Ванхал, Иоганн Баптист
1739 - 1813

Назад

Иоганн Баптист Ванхал (Johann Baptist Vanhal) - Чешский композитор, скрипач и педагог, активно работавший в Австрии

Родился 12 мая 1739 года, Градец-Кралове, Богемия, ныне Нечанице - умер 20 августа 1813 года, Вена. 

Его нынешняя репутация основана главным образом на его симфониях, многочисленных опубликованных клавишных произведениях и комментариях авторов. Сам он писал свое имя как Иоганн Баптист Ванхал; его венские современники и большинство ученых до Второй мировой войны использовали написание Ванхалом, но позже, в 20 веке, была ошибочно введена современная чешская форма - Ян Кржитель Ванхал. Только один писатель, Богумир Длабач, поддерживает с ним обширные контакты, приобретенные в 1795 году в Вене. Анонимная венская некрология, основанная в основном на местных слухах, дополняет рассказ Длабача, но несколько отличается от него. Дополнительные наблюдения, основанные на мимолетных контактах в Вене, были в основном получены от того или иного из этих авторов или от Чарльза Берни, посетившего Ванхала 12 сентября 1772 года.

Хотя есть косвенные свидетельства того, что предки его отца, возможно, были родом из Нидерландов, обе семьи родителей Ванхала (Ванхал и Волешовски) на протяжении нескольких поколений жили в Чехии. Он был связан узами брака с графом Шаффготшем, в поместье которого жила его семья. В первые годы жизни в Нечанице он учился пению и игре на струнных и духовых инструментах; он также ездил в близлежащий город Маршердорф, где изучал немецкий и другие предметы. Его любимый учитель, Антон Эрбан, научил его играть на органе, и в возрасте 13 лет он стал органистом в Опочне (Opocžno). Позже он стал руководителем хора в Немчевесе (Nemyčeves) в провинции Йичин, где Матиас Новак обучил его игре на скрипке-виртуозе и написанию концертов. В 1760-61 годах Ванхал переехал в Вену. Он прожил там до мая 1769 года, вхож в "самые влиятельные круги" (DlabacžKL) и давал уроки игры на инструменте и пения; среди его учеников по игре на клавишных был Игнас Плейель. Его доход позволил ему выкупить себя из рабства; по-видимому, он вернулся в Богемию только один раз, после смерти одного из своих родителей. В 1762-1763 годах он, вероятно, получал некоторую помощь от Диттерсдорфа (в то время Карла Диттерса), который был членом оркестра императорского театра. Диттерсдорф позже назвал Ванхала "моим учеником", но существует мало свидетельств его влияния на музыку Ванхала. Однако, судя по платежным документам, Диттерс помог, представив Ванхала на музыкальной сцене в качестве скрипача. Также сообщается о его встрече в 1762 году с юным Моцартом. В этот период Ванхал зарекомендовал себя как один из ведущих композиторов Вены, внеся свой вклад в становление ‘венского стиля’. Он также установил контакт с парижским издателем Хьюберти, который в 1769 году выпустил его "Шесть симфоний", соч.1. Барон И.В. Риш из Дрездена предложил профинансировать музыкальное турне Ванхала по Италии, чтобы он мог подготовиться к тому, чтобы стать капельмейстером двора Риша в Дрездене. Прибыв в Италию в мае 1769 года, Ванхал провел около года в Венеции, затем посетил Болонью, Флоренцию, Рим и другие города. Он познакомился со многими выдающимися композиторами, в том числе с Гассманом (с которым он вернулся в Вену) и Глюком. Две оперы, которые он, возможно, написал в Риме, "Триумф Клелии" и "Демофонте", обе на тексты Метастазио, найдены не были. По возвращении в Вену в сентябре 1771 года он отказался от должности капельмейстера в оркестре барона Риша. Часто высказываемая (но ошибочная) идея о том, что он был поражен изнурительным психическим заболеванием, берет свое начало в заявлении Берни о том, что "небольшое расстройство способностей [Ванхала]" привело к тому, что его композиции стали "безвкусными и поверхностными’. В течение последующего десятилетия Ванхал несколько раз посещал поместье нового покровителя, графа Ладислава Эрдеди, в Вараждине (ныне в Хорватии), но его дом по-прежнему находился в Вене. В ответ на изменившиеся музыкальные вкусы венской публики в конце 1770-х годов он перестал сочинять симфонии, а несколько лет спустя - струнные квартеты и начал использовать уникальные возможности, предоставляемые зарождающейся венской музыкальной издательской индустрией, для контроля характера и распространения своих произведений; впоследствии венские издатели выпустили более 1000 произведений. 270 гравюр с его музыкой. Первое из венских изданий Ванхала ("Шесть скрипичных дуэтов", соч.28, издательство "Артария") появилось в 1780 году. Иностранные издатели, такие как André, the Hummels, и английские фирмы, такие как John Bland и Robert Bremner, уже скопировали его произведения из более ранних французских изданий. Теперь внимание Ванхала в его творчестве переключилось с дворянства на публику и, все чаще, на церковь. Для первого он продолжал сочинять серьезную музыку, такую как концерты и кантату из семи частей "Трауергесанг бей дем Тоде Иосифа де Цвайтена", удивительно насыщенное произведение, опубликованное издательством "Артария" в 1790 году, но в основном он сосредоточился на музыке для клавишных и с их участием, которой он написал множество. Большая часть церковной музыки Ванхала осталась неопубликованной, и о ее происхождении мало что известно, кроме названий церквей и монастырей, которые указаны на титульных листах. Он не был женат и не оставил наследников; когда он умер в квартире недалеко от дома Стефанов, было очевидно, что он жил в скромных, но комфортабельных условиях. На карьеру Ванхала сильно повлиял его характер. Длабач, в дополнение к рассказу о приятных социальных качествах, которые обеспечили ему быстрый доступ в венские аристократические круги, назвал его ‘ревностным христианином’. Можно также заметить, что, хотя он был трудолюбивым, добросовестным, прагматичным и решительным, лично он не отличался честолюбием. Должно быть, он был прекрасным исполнителем, но, кроме того, что в 1763 году он был упомянут в качестве первой скрипки в постановке оперы Глюка "Орфей", а в 1784 году он играл (возможно, на виолончели) в квартете с Гайдном, Диттерсдорфом и Моцартом, о его способностях мало что известно. Он не был родственником странствующего флейтиста-виртуоза, известного как Ванхал.

Несмотря на появление в 1988 году нового тематического каталога, общее количество композиций Ванхала можно оценить лишь приблизительно. Его самые ранние работы, написанные в Богемии за два десятилетия до его приезда в Вену, утрачены. В Вене он обратил свое внимание на новые жанры симфонической и камерной музыки (особенно квартеты и трио). Что касается симфоний, сохранился только один автограф (для C28, нетипичной "симфонии" в одной части, HR-Vu), но есть достоверные свидетельства того, что еще 76 обычных симфоний, приписываемых ему, вероятно, можно считать подлинными, и что их можно разделить хронологически на десять групп, которые раскройте основные изменения в его стиле за период примерно между 1760 и 1780 годами. 34 симфонии, которые Ванхал написал до поездки в Италию, свидетельствуют об эволюции его концепции симфонии. Первые две, в отличие от других, состоят из трех частей - увертюр – активных, насыщенных и почти полностью сильных. Остальные состоят из четырех частей (обычно быстро–медленно–менуэт–быстро). В самых ранних работах прослеживается наследие барокко в использовании фугальных и канонических движений и пассажей, медленной первой части французской увертюры, танцевальных финалов, текстур concerto grosso и мотивных построений, основанных на вступительной теме. В этот период Ванхал начал использовать минорные тональности и так называемый стиль штурма и драги; он также все чаще использовал зарождающуюся сонатную форму (с заметными разделами развития) и кантабильный тематический материал. Невозможно оценить влияние пребывания Ванхала в Италии на его стиль. Но в симфониях, которые он написал после возвращения, стало меньше экспериментов. В них представлены отдельные части сонатной формы с кантабильными темами в натуральную величину, а вступительный тематический материал может быть повторно использован как в одной части, так и в последующих. Некоторые из них написаны в минорной тональности, хотя и не в характерном для них стиле "Штурма и драки". Попытка Ванхала расширить диапазон тембров проявляется во множестве небольших изменений; наиболее впечатляющим является его, по-видимому, новаторское использование трех, четырех и пяти рожков. По сравнению с самой ранней группой, все поздние симфонии длиннее в целом, а также в первой, второй и последней частях. Большинство их финалов выполнены в сонатной форме. В этих симфониях заметно замедление темпа как в медленных, так и в быстрых частях. Аналогичные структурные изменения можно обнаружить и в других инструментальных произведениях Ванхала того же периода, таких как струнные квартеты и концерты. Исследование Д.У. Джонса (1978), в котором он изучил 53 "аутентичных" струнных квартета (из 94, которые Вайнманн (1988) приписал Ванхалу), также указывает на важные отличия от предыдущих. симфонии, особенно в исполнении первой скрипки, которая рассматривается как виртуозный сольный инструмент. Среди других необычных особенностей - финал C9, одного из его последних квартетов, в стиле фуга, а также написанные каденции для всех четырех инструментов в десяти других квартетах. Обычный порядок движений (быстрый–менуэт–медленный–быстрый) также отличается от того, что используется в симфониях. Джонс отмечает, что Ванхал занимает второе место после Гайдна по количеству сочиненных им квартетов, и описывает его как выдающуюся фигуру в эволюции виртуозных струнных квартетов начала 19-го века. Все 72 клавишные сонаты, рассмотренные в исследовании М. Девица (1933), были написаны примерно в 1783 году или позже, то есть после симфоний. Большинство из них состоят из трех частей (некоторые с медленными вступлениями); в первых частях сонатной формы четко контрастируют темы (которые гармонично отражены в разработках) и завершенные повторения. Финалы в основном представляют собой стилизованные танцы, такие как рондо, но девять из них выполнены в сонатной форме. Девиц подчеркивает, что "Капризы" с их свободными формами, виртуозными элементами и романтическими чертами составляют важную группу сочинений Ванхала сонатного типа и указывают на лирические и романтические фортепианные пьесы 19-го века. Они были хорошо приняты публикой как в Вене, так и за рубежом. То же самое можно сказать и о многих других клавишных произведениях, хотя несколько северонемецких писателей, особенно Гербер, критиковали Ванхала за то, что он сочинял программные пьесы. Из проведенных до сих пор исследований ясно, что Ванхал был одним из лучших композиторов своего времени – новаторским, с богатым воображением и оригинальным подходом. Он также оказал влияние, но насколько, оценить сложно. Предположительно, Гайдн был знаком с десятью симфониями Ванхала, хранящимися в собрании Эстерхази (H-Bn), но между стилем Ванхала и Моцарта больше сходства. Для точного представления о роли Ванхала необходимы сравнения с другими современными композиторами. Однако он, несомненно, внес значительный вклад в развитие музыки в Европе, и его опубликованные музыкальные произведения, выпущенные многими издательствами, стимулировали общественность и всю индустрию в целом. Его карьера, которая привела его от рабства к комфортной независимости, отражает влияние императора Иосифа II и демократических принципов, которые он отстаивал в венском обществе. Музыка Ванхала, в свою очередь, способствовала развитию венского музыкального стиля.

Ноты сочинений Иоганна Баптиста Ванхала на сайте библиотеки IMSLP