Ваньхаль, Иоганн Баптист
1739 - 1813
Назад
Vanhal, Johann Baptist
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Иоганн Баптист Ваньхаль был чешским композитором, скрипачом и учителем, работавшим в Австрии. Его нынешняя репутация основана главным образом на его симфониях, многочисленных опубликованных фортепианных пьесах и упоминаниях в трудах писателей. Он сам писал свое имя как Иоганн Баптист Ваньхаль; его венские современники и большинство ученых до Второй мировой войны использовали написание "Ваньхаль", но позднее в XX веке была ошибочно введена современная чешская форма "Ян Крштитель Ваньхал". Только один писатель, Богумир Длабач, имел обширный контакт с ним, установленный в 1795 году в Вене. Анонимный венский некролог, основанный в основном на местных слухах, является дополняющим, но несколько отличается от рассказа Длабача. Дополнительные наблюдения, основанные на мимолетных встречах в Вене, в основном были заимствованы у одного или другого из этих писателей или от Чарльза Берни, который посетил Ваньхаля 12 сентября 1772 года.
Хотя есть косвенные свидетельства, что предки его отца могли происходить из Нидерландов, обе семьи его родителей (Ваньхаль и Волешовский) жили в Чехии на протяжении нескольких поколений. Он был крепостным графа Шаффготша, в имениях которого жила его семья. В ранние годы в Неханице его обучали пению и игре на струнных и духовых инструментах; он также ездил в близлежащий город Маршерсдорф, чтобы изучать немецкий язык и другие предметы. Его любимый учитель, Антон Эрбан, научил его играть на органе, и в возрасте 13 лет он стал органистом в Опочне. Позже он стал регентом хора в Немычеве в районе Йичина, где Матиаш Новак обучал его быть виртуозным скрипачом и писать концерты.
В 1760–61 годах Ваньхаль переехал в Вену. Он прожил там до мая 1769 года, войдя в "самые представительные круги" и давая уроки игры на инструментах и пения; среди его учеников по фортепиано был Игнац Плейель. Его доход позволил ему выкупить себя из крепостной зависимости; по-видимому, он возвращался в Чехию только один раз, после смерти одного из своих родителей. В 1762–63 годах он, вероятно, получал некоторую помощь от Диттерсдорфа (тогда Карла Диттерса), который был членом оркестра императорского театра. Диттерсдорф позже называл Ваньхаля "моим учеником", но есть мало свидетельств его влияния на музыку Ваньхаля. Однако записи о выплатах позволяют предположить, что Диттерс помог, представив Ваньхаля музыкальной сцене в качестве скрипача. Также сообщалось о встрече в 1762 году с юным Моцартом. В этот период Ваньхаль утвердился как один из ведущих композиторов Вены, способствуя становлению "венского стиля". Он также установил контакт с парижским издателем Юберти, который выпустил его шесть "Симфоний для квартета" опус 1 в 1769 году. Барон И.В. Риш из Дрездена предложил финансировать музыкальное турне Ваньхаля в Италию, чтобы тот мог подготовиться к должности капельмейстера при дворе Риша в Дрездене. Добравшись до Италии в мае 1769 года, Ваньхаль провел около года в Венеции, а затем путешествовал по Болонье, Флоренции, Риму и другим городам. Он встретил многих видных композиторов, включая Гассмана (с которым вернулся в Вену) и Глюка. Две оперы, которые он, возможно, написал в Риме, — "Триумф Клелии" и "Демофонт", обе на тексты Метастазио, — не найдены.
После возвращения в Вену в сентябре 1771 года он отказался от должности капельмейстера в оркестре барона Риша. Часто высказываемое (но ошибочное) мнение, что его охватило изнурительное психическое заболевание, берет начало в заявлении Берни о том, что "небольшое расстройство [умственных] способностей" Ваньхаля привело к тому, что его сочинения стали "безвкусными и поверхностными". В течение последующего десятилетия Ваньхаль несколько раз навещал имение своего нового покровителя, графа Ладислава Эрдёди, в Вараждине (ныне в Хорватии), но его домом продолжала оставаться Вена. В ответ на меняющиеся музыкальные вкусы венской публики он прекратил сочинять симфонии в конце 1770-х годов, а струнные квартеты — несколькими годами позже, и начал использовать уникальные возможности, предоставляемые зарождавшейся венской нотопечатной промышленностью, чтобы контролировать характер и распространение своих произведений; венские издатели впоследствии выпустили более 270 изданий его музыки.
Первые из венских публикаций Ваньхаля (шесть дуэтов для скрипки опус 28, изданные "Артарией") появились в 1780 году. Зарубежные издатели, такие как Андре, "Хуммель" и английские фирмы, такие как "Джон Бланд" и "Роберт Бремнер", уже копировали его сочинения с более ранних французских публикаций. Теперь фокус сочинительства Ваньхаля сместился от знати больше к широкой публике и, все в большей степени, к церкви. Для первой он продолжал сочинять серьезную музыку, такую как концерты и семичастная кантата "Траурная песнь на смерть Иосифа Второго" — произведение замечательной интенсивности, изданное "Артарией" в 1790 году, но в основном он сосредоточился на музыке для клавира и с его участием, для которой он писал в самых разных жанрах. Большая часть церковной музыки Ваньхаля осталась неопубликованной, и о ее происхождении мало что известно, кроме названий церквей и монастырей, указанных на титульных листах. Он не был женат и не оставил наследников; когда он умер в квартире неподалеку от собора Святого Стефана, очевидно, он жил в скромных, но комфортных условиях.
Карьера Ваньхаля сильно зависела от его характера. Длабач, помимо описания приятных социальных качеств, которые позволили ему быстро войти в венские аристократические круги, называл его "ревностным христианином". Также можно заметить, что, хотя он был трудолюбивым, добросовестным, прагматичным и решительным, он не был лично честолюбив. Должно быть, он был прекрасным исполнителем, но, кроме того, что он был указан как первая скрипка в исполнении "Орфея" Глюка в 1763 году и что в 1784 году он играл (возможно, на виолончели) в квартете с Гайдном, Диттерсдорфом и Моцартом, о его способностях мало что известно. Он не состоял в родстве с гастролирующим виртуозом-флейтистом, известным как Ваньхаль.
Несмотря на появление в 1988 году нового тематического каталога, общее количество сочинений Ваньхаля можно оценить лишь приблизительно. Его самые ранние произведения, написанные в Чехии в течение двух десятилетий до приезда в Вену, утеряны. В Вене он обратил свое внимание на новые жанры симфонии и камерной музыки (особенно квартетов и трио). Из симфоний сохранилась только одна автографная партитура (для C28, атипичной одночастной "симфонии"), но есть достоверные свидетельства, что еще 76 приписываемых ему обычных симфоний, вероятно, можно считать подлинными, и их можно хронологически разделить на десять групп, которые раскрывают основные изменения в его стиле в период примерно с 1760 по 1780 год. 34 симфонии, написанные Ваньхалем до поездки в Италию, показывают эволюцию его концепции симфонии. Первые две, что нетипично, являются трехчастными увертюрами — активными, насыщенными и почти полностью в форте. Остальные имеют четыре части (обычно быстро–медленно–менуэт–быстро). Самые ранние работы демонстрируют свое барочное наследие в использовании фугированных и канонических частей и пассажей, медленной первой части типа французской увертюры, финалов, производных от танцев, фактуры кончерто гроссо и мотивного построения, основанного на начальной теме. В этот период Ваньхаль начал использовать минорные тональности и так называемый стиль "Бури и натиска"; он также все чаще использовал зарождающуюся сонатную форму (с различимыми разработками) и кантабильную тематику.
Невозможно оценить влияние пребывания Ваньхаля в Италии на его стиль. Но в симфониях, созданных после его возвращения, заметно меньше экспериментов. Для них характерны отчетливые части в сонатной форме с полномасштабными кантабильными темами, а начальный тематический материал может использоваться повторно как внутри одной части, так и в последующей. Некоторые написаны в минорных тональностях, хотя и не в характерном стиле "Бури и натиска". Стремление Ваньхаля расширить диапазон тембров заметно во многих мелких изменениях; наиболее ярким является его, по-видимому, новаторское использование трех, четырех и пяти валторн. По сравнению с самой ранней группой, все более поздние симфонии в целом длиннее, как и их первые, вторые и последние части. Большинство их финалов написаны в сонатной форме. В этих симфониях заметно базовое замедление темпов как медленных, так и быстрых частей.
Аналогичные структурные изменения обнаруживаются в других инструментальных произведениях Ваньхаля того же периода, таких как струнные квартеты и концерты. Исследование Д.У. Джонса (1978) 53 "аутентичных" струнных квартетов (из 94, которые Вайнман (1988) приписал Ваньхалю) также указывает на важные отличия от симфоний, особенно в трактовке первой скрипки, которая рассматривается как виртуозный солирующий инструмент. Другие необычные черты включают финал в фугированном стиле в квартете C9, одном из его последних квартетов, и выписанные каденции для всех четырех инструментов в десяти других. Обычный порядок частей (быстро–менуэт–медленно–быстро) также отличается от симфонического. Джонс указывает, что Ваньхаль уступает по количеству сочиненных квартетов только Гайдну, и описывает его как выдающуюся фигуру в эволюции виртуозных струнных квартетов начала XIX века.
Все 72 клавирные сонаты, рассмотренные в исследовании М. Дэвица (1933), были сочинены около 1783 года или позже, то есть после симфоний. Большинство из них — в трех частях (некоторые с медленными вступлениями); первые части в сонатной форме имеют четко контрастирующие темы (которые гармонически обыгрываются в разработках) и полные репризы. Финалы в основном представляют собой стилизованные танцы, такие как рондо, но девять написаны в сонатной форме. Девиц подчеркивает, что каприччо, со своими свободными формами, виртуозными элементами и романтическими чертами, составляют важную группу сонатных композиций Ваньхаля и указывают путь к лирическим и романтическим фортепианным пьесам XIX века. Они были хорошо приняты публикой как в Вене, так и за границей. Как и многие другие клавирные пьесы, хотя Ваньхаль критиковался несколькими северогерманскими писателями, особенно Гербером, за сочинение программных пьес.
Из проведенных на сегодняшний день исследований ясно, что Ваньхаль был одним из лучших композиторов своего времени — новаторским, изобретательным и оригинальным. Он также был влиятельным, но степень этого влияния трудно оценить. Гайдн, предположительно, был знаком с десятью симфониями Ваньхаля, хранящимися в коллекции Эстерхази (H-Bn), но большее сходство наблюдается между стилем Ваньхаля и Моцарта. Для точной оценки роли Ваньхаля необходимы сравнения с другими современными ему композиторами. Тем не менее, он, несомненно, внес значительный вклад в европейскую музыку, а его опубликованная музыка, изданная многими издателями, стимулировала публику и всю отрасль. Его карьера, которая привела его от крепостной зависимости к комфортной независимости, отражает влияние императора Иосифа II и демократических принципов, которые он исповедовал, на венское общество. Музыка Ваньхаля, в свою очередь, способствовала развитию венского музыкального стиля.
Предварительный список; категории и нумерация приведены по Вайнману (1988), если не указано иное.
I. Симфонии
II. Концерты
III. Дивертисменты, кассации, партиты
IV. Квинтеты и секстеты для струнных и духовых
V. Квартеты
VI. Трио
VII. Дуэты
VIII. Квинтеты с клавиром
IX. Квартеты с клавиром
X. Трио с клавиром
XI. Сочинения для клавира со скрипкой (или альтом, флейтой и т.д.) и виолончели
XII. Музыка для фортепиано в четыре руки
XIII. Сочинения для клавира соло (сонаты, сонатины, каприччио)
XIV. Прочие сочинения для клавира соло
XV. Вариации для клавира соло
XVI. Органные и педагогические сочинения
XVII. Случайные сочинения
XVIII. Танцевальная музыка
XIX. Мессы
XX. Малые церковные сочинения
XXI. Оперы
Ноты сочинений Иоганна Баптиста Ваньхаля на сайте библиотеки IMSLP