Вейвановский, Павел Йозеф
1633 - 1693

Назад

Vejvanovský, Pavel Josef

  • Дата рождения: около 1633 или 1639 г.
  • Место рождения: Гуквальды или Глучин
  • Дата смерти: похоронен 24 сентября 1693 г.
  • Место смерти: Кромержиж

Биография

Павел Йозеф Вейвановский был моравским композитором, трубачом и переписчиком нот. Он учился в иезуитском колледже в Опаве, где упоминается в реестре студентов с 1656 по 1660 год. В это время он познакомился с Генрихом Игнацем Францем фон Бибером и Филиппом Якобом Риттлером и начал сочинять. Письмо от 15 июня 1661 года фиксирует его назначение трубачом к администратору Э.Ф. Кастелле, который руководил деятельностью при дворе князя-епископа Оломоуца Леопольда Вильгельма. Он оставался в Кромержиже, и в 1664 году поступил на службу к новому князю-епископу Карлу Лихтенштейн-Кастелькорно в качестве главного трубача и капельмейстера; его обязанности также включали переписку нот. Он владел собственной ценной нотной коллекцией и в основном отвечал за формирование знаменитой коллекции, принадлежавшей епископу. Похоже, он находился в очень близких личных отношениях со своим покровителем и был одним из самых высокооплачиваемых придворных слуг. Он также, по-видимому, был руководителем хора в коллегиатской церкви Святого Маврикия, где многие его произведения исполнялись в течение его 32 лет в Кромержиже. Запись о его погребении гласит, что на момент смерти ему было "около 60 лет".

Творчество

Все сохранившиеся произведения Вейвановского находятся в Кромержиже. Из 137 произведений, отмеченных в нотной описи 1695 года, 127 являются законченными или в набросках; также существует множество произведений сомнительного авторства. Поскольку он играл на трубе, неудивительно, что он широко ее использовал. Как в вокальной, так и в инструментальной музыке он писал для труб и тромбонов технически более совершенным образом, чем большинство его современников. Исключением среди них был Иоганн Генрих Шмельцер, с которым Вейвановский был знаком и у которого, возможно, какое-то время учился, поскольку его музыка показывает многие черты школы Шмельцера и других композиторов, связанных с двором императора Леопольда I в Вене. В своей музыке для трубы он иногда требовал использования "короткой трубы" (tromba brevis), которая была настроена на тон выше обычной трубы. В "Мессе взывающих" (1683) содержится указание: "две клариновые трубы могут быть добавлены по желанию, но они должны быть на тон выше". В связи с информацией из современных немецких и итальянских источников, эти спецификации, несомненно, можно интерпретировать как отсылки к разновидности трубы меньшего размера, известной как tromba piccola или tromba gallica, которая была настроена в ре, а не в до (обычная настройка для военных труб). Одним из самых исключительных образцов его письма для трубы является церковная соната для соло трубы, струнных и бассо континуо, которая содержит указание "Be mollis", намекающее на необычную для трубы тональность. Как и в ряде других случаев, Вейвановский искусно использовал здесь пониженный 7-й обертон натуральной трубы и несколько негармонических звуков, чтобы писать для инструмента в соль миноре, а не в более обычной тональности до мажора. Во многих его произведениях можно обнаружить влияние старых модальных музыкальных сочинений, включая мелодию австрийской рождественской песни "Возлюбленный Иосиф, мой Иосиф", которую когда-то считали чешской народной песней.

Многочисленные обработки мессы Вейвановского для различных сочетаний голосов и инструментов представляют собой интересный, если не важный шаг в эволюции месс от контрапунктически-имитационных произведений раннего барокко к более гомофонным (по крайней мере, что касается вокальных партий) мессам Моцарта и его современников. В то время, когда многие другие композиторы использовали фугированные приемы, его вокальное письмо часто силлабично и гомофонно, хотя, возможно, из-за уважения к полифонии в церковной музыке, он часто делал формальные попытки писать имитационные фактуры. Все его сонаты относятся к типу da chiesa. Примечательно, что он никогда не писал вариаций на остинатный бас, форму, популярную среди его современников.

Трудно оценить влияние Вейвановского на других композиторов, но можно отметить, что в ряде произведений Бибер использовал мотивы и гармонические приемы, в остальном встречающиеся только в музыке Вейвановского. Знакомство Бибера с его музыкой вполне может объяснить заимствование трубных мотивов в частности для нескольких сонат, которые появились после его отъезда в Зальцбург. Детальное сравнение музыки двух композиторов может выявить ряд других сходств. Несколько произведений Бибера сохранились только в копиях, сделанных Вейвановским.

Произведения

Все рукописи хранятся в Архиве Кромержижа; список содержит только полные сохранившиеся произведения

Мессы:

  • "Краткая месса" ("Missa brevis") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 труб ad libitum, 3 тромбонов ad libitum и бассо континуо (1664)
  • "Месса Посещения Пресвятой Богородицы" ("Missa visitationis BVM") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо (1665)
  • "Месса Спасителя" ("Missa salvatoris") для 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов, 2 труб, 3 тромбонов ad libitum и бассо континуо (орган) (1677)
  • "Цветущая месса" ("Missa florida") для 5 голосов, 2 скрипок, 3 альтов, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо (орган) (1678)
  • "Месса благочестия" ("Missa bonae spei") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо (орган) (1679)
  • "Месса здравья" ("Missa bonae valetudinis") для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб, 3 тромбонов ad libitum и бассо континуо (орган) (1681)
  • "Месса" для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1682)
  • "Воинственная месса" ("Missa martialis") для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб и 3 тромбонов (1682)
  • "Месса убежища" ("Missa refugii") для 5 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо (орган) (1682)
  • "Месса Святого Иосифа" ("Missa S Josephi") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1682)
  • "Месса взывающих" ("Missa clamantium") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 кларино ad libitum и органа (1683)
  • "Месса милосердия" ("Missa misericordiae") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1689)
  • "Месса верности" ("Missa fidelitatis") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб, 3 тромбонов ad libitum и бассо континуо (орган)
  • "Месса Просите" ("Missa 'Rogate'") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и бассо континуо
  • "Реквием" ("Requiem") для 4 голосов, 3 альтов и органа

Оффертории и мотеты:

  • "Приидите, херувимы, придите, серафимы" ("Adeste cherubim, venite seraphim") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Радуйся, мученик, обагренный багрянцей" ("Ave martyr purpurate") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 3 альтов и органа (после 1672)
  • "Радуйся, пресвятейшее тело искупителя нашего" ("Ave sanctissimum redemptoris nostris corpus") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, виолы, 3 тромбонов и органа (1687)
  • "Благословите, народы" ("Benedicite gentes") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1687)
  • "Возрадуйтесь со мною" ("Congaudete mecum") для 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов и органа (1677)
  • "Когда окончил Соломон" ("Cum complesset Salomon") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Будьте тверды в битве" ("Estote fortes in bello") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Да восстанет Бог, и да рассеются" ("Exurgat Deus et dissipentur") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб, 3 тромбонов и органа (1687)
  • "В исповедании хвалы" ("In confessione laudis") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб и органа (ок. 1675)
  • "В полночный час" ("Media nocte clamor") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Лекарство от чумы" ("Medicamen contra pestem") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 3 тромбонов и бассо континуо (орган) (1679)
  • "О, царь славы" ("O rex gloriae") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Пастухи, внемлите" ("Pastores eja") для 6 голосов, 2 скрипок, 4 альтов, виолы и органа (1671)
  • "Как ярчайшая звезда" ("Quasi sidus lucidissimum") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Звезда небесная истребила" ("Stella caeli extirpavit") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, виолы, тромбона и органа (1679)
  • "Пронзи, о сладчайший" ("Transfige, o dulcissime") для сопрано, 2 скрипок, 2 тромбонов, альта и органа (1656) - сомнительно
  • "Доколе возносятся" ("Usquequo exaltabuntur") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 3 тромбонов и органа (1683)
  • "Доколе грешники" ("Usquequo peccatores") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Виждь, Господи, смирение" ("Vide, Domine, afflictionem") для 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1685)
  • "Видел я Господа, сидящего" ("Vidi Dominum sedentem") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов, 3 тромбонов и органа (1677)

Вечерни, литании, антифоны:

  • "Краткие вечерни" ("Vesperae breves") для 4 голосов и органа (1677)
  • "Вечерня исповедника" ("Vesperae de confessore") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов ad libitum, 3 тромбонов ad libitum, виолы и бассо континуо (орган) (ок. 1680)
  • "Вечерня субботняя" ("Vesperae de sabbatho") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, виолы и органа (1689)
  • "Воскресные вечерни и вечерни исповедника" ("Vesperae dominicales et de confessore") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов и органа (1692)
  • "Лоретанские литании" ("Litaniae laurentanae") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 3 тромбонов ad libitum и органа (1668)
  • "Лоретанские литании" для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 2 скрипок, 2 альтов, 2 труб и органа (1674)
  • "Лоретанские литании" для 4 солирующих голосов, 4 голосов, 4 альтов, 3 тромбонов, виолы и органа (1674)
  • "Краткие простые литании Пресвятой Богородицы" ("Litaniae BVM breves simplices") для 4 солирующих голосов, 4 голосов, виолы и органа (1675)
  • "Лоретанские литании" для 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов, 2 труб, 3 тромбонов и органа (1680)
  • "Лоретанские литании" для 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов, 3 тромбонов и органа (1680)
  • "Лоретанские литании" для 4 голосов, 2 скрипок, 3 альтов и органа (1681)
  • 2 песнопения "Царица небесная" ("Regina coeli") для 2 голосов и инструментов (1678)
  • Несколько песнопений "Спаси, Царица" ("Salve regina") для различных составов (1665, 1666, 1671, 1681)

Инструментальная музыка:

  • Сонаты:
  • "Соната си-бемоль минор" ("Sonata a 4 Be mollis") для трубы, скрипки, 2 альтов и бассо континуо
  • "Соната радости" ("Sonata laetitiae") для 2 скрипок, 3 альтов (1666)
  • "Рождественская соната" ("Sonata natalis") для 2 скрипок, 4 альтов, 2 труб и бассо континуо (1674)
  • "Пасхальная соната" ("Sonata paschalis") для 2 скрипок, 2 альтов и бассо континуо (1666)
  • "Соната Святого Маврикия" ("Sonata S Mauritii") для 2 скрипок, 2 труб, 3 альтов, 3 тромбонов ad libitum (1666)
  • "Соната Святых Петра и Павла" ("Sonata S Petri et Pauli") для трубы, 3 тромбонов, скрипки, 3 альтов
  • "Соната Святого Духа" ("Sonata sancti Spiritus") для 2 скрипок, 3 альтов (1666)
  • "Почтовая соната" ("Sonata la posta") для 3 скрипок, 3 тромбонов (1667)
  • "Соната трех четвертей" ("Sonata tribus quadrantibus") для скрипки, трубы, тромбона и бассо континуо (ок. 1667)
  • "Охотничья соната" ("Sonata venatoria") для скрипки, 2 альтов, 2 труб и бассо континуо (1684)
  • "Вечерняя соната" ("Sonata vespertina") для 2 скрипок, 2 труб, 3 тромбонов и бассо континуо (1665)
  • Многочисленные безымянные сонаты для различных составов (от 4 до 10 инструментов)
  • Баллеты, серенады, интрады:
  • "Баллеты" для скрипки, 2 альтов, трубы, 2 тромбонов и клавесина (ок. 1670) - сомнительно
  • "Баллеты для картины" ("Balletti pro tabula") для 2 скрипок, 2 альтов, виолы и органа (1670)
  • "Карнавальные баллеты" ("Balletti per il carnuale") для скрипки, 2 альтов, виолы, 2 труб, 3 пиффаро и клавесина (1688)
  • "Интрада с другими ариями" ("Intrada con altre ariae") для скрипки, 2 альтов, виолы, 3 пиффаро, фагота, 2 труб и органа (1679)
  • "Интрада" для скрипки, 2 альтов, виолы, 2 труб и клавесина (1683)
  • "Офферторий на 2 хора" ("Offertur ad 2 choros") для 2 скрипок, 6 альтов и виолы/клавесина (1692)
  • "Серенада" для скрипки, 2 альтов, 2 труб и клавесина (1670)
  • "Серенада" для 2 скрипок, 2 альтов, 2 виол, 5 труб и литавр (1680)
  • "Вступление" ("Ingressus") для скрипки, 2 альтов, 2 труб и бассо континуо (до 1690)
  • "Серенада" для скрипки, 3 альтов, 5 труб, виолы/клавесина и литавр (1691)

Ноты сочинений Павла Йозефа Вейвановского на сайте библиотеки IMSLP