Ван Гельмонт, Шарль Жозеф (Кэрол Джозефус)
1715 - 1790

Назад

Шарль Жозеф (Кэрол Джозефус) Ван Гельмонт (Charles Joseph (Carol Josephus) Van Helmont) - Фламандский композитор, органист и музыкальный руководитель

Родился 19 марта 1715 года, Брюссель - умер 8 июня 1790 года, Брюссель.

Он учился пению в хоре у Петруса Геркулеса Брехи в коллегиальной церкви Сен-Мишель и Святая Гудула в Брюсселе, где в возрасте 18 лет сменил Жосса Бутми на посту титулярного органиста. В 1737 году он был назначен хормейстером Брюссельской капельмейстерской капеллы (приходской церкви Нотр-Дам-де-ла-Шапель) и называл себя "директором музыки королевской испанской капеллы’. Преждевременная смерть Дж. Фиокко в 1741 году позволил ему вернуться в Ste Gudule, на этот раз в качестве музыкального директора (zangmeester), должности, к которой он стремился с момента начала смертельной болезни Брехи в октябре 1736 года, но которая досталась Фиокко. В течение следующих 36 лет Ван Гельмонт жил со своей растущей семьей в хоралхейсе (мэрии), где он руководил музыкальным образованием и общим воспитанием хористов, часто сочинял песни для службы и занимался сохранением обширной музыкальной коллекции Сте Гудуле. В 1768 году он основал музыкальную ассоциацию, которая еженедельно давала публичные концерты; это было одно из первых обществ такого рода в Брюсселе. В 1777 году он ушел из Ste Gudule, передав свои обязанности своему сыну Адриану Жозефу. Большинство сочинений Ван Гельмонта являются священными; они составляют значительный корпус из примерно 525 рукописей фонда Штегудуле, которые в настоящее время хранятся в основном в библиотеке Брюссельской консерватории, а также дополнительные рукописи в Королевской библиотеке Альберта I. Его многочисленные мотеты (написанные между 1733 и 1769 годами) почти все предназначены для широкого круга читателей. хор из четырех (или более) партий и инструментов, выполненный в технике тутти–рипиено; некоторые из них предназначены для одного или двух сольных голосов, инструментов и континуо. Произведения, написанные до 1741 года, нуждаются лишь в ограниченном инструментальном дополнении, поскольку они предназначались для небольшого музыкального коллектива, в то время как в более поздних произведениях используются более существенные инструменты, включая поперечные флейты, гобои и кордебалеты в дополнение к обычным струнным и континуо. Многие сохранившиеся рукописи содержат множество частей и полных партитур, на некоторых из которых указана дата составления и конкретное литургическое использование. Масштабы деятельности Ван Гельмонта становятся известны только сейчас. Его недавно опубликованная 501-страничная рукопись "Вечерний псалом и конкурс официальных канонов" для четырех голосов, струнных и континуо, содержит многочисленные мотеты и другие религиозные произведения (в том числе три переложения "Те Деум" для четырех голосов и континуо других композиторов), которые молодой Ван Гельмонт представил в соответствии с канонами Святого Гудула в 2002 году. его попытка стать преемником Брехи. Обширные рубрики неоценимы для нашего понимания духовной музыки и литургической практики в Брюсселе XVIII века. Многие другие работы перечислены в описях XVIII века, хотя местонахождение этих рукописей неизвестно. Мотеты Ван Гельмонта разбиты на части и состоят из серии припевов, перемежающихся сольными и дуэтными фрагментами, ариями и сольными речитативами. В сольных ариях и дуэтах преобладает форма да капо. Тематически произведения сильно окрашены итальянским почерком с маньеристскими формулами: богато украшенные мелодии выстраиваются в предсказуемые гармонические последовательности, подкрепленные сложными ритмическими приемами. Мессы выдержаны в том же стиле. "Юдифь" (1756), оратория на латинский текст, представляет собой "священную историю", представляющую небольшой музыкальный интерес. Точно так же и три его "Симфонии" не отличаются особой оригинальностью по своей природе. Главное светское произведение Ван Гельмонта "Возвращение дезире" (1749) - это дивертисмент, написанный в ознаменование возвращения генерал-губернатора Габсбургов Шарля де Лотарингии в австрийские Нидерланды после французской оккупации. "Пьеса клавесина" (1737) состоит из двух сюит, в которых чувствуется влияние Рамо, а также самонадеянная яркость. Пьесы имеют выразительные названия во французском стиле, такие как "Ла кайя", "Сотеуз", "Меланхолия", "Парк", и в них используется как структура рондо, так и стилизованные танцевальные формы. Также очевидно знакомство с Генделем. Органные фуги - это короткие композиции, которые завершаются полноголосной каденцией, напоминающей ричеркар, или импровизационным завершением. По структуре они больше подходят для клавесина, чем для органа.

Ноты сочинений Шарля Жозефа (Кэрола Джозефуса) Ван Гельмонта на сайте библиотеки IMSLP