Вальс, Франсеск
1665 - 1747
Назад
Valls, Francesc
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франсеск Вальс был каталонским композитором и теоретиком музыки. В 1688 году он возглавил музыкальную деятельность в приходе Матаро. Позже в том же году его назначили капельмейстером собора в Жироне, а в начале 1696 года он занял аналогичную должность в церкви Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне. Когда Хуан Бартер ушел в отставку с поста капельмейстера собора Барселоны в декабре 1696 года, Вальса назначили его преемником: сначала заместителем, затем временно исполняющим обязанности и, наконец, 18 февраля 1709 года — полноправным капельмейстером. Согласно некоторым исследованиям, Вальс оставил этот пост к 1726 году, по другим данным — значительно позже, в 1741 году.
Франсеск Вальс был плодовитым композитором, чьи произведения сохранились в архивах по всей Испании. Однако наибольшую известность ему принесли споры вокруг его мессы "Лестница Аретино" и фундаментальный трактат "Гармоническая карта". Полемика вокруг мессы разгорелась из-за вступления второго сопрано на неподготовленной ноне на словах "помилуй нас" в разделе "Слава". Первым критика прозвучала от Грегорио Портеро, капельмейстера собора в Гранаде, в 1715 году. К нему присоединился Хоакин Мартинес де ла Рока, органист из Паленсии, утверждавший, что "музыка состоит из установленных принципов и общих правил; когда их нарушают, разрушается сама сущность музыки". Вальс защищал свою позицию, заявляя, что делает это "не столько ради собственной репутации, сколько ради свободы и чести искусства музыки". В дискуссию в письменной форме вступили более 50 испанских музыкантов, а к спору подключился даже Алессандро Скарлатти в Италии. Среди других вопросов, затронутых в полемике, были статус кварты как консонанса (Вальс утверждал, что она является таковым), использование си-бемоль в звукоряде от фа и проблемы передачи текста в музыке.
Трактат Вальса "Гармоническая карта", созданный в 1741–1742 годах, не публиковался при его жизни, но был широко известен в Испании в рукописной форме. Он содержит богатейший материал по модальной теории, гармонии и контрапункту, реализации генерал-баса, инструментовке, национальным стилям, жанрам и вопросам исполнительской практики. Трактат включает многочисленные нотные примеры, многие из которых представляют собой законченные музыкальные произведения.
Духовная музыка:
Светская музыка:
Теоретические труды:
Ноты сочинений Франсеска Вальса на сайте библиотеки IMSLP