Венто, Маттия
1735 - 1776
Назад
Vento, Mattia
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Маттия Венто был итальянским композитором. Ученик консерватории Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе, он достиг своих первых оперных успехов в Италии. Его оперы "Обманутая хитрость" (1756) и "Мнимая простушка" (1759) были поставлены в Риме; "Египтянка" шла как в Венеции, так и в Милане в 1763 году. В конце 1763 года, по приглашению Джардини, Венто отправился в Англию, где был активен как композитор и учитель игры на клавесине до своей смерти. Для лондонской оперы он сначала представил пастиччо "Левкипп и Зенокрита" 10 января 1764 года, которое было повторено позднее в том же месяце в качестве придворного спектакля на свадьбе принцессы Августы (сестры Георга III). В последующие сезоны Венто поставил "Демофонта" (1765), "Софонисбу" (1766) и "Завоевание Мексики" (1767), а также внес вклад в другие пастиччо. Его ария "Дорогая любовь" была вставлена с большим успехом в лондонские постановки "Доброй девочки" Пиччинни (1766). После перерыва в несколько лет он создал "Артаксеркса" (1771) для Гармонического собрания на площади Сохо, основанного Джардини и другими в качестве конкурента Королевскому театру. В сезоне 1775–1776 годов, в течение которого Венто числился директором в Королевском театре, он поставил как комические, так и серьезные оперы: "Поцелуй", ставший фаворитом сезона, "Весталка" и другие пастиччо. В этот период он также работал дирижером на публичных концертах, включая концерты в Пантеоне.
Музыка Венто была популярна в Англии; в 1776 году один посетитель из Германии включил его в список нескольких крупных композиторов, находившихся тогда в Лондоне. Однако энтузиазм Берни был сдержанным. Он описал "Демофонта" как "естественную, грациозную и приятную музыку, всегда свободную от вульгарности, но никогда не очень новую или ученую". В ответ на критику, что его музыка ("Весталка") слишком проста для великих певцов, Венто ответил: "Боже упаси меня когда-либо сочинять сложную музыку". Берни также находил опубликованные дуэты Венто "банальными и неинтересными". Тем не менее, отдельные песни как из опер, так и из опубликованных сборников широко исполнялись и перепечатывались в антологиях.
Другую сторону деятельности Венто в Лондоне демонстрируют его 11 сборников клавирных сонат, в большинстве с подчиненным скрипичным аккомпанементом. Берни описал их как "легковесные и настолько похожие друг на друга, что изобретательность в отношении мелодии и модуляции можно сжать до двух или трех частей". Должно быть, именно их "грациозная, легкая и плавная мелодия" заставила переиздавать их в Париже и удерживать в каталогах издателей в течение полувека. В утверждении Берни об одинаковости есть доля правды, но 65 сонат, созданные с 1764 по 1776 год, отражают тонкие стилистические изменения, происходившие в то время, — например, в сторону пианистической динамики, большей симметрии и периодизации, а также более сильной метричности.
Торрефранка выдвинул версию, что Венто сыграл особую роль в формировании классического стиля. Хотя он и привез в Лондон новейший оперный стиль из Неаполя, тонкие изменения, заметные в сонатах, позволяют предположить, что Венто также откликался на происходивший вокруг него предклассический синтез немецких, итальянских и английских элементов.
Оперы
Вокальные сочинения
Инструментальные сочинения
Ноты сочинений Маттии Венто на сайте библиотеки IMSLP