Венто, Маттиа (Маттиас)
1735 - 1776
Назад
Маттиа (Маттиас) Венто (Mattia (Matthias) Vento) - Итальянский композитор
Родился в 1735 году, Неаполь - умер 22 ноября 1776, Лондон.
Будучи студентом консерватории Святой Марии Лорето в Неаполе, он добился своих первых оперных успехов в Италии. Его "Великолепное исполнение" (1756) и "Последняя попытка" (1759) были представлены в Риме; "Эгизиана" была поставлена в Венеции и Милане в 1763 году. В конце 1763 года по приглашению Джардини Венто отправился в Англию, где до самой своей смерти активно работал как композитор и преподаватель игры на клавесине. Для лондонской оперы он впервые поставил "Пастиччо Левкиппо и Зенокрита" 10 января 1764 года, которое позже в том же месяце было повторено в постановке "Свадьба принцессы Августы" (сестры Георга III). В последующие сезоны Венто продюсировал "Демофунте" (1765), "Софонисбу" (1766) и "Мессианскую конкисту" (1767), а также внес свой вклад в "пастиччо". Его ария ‘Caro amor" с большим успехом прозвучала в лондонских постановках оперы Пиччинни "Прощай, фигляр" (1766). По прошествии нескольких лет он поставил "Артазерию" (1771) для собрания гармонистов на Сохо-сквер, организованного Джардини и другими в конкуренции с Королевским театром. В сезоне 1775/1776 годов, в течение которого Венто числился режиссером Королевского театра, он поставил как комические, так и серьезные оперы: "Бацио", фаворит сезона, "Весталка" и другие оперные постановки. В этот период он также выступал в качестве дирижера на публичных концертах, в том числе в Пантеоне. Музыка Венто была популярна в Англии; в 1776 году гость из Германии включил его в число нескольких крупнейших композиторов Лондона того времени. Однако энтузиазм Берни был умерен. Он описал Демофунта как "естественного, грациозного и приятного, всегда свободного от вульгарности, но никогда не отличающегося новизной или ученостью’. В ответ на критику, что его музыка ("Весталка") слишком проста для великих певцов, Венто ответил: "Боже упаси, чтобы я когда-нибудь сочинял сложную музыку" ("Энциклопедия Риса", 1819-20). Берни также счел опубликованные дуэты Венто ‘тривиальными и неинтересными’. Тем не менее, отдельные песни как из опер, так и из опубликованных постановок широко исполнялись и переиздавались в антологиях. Другая сторона лондонской деятельности Венто представлена в его 11 сборниках сонат для клавишных, большинство из которых сопровождаются аккомпанементом скрипки. Берни описал их как "хрупкие и настолько похожие друг на друга, что изобретение в том, что касается мелодии и модуляции, может быть сжато в две или три части’. Должно быть, именно их "грациозная, легкая и плавная мелодия" стала причиной того, что они были переизданы в Париже и на протяжении полувека оставались в каталогах издательств. В утверждении Берни об однотипности есть доля правды, но 65 сонат, написанных с 1764 по 1776 год, отражают едва заметные стилистические изменения, происходившие в то время – например, в сторону пианистической динамики, большей симметрии и периодизации, а также большей метричности. Торрефранка выдвинул аргументы в пользу того, что Венто сыграл особую роль в формировании классического стиля. Несмотря на то, что он привез в Лондон новейший оперный стиль из Неаполя, едва заметные изменения, заметные в сонатах, свидетельствуют о том, что Венто также откликнулся на доклассический синтез немецких, итальянских и английских элементов, происходивший вокруг него. В большинстве ранних посмертных рассказов о Венто, вероятно, написанных Берни, особо отмечается, что Венто, у которого были все основания умереть богатым, вместо этого оставил свою вдову в нищете; по-видимому, эта тайна так и не была разгадана.
Ноты сочинений Маттиа (Маттиаса) Венто на сайте библиотеки IMSLP