Вейвановский, Павел Йозеф
ок.1633 или ок.1639 - 1693

Назад

Павел Йозеф Вейвановский (Pavel Josef Vejvanovský) - Моравский композитор, трубач и переписчик нот

Родился около 1633 или 1639 года, Хуквальды или Глучина - умер 24 сентября 1693, Кромержиж.

Он учился в иезуитском колледже в Опаве, где он упоминается в списке студентов с 1656 по 1660 год. В это время он познакомился с Г.И.Ф. фон Бибером и П.Дж. Риттлером и начал сочинять. В письме от 15 июня 1661 года сообщается о его назначении трубачом к администратору Э.Ф. Кастелле, который руководил деятельностью при дворе князя-епископа Оломоуцкого Леопольда Вильгельма (сына императора Фердинанда II), проводившего большую часть своего времени вдали от Оломоуца. На протяжении всей своей жизни Вейвановский носил звание фельдмаршала, хотя и не имел на это права. Он остался в Кромержиже и в 1664 году поступил на службу к новому князю-епископу Карлу Лихтенштейну-Кастелькорноу в качестве главного трубача и капельмейстера; в его обязанности также входило переписывание нот, и сохранилось много наборов партий, написанных его рукой (в Чехии). Он обладал собственной ценной музыкальной коллекцией и был главным образом ответственен за формирование знаменитой музыкальной коллекции, принадлежавшей епископу. Судя по всему, он был в очень близких личных отношениях со своим покровителем и был одним из самых высокооплачиваемых придворных служащих: в 1690 году его жалованье составляло 180 флоринов, он занимал третье место в списке служащих князя-епископа и в различных документах упоминается как "гофмейстер и фельдфебель’. По-видимому, он также был руководителем хора в коллегиальной церкви Святого Моржице, где за 32 года пребывания в Кромержиже были исполнены многие его произведения. В записи о его погребении указано, что на момент смерти ему было "около 60 лет". Все сохранившиеся произведения Вейвановского находятся в Кромержиже. Из 137 произведений, отмеченных в нотной книге 1695 года, 127 являются законченными или в виде набросков; также существует множество сомнительных произведений. Поскольку он играл на трубе, неудивительно, что он широко использовал ее. Как в вокальной, так и в инструментальной музыке он писал для труб и тромбонов в манере, технически превосходящей манеру большинства его современников. Исключением среди них был Дж. Шмельцера, которого Вейвановский знал и у которого он, вполне возможно, учился какое-то время, поскольку в его музыке прослеживаются многие черты школы Шмельцера и других, связанных со двором императора Леопольда I в Вене. В своих сочинениях для трубы он иногда прибегал к тромбе бревис, которая была настроена на тон выше, чем обычная труба. В "Missa clamantium" (1683) есть указание: "два кларнета могут быть добавлены по желанию, но они должны быть на тон выше’. В сочетании с информацией из современных немецких и итальянских источников эти характеристики, несомненно, могут быть истолкованы как отсылка к меньшей разновидности трубы, известной как tromba piccola или tromba gallica, которая была настроена на D, а не на C (обычная настройка для военных труб). Одним из самых выдающихся произведений Вейвановского, написанных для трубы, является “церковная соната” для трубы соло, струнных и континуо, которая имеет название "Be mollis", намекающее на необычную для трубы тональность. Как и в ряде других случаев, Вейвановский умело использовал здесь пониженную 7-ю гармонику натуральной трубы и использовал несколько негармонических нот, чтобы сыграть на инструменте соль минор, а не в более привычной тональности до мажор. Во многих его произведениях можно обнаружить влияние старых модальных музыкальных композиций, в том числе мелодию австрийской рождественской песни Йозефа Либера "Joseph mein", которая когда-то считалась чешской народной песней. Многочисленные переложения мессы Вейвановским для различных комбинаций голосов и инструментов представляют собой интересный, если не важный шаг в эволюции музыкальных инструментов от контрапунктических произведений раннего барокко к более гомофоническим (по крайней мере, в том, что касается вокальных партий) Моцарта и его современников. В то время, когда многие другие композиторы использовали фугальные приемы, его вокал часто был слоговым и гомофоническим, хотя, возможно, из-за того уважения, которое придавалось полифонии в церковной музыке, он часто предпринимал символические попытки создания имитационных текстур. Все его сонаты написаны в стиле да кьеза. Примечательно, что он никогда не писал вариаций на басовое остинато, популярную среди его современников форму. Трудно оценить влияние Вейвановского на других композиторов, но можно отметить, что в ряде произведений Бибер использовал мотивы и гармонические приемы, которые в остальном встречаются только в музыке Вейвановского. Знание Бибером музыки вполне может объяснить заимствование трубных мотивов, в частности, для нескольких сонат, появившихся после его отъезда в Зальцбург. Подробное сравнение музыки двух композиторов может выявить ряд других сходств. Некоторые работы Бибера сохранились только в копиях, сделанных Вейвановским.

Ноты сочинений Павла Йозефа Вейвановского на сайте библиотеки IMSLP