Ван Гельмонт, Шарль Жозеф
1715 - 1790

Назад

Van Helmont, Charles Joseph

  • Дата рождения: 19 марта 1715 г.
  • Место рождения: Брюссель
  • Дата смерти: 8 июня 1790 г.
  • Место смерти: Брюссель

Биография

Шарль Жозеф ван Гельмонт был фламандским композитором, органистом и дирижером. Он учился как хорист под руководством Петруса Геркулеса Брехи в коллегиальной церкви Святого Михаила и Святой Гудулы в Брюсселе, где в возрасте 18 лет сменил Йосса Бутми в должности титулярного органиста. В 1737 году он был назначен регентом хора в Церкви Богоматери на Капелле в Брюсселе и именовал себя "Директором музыки Испанской королевской капеллы". Безвременная кончина Джованни Энрико Фиокко в 1741 году позволила ему вернуться в церковь Святой Гудулы, на этот раз в качестве директора музыки, должности, к которой он стремился с начала смертельной болезни Брехи в октябре 1736 года, но которая тогда досталась Фиокко. В течение следующих 36 лет Ван Гельмонт жил со своей растущей семьей в хоровом доме, где руководил музыкальным и общим образованием хористов, часто сочинял для службы и взял на себя задачу сохранения обширной нотной библиотеки церкви Святой Гудулы. В 1768 году он основал музыкальное общество, которое давало еженедельные публичные концерты; это было одним из первых обществ такого рода в Брюсселе. В 1777 году он ушел из церкви Святой Гудулы, передав свои обязанности своему сыну Адриену Жозефу.

Творчество

Большинство сочинений Ван Гельмонта — духовные; они составляют значительную часть примерно 525 рукописей фонда Святой Гудулы, хранящихся в основном в библиотеке Брюссельской консерватории, с дополнительными рукописями в Королевской библиотеке Альберта I. Его многчисленные мотеты (написанные между 1733 и 1769 годами) почти все предназначены для хора в четыре (или более) голоса и инструменты, с техникой "тутти-рипиено"; некоторые — для одного или двух солирующих голосов, инструментов и бассо континуо. Сочинения, написанные до 1741 года, требуют лишь ограниченного инструментального состава, так как они предназначались для меньшего музыкального учреждения, в то время как более поздние работы используют более значительные силы, включая поперечные флейты, гобои и валторны в дополнение к обычным струнным и бассо континуо. Многие рукописи сохранились с несколькими наборами партий и полными партитурами, причем на некоторых проставлена дата сочинения и конкретное литургическое использование.

Масштабы наследия Ван Гельмонта только сейчас становятся известными. Его недавно ставшая доступной 501-страничная рукопись "Псалмы вечерни и повечерия для деканатских служб", для четырех голосов, струнных и бассо континуо, содержит многочисленные мотеты и разнообразные духовные пьесы (включая три песнопения "Тебя, Бога, хвалим" для четырех голосов и бассо континуо других композиторов), которые молодой Ван Гельмонт представил каноникам церкви Святой Гудулы в своей попытке сменить Брехи. Обильные ремарки бесценны для нашего понимания духовной музыки и литургической практики в Брюсселе XVIII века. Многие другие произведения значатся в описях XVIII века, хотя местонахождение этих рукописей неизвестно.

Мотеты Ван Гельмонта разделены на секции и состоят из серии хоров, перемежающихся сольными и дуэтными разделами, ариями и сольными речитативами. В сольных ариях и дуэтах преобладает форма да капо. Тематически произведения сильно окрашены итальянизирующим письмом с маньеристскими формулами: богато орнаментированные мелодии положены на предсказуемые гармонические последовательности, поддерживаемые сложными ритмическими приемами. Мессы выдержаны в том же стиле. "Юдифь" (1756), оратория на латинский текст, представляет собой "священную историю" незначительного музыкального интереса. Аналогично, его три "симфонии" не отличаются особой оригинальностью.

Главное светское сочинение Ван Гельмонта, "Желанное возвращение" (1749), — это дивертисмент, написанный в честь возвращения генерал-губернатора Габсбургов Карла Лотарингского в Австрийские Нидерланды после французской оккупации. "Пьесы для клавесина" (1737) состоят из двух сюит, демонстрирующих влияние Рамо, а также нарочитую броскость. Пьесы имеют характерные названия во французском стиле, такие как "Перепелка", "Прыгунья", "Мелодичная", "Парк", и используют как форму рондо, так и стилизованные танцевальные формы. Также очевидно знакомство с Генделем. Органные фуги — это краткие сочинения, которые завершаются каденционной структурой, подобной ричеркару, с полным голосоведением или с импровизационной виртуозной концовкой. По фактуре они больше подходят для клавесина, чем для органа.

Произведения

Духовная музыка:

  • Мессы (все для 4 голосов, струнных и basso continuo, если не указано иное):
  • "Заупокойная месса" (1739)
  • "Торжественная месса Святой Клары" (1739)
  • "Торжественная месса Пресвятой Троицы" (1741)
  • "Торжественная месса нового алтаря" (1743)
  • "Торжественная месса Святой Гудулы" (1745)
  • "Месса для двух хоров" (1746)
  • "Месса Возликуем" (1751)
  • "Пасторальная месса" (1756)
  • "Торжественная месса Святой Цецилии" (1769)
  • Месса Рождества
  • Охотничья месса
  • 65 мотетов (большинство для 4 голосов, инструментов и органа; некоторые для солирующих голосов)
  • Прочие сочинения:
  • Литании Пресвятой Богородицы (5 сборников, 1756–59)
  • Песнь Богородицы ("Величит душа Моя Господь") (3 песнопения)
  • Плач Иеремии (для Страстной недели)
  • "Стояла Мать Скорбящая" ("Stabat mater") (1759)
  • "Тело Христово" ("Tantum ergo") (несколько песнопений)
  • "Тебя, Бога, хвалим" ("Te Deum") (1748, неоконч.)
  • "Псалмы вечерни и повечерия для деканатских служб" (сборник, 1737)
  • "Юдифь" (оратория, 1756)

Светская музыка:

  • Новые арии для оперы "Гризелида" (1736)
  • "Желанное возвращение" (дивертисмент, 1749)
  • Увертюра для двух оркестров (1754)
  • 3 симфонии (1739, 1741)

Инструментальная музыка:

  • "Пьесы для клавесина" (2 сюиты, 1737)
  • 6 фуг для органа

Ноты сочинений Шарля Жозефа Ван Гельмонта на сайте библиотеки IMSLP