Венто, Маттия
1735 - 1776

Назад

Vento, Mattia

  • Дата рождения: 1735 год
  • Место рождения: Неаполь, Италия
  • Дата смерти: 22 ноября 1776 года
  • Место смерти: Лондон, Великобритания

Биография

Маттия Венто был итальянским композитором. Ученик консерватории Санта-Мария-ди-Лорето в Неаполе, он достиг своих первых оперных успехов в Италии. Его оперы "Обманутая хитрость" (1756) и "Мнимая простушка" (1759) были поставлены в Риме; "Египтянка" шла как в Венеции, так и в Милане в 1763 году. В конце 1763 года, по приглашению Джардини, Венто отправился в Англию, где был активен как композитор и учитель игры на клавесине до своей смерти. Для лондонской оперы он сначала представил пастиччо "Левкипп и Зенокрита" 10 января 1764 года, которое было повторено позднее в том же месяце в качестве придворного спектакля на свадьбе принцессы Августы (сестры Георга III). В последующие сезоны Венто поставил "Демофонта" (1765), "Софонисбу" (1766) и "Завоевание Мексики" (1767), а также внес вклад в другие пастиччо. Его ария "Дорогая любовь" была вставлена с большим успехом в лондонские постановки "Доброй девочки" Пиччинни (1766). После перерыва в несколько лет он создал "Артаксеркса" (1771) для Гармонического собрания на площади Сохо, основанного Джардини и другими в качестве конкурента Королевскому театру. В сезоне 1775–1776 годов, в течение которого Венто числился директором в Королевском театре, он поставил как комические, так и серьезные оперы: "Поцелуй", ставший фаворитом сезона, "Весталка" и другие пастиччо. В этот период он также работал дирижером на публичных концертах, включая концерты в Пантеоне.

Творчество

Музыка Венто была популярна в Англии; в 1776 году один посетитель из Германии включил его в список нескольких крупных композиторов, находившихся тогда в Лондоне. Однако энтузиазм Берни был сдержанным. Он описал "Демофонта" как "естественную, грациозную и приятную музыку, всегда свободную от вульгарности, но никогда не очень новую или ученую". В ответ на критику, что его музыка ("Весталка") слишком проста для великих певцов, Венто ответил: "Боже упаси меня когда-либо сочинять сложную музыку". Берни также находил опубликованные дуэты Венто "банальными и неинтересными". Тем не менее, отдельные песни как из опер, так и из опубликованных сборников широко исполнялись и перепечатывались в антологиях.

Другую сторону деятельности Венто в Лондоне демонстрируют его 11 сборников клавирных сонат, в большинстве с подчиненным скрипичным аккомпанементом. Берни описал их как "легковесные и настолько похожие друг на друга, что изобретательность в отношении мелодии и модуляции можно сжать до двух или трех частей". Должно быть, именно их "грациозная, легкая и плавная мелодия" заставила переиздавать их в Париже и удерживать в каталогах издателей в течение полувека. В утверждении Берни об одинаковости есть доля правды, но 65 сонат, созданные с 1764 по 1776 год, отражают тонкие стилистические изменения, происходившие в то время, — например, в сторону пианистической динамики, большей симметрии и периодизации, а также более сильной метричности.

Торрефранка выдвинул версию, что Венто сыграл особую роль в формировании классического стиля. Хотя он и привез в Лондон новейший оперный стиль из Неаполя, тонкие изменения, заметные в сонатах, позволяют предположить, что Венто также откликался на происходивший вокруг него предклассический синтез немецких, итальянских и английских элементов.

Произведения

Оперы

  • "Обманутая хитрость Дона Джансеро" ("Le deluse accortezze di Don Gianserio"), интермеццо, Рим, 1756
  • "Мнимая простушка" ("La finta semplice"), Рим, 1759
  • "Египтянка" ("L’egiziana"), Венеция и Милан, 1763
  • "Демофонт" ("Demofoonte"), Лондон, 1765
  • "Софонисба" ("Sofonisba"), Лондон, 1766
  • "Завоевание Мексики" ("La conquista del Messico"), Лондон, 1767
  • "Артаксеркс" ("Artaserse"), Лондон, 1771
  • "Поцелуй" ("Il bacio"), Лондон, 1776
  • "Весталка" ("La vestale"), Лондон, 1776
  • Музыка вставных арий для многочисленных пастиччо и других опер, ставившихся в Лондоне (1764-1782)

Вокальные сочинения

  • "Музыка и поэзия" ("La musica e la poesia"), кантата, Лондон, 1768
  • Шесть канцонет, Лондон, около 1770
  • Вторая – Четвертая тетрадь шести канцонет, Лондон, около 1770–1772
  • "Августалийская тренодия" ("Threnodia augustalis"), кантата на смерть Августы, вдовствующей принцессы Уэльской, Лондон, 1772
  • "Сборник избранных итальянских песен и дуэт" (с концертов в Пантеоне), Лондон, 1774
  • Девять дуэтов и шестнадцать "Венецианских ариетт"
  • Многочисленные песни, изданные отдельно и в антологиях XVIII века

Инструментальные сочинения

  • Шесть сонат для клавесина и скрипки/флейты, Лондон, 1764
  • Шесть сонат для 2 скрипок и бассо континуо, Лондон, около 1764
  • Вторая – Одиннадцатая тетрадь шести сонат для клавесина/фортепиано и скрипки/флейты (тетради 7-11 также для клавесина/фортепиано соло), Лондон, 1765-1776
  • Шесть увертюр в 8 частях, Лондон, около 1774
  • Последняя тетрадь из пяти сонат для клавесина/фортепиано, Лондон, 1777

Ноты сочинений Маттии Венто на сайте библиотеки IMSLP