Вальс, Франсеск
1665 - 1747

Назад

Valls, Francesc

Портрет композитора Франсеск Вальс

  • Дата рождения: около 1665 г.
  • Место рождения: предположительно Барселона
  • Дата смерти: 3 февраля 1747 г.
  • Место смерти: Барселона

Биография

Франсеск Вальс был каталонским композитором и теоретиком музыки. В 1688 году он возглавил музыкальную деятельность в приходе Матаро. Позже в том же году его назначили капельмейстером собора в Жироне, а в начале 1696 года он занял аналогичную должность в церкви Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне. Когда Хуан Бартер ушел в отставку с поста капельмейстера собора Барселоны в декабре 1696 года, Вальса назначили его преемником: сначала заместителем, затем временно исполняющим обязанности и, наконец, 18 февраля 1709 года — полноправным капельмейстером. Согласно некоторым исследованиям, Вальс оставил этот пост к 1726 году, по другим данным — значительно позже, в 1741 году.

Творчество

Франсеск Вальс был плодовитым композитором, чьи произведения сохранились в архивах по всей Испании. Однако наибольшую известность ему принесли споры вокруг его мессы "Лестница Аретино" и фундаментальный трактат "Гармоническая карта". Полемика вокруг мессы разгорелась из-за вступления второго сопрано на неподготовленной ноне на словах "помилуй нас" в разделе "Слава". Первым критика прозвучала от Грегорио Портеро, капельмейстера собора в Гранаде, в 1715 году. К нему присоединился Хоакин Мартинес де ла Рока, органист из Паленсии, утверждавший, что "музыка состоит из установленных принципов и общих правил; когда их нарушают, разрушается сама сущность музыки". Вальс защищал свою позицию, заявляя, что делает это "не столько ради собственной репутации, сколько ради свободы и чести искусства музыки". В дискуссию в письменной форме вступили более 50 испанских музыкантов, а к спору подключился даже Алессандро Скарлатти в Италии. Среди других вопросов, затронутых в полемике, были статус кварты как консонанса (Вальс утверждал, что она является таковым), использование си-бемоль в звукоряде от фа и проблемы передачи текста в музыке.

Трактат Вальса "Гармоническая карта", созданный в 1741–1742 годах, не публиковался при его жизни, но был широко известен в Испании в рукописной форме. Он содержит богатейший материал по модальной теории, гармонии и контрапункту, реализации генерал-баса, инструментовке, национальным стилям, жанрам и вопросам исполнительской практики. Трактат включает многочисленные нотные примеры, многие из которых представляют собой законченные музыкальные произведения.

Произведения

Духовная музыка:

  • 11 месс, включая:
  • "Заупокойная месса" ("Missa de difuntos") для 7, 8 и 10 голосов
  • "Королевская месса" ("Missa Regalis") для 5 голосов (1740)
  • "Месса Лестница Аретино" ("Missa Scala aretina") для 11 голосов (1702)
  • "Ты еси Петр" ("Missa Tu es Petrus") для 8 голосов
  • 9 песнопений "Песнь Богородицы" ("Величит душа Моя Господь") ("Magnificat") для 6-8 голосов
  • Мотеты и псалмы, включая:
  • "Блаженна уверовавшая" ("Beata quae credidisti")
  • "Блажен муж" ("Beatus vir")
  • "Сказал Господь" ("Dixit Dominus")
  • "Хвала Иерусалима" ("Lauda Jerusalem")
  • "Хвалите, отроки" ("Laudate pueri")
  • "Спаси, Царица" ("Salve regina")

Светская музыка:

  • Вильянсико (испанские песни-кантаты):
  • "Пусть люди поклоняются ухищрениям любви" ("Adoren los hombres finezas de amor")
  • "На пир, что Любовь сегодня уготовила" ("Al combite que Amor oy previene")
  • "Вослед за серафимами" ("Assy a los serafines")
  • Инструментальная музыка:
  • Около 70 фуг и канонов

Теоретические труды:

  • "Ответ лиценциата Франсиско Вальса... на критику дона Хоакина Мартинеса..." ("Respuesta del Licenciado Francisco Valls...") (Барселона, 1716)
  • "Практическая гармоническая карта: краткий свод главных правил музыки..." ("Mapa armónico práctico...") (рукопись)
  • "Искусство композиции" ("Arte de composición") (рукопись)

Ноты сочинений Франсеска Вальса на сайте библиотеки IMSLP