождения

Родился в 1675 году, Брюссель - умер 18 апреля 1745 года, Ганновер. 

Несмотря на модную итальянскую форму его имени, он, по-видимому, был родом из Франции или Нидерландов: в записи о его женитьбе в Ганновере на Анне Марии Эннуи, жительнице этого города, 13 января 1697 года он упоминается как ‘галлус’. Записи о крещении их детей идут дальше, добавляя к имени отца "брюссельцы". Примечательно также, что документы ганноверского двора, к которому он был прикреплен с Пасхи 1698 года или ранее, вплоть до его смерти, всегда относят его к французским музыкантам. Придворным оркестром руководил Ж.-Б. Фаринель (он же Дж.Б. Фаринелли), уроженец Гренобля, и он исполнял репертуар исключительно во французском стиле, в то время как камерным музыкантам было предоставлено культивировать итальянскую музыку. Иногда замещая Фаринеля (учеником которого он был, по словам Вальтера), Вентурини в 1713 году стал официальным концертмейстером. Его единственная дошедшая до нас публикация - сборник из 12 богато оформленных оркестровых сюит, обманчиво озаглавленный "концерты", - вероятно, была написана вскоре после этого в честь его нового назначения и посвящена курфюрсту. Какой бы чести он ни добился таким образом, он навлек на себя неудовольствие Георга Людвига (если верить сообщению Маттесона), сочинив вокальную пьесу на текст Нового Завета "Herr, gedenke mein, wenn du in dein Reich kommst" ("Господи, помяни меня, когда придешь в царствие твое"), посвященную курфюрстуотбыл в Англию в 1714 году, чтобы стать Георгом I. Однако эта самонадеянность, должно быть, была оправдана, поскольку позже Вентурини стал капельмейстером в Ганновере, а после его смерти эта должность перешла к его ученику И.Б. Луттеру. Известно, что в то же время в Ганновере и других городах Германии активно выступали еще несколько музыкантов по фамилии Вентурини. Некоторые из них были родственниками (в том числе сын Август и предполагаемый сын Георг), но другие – в том числе двое, которые носили его имя, к еще большему замешательству биографов, – по-видимому, таковыми не являлись. Некий Франциск Вентурини служил скрипачом в придворном оркестре Вюртемберга в Штутгарте с 1700 по 1745 год, в то время как Франческо Мария Вентурини, венецианский певец, был нанят баварским двором в 1715 году. Очень привлекательный камерный концерт Вентурини, соч.1 (Амстердам, c1714), состоящий из четырех-девяти частей, состоит из серии танцевальных движений (аллеманда, гавот, паспиэ и т.д.), часто смешанных с "новыми" движениями (ария, канон, фурии); трехчастная увертюра открывает нечетную часть. -пронумерованные произведения и концерт (быстрая часть, повторяющаяся после – в одном случае вместе – более медленной части) - четные. Некоторые танцы включают в себя альтернативное движение, называемое "трио", в частых случаях, когда инструментовка сводится к паре гобоев и фаготу. В некоторых частях по-разному добавляются скрипка соло, фагот, пара флейт и пара виолончелей соло, увеличивая количество партий с восьми максимум до 11. Более известное соч.5 (1719) Далл'Абако очень напоминает соч.1 Вентурини, хотя это сходство может просто отражать преимущественно французскую направленность южногерманских придворных оркестров того времени. Рукописный концерт Вентурини, возможно, один из вышеперечисленных, для двух скрипок, струнных и континуо, находится в университетской библиотеке Уппсалы.

Ноты сочинений Франческо Вентурини на сайте библиотеки IMSLP