Валлотти, Франческо Антонио
1697 - 1780

Назад

Франческо Антонио Валлотти (Francesco Antonio Vallotti) - Итальянский композитор и теоретик

Родился 11 июня 1697 года, Верчелли, Пьемонт - умер 10 января 1780 года, Падуя. 

Падре Беккариа, настоятель францисканского монастыря Сан-Эусеби (кафедральный собор Верчелли), разрешил ему учиться у Дж.А. Биссоне, маэстро капеллы в кафедральном соборе. Его партитуры, датированные 1710 и 1712 годами, свидетельствуют о тщательном изучении композиции. Интерес к теологии и философии побудил его к дальнейшим занятиям; в возрасте 18 лет он посетил Шамбери, чтобы вступить в орден францисканцев, а затем провел год в Кресте (Дофине), где 16 декабря 1716 года принял постриг. По особому разрешению епископа Салуццо, учитывая его молодость, Валлотти был рукоположен в сан священника 7 июля 1720 года, после периода обучения в Кунео у философа Кастеллани старшего. В 1721 году Кастеллани поддержал его в публичных дебатах, возможно, в Милане, куда он отправился учиться у теолога Д.Ф. Донати; Донати переехал в Падую, и Валлотти последовал за ним, прибыв туда 6 ноября 1721 года. Принято считать, что Валлотти продолжил музыкальное образование в Падуе у Ф.А. Калегари, маэстро капеллы базилики Святого Антонио. 28 декабря 1722 года он был избран третьим органистом базилики, сменив Г.Л. Альбори, и вступил в должность в феврале следующего года. Там он смог изучить музыкальную теорию Калегари, на которой, как он позже признался, частично основывалась его собственная. Хотя изначально его преданность своим музыкальным обязанностям, возможно, и не превосходила преданности других студентов университета, которые иногда служили временными органистами или хористами, она, несомненно, возросла после того, как в октябре 1723 года он не смог получить высшее богословское образование. Во второй половине 1725 года он заменил Алессио Квадрио за четвертым органом в тех случаях, когда третий орган не требовался, а в конце 1727 года, когда падуанский композитор Г.А. Ринальди сменил Калегари на посту маэстро капеллы, Валлотти получил прибавку к жалованью (с 80 до 100 дукатов в год) за помощь оркестру. больной маэстро. Несколько сочинений этого времени, а также его теоретические работы – Валлотти позже утверждал, что его теоретическая система была разработана к 1728 году, – должно быть, рекомендовали его в качестве преемника Ринальди. Однако после смерти Ринальди (8 декабря 1729 года) кандидатура Валлотти была оспорена, но рекомендации Антонио Лотти, Антонио Биффи и Антонио Пачелли из Венеции побудили администрацию базилики назначить его маэстро (четырьмя голосами против трех) 21 февраля 1730 года. Он занимал эту должность в течение 50 лет с годовым окладом в 200 дукатов плюс 40 дукатов на нотную бумагу и переписчиков. Теперь Валлотти руководил хором из 16 певцов и знаменитым оркестром из 16 струнников, руководителем которого был Тартини, а первым виолончелистом - Вандини. Было также несколько духовых инструментов; хотя в партитурах Тартини их по необъяснимой причине не было, гобой, труба и, по крайней мере, два органа обычно имелись в наличии, и в музыке Валлотти они необходимы наряду с фаготом и валторной (последние два приберегались для больших застолий). При наборе новых музыкантов официально консультировались с Валлотти, а не с Тартини, и он дирижировал оркестром всякий раз, когда тот аккомпанировал хору. Любопытно, что в некоторых его литургических произведениях в инструментальных партиях отсутствовала мелодическая линия, если только (как предположил Тебальдини) Тартини или другой скрипач не импровизировал на фоне фигурного баса. Качество и численность оркестра постепенно снижались после пожара в базилике в 1749 году. Когда Берни услышал группу в 1770 году, он решил, что она не соответствует своей репутации, и пожаловался на громкий аккомпанемент органа. К началу 19-го века музыкальные силы еще больше ослабли, и преемники Валлотти Антонио Калегари и Мельчиорре Бальби сократили многие из его произведений для четырех голосов с оркестром до двухголосного мужского хора с органом. Помимо согласованного хорового стиля, Валлотти культивировал строгую контрапунктическую манеру, основанную на изучении произведений мастеров XVI века. Примерно между 1730 и 1760 годами он переписал многочисленные мессы Палестрины, вступления Костанцо Порта (1566) и другие произведения эпохи Возрождения (сейчас находятся в I-Pca). Его собственные антифоны и вступления с теноровым cantus firmus в длинных нотах представляют собой мастерский синтез ренессансных контрапунктических приемов и требований тональной гармонии. Его репутация контрапунктиста побудила других францисканцев, таких как Дж. Б. Мартини в Болонье, Джузеппе Паолуччи в Венеции и А.М. Белли в Ассизи, чтобы запросить партитуры для изучения и исполнения. Фридрих Великий заказал мессу и Te Deum для освящения собора Святой Хедвиги в Берлине в 1773 году, а несколько лет спустя Карл Теодор, курфюрст Пфальца, прислал Валлотти золотую медаль в память об исполнениях его музыки в Мангейме (о чем говорится в переписке с бывшим учеником Валлотти Дж. Дж. Фоглером в Берлине). 1776). Знакомство с контрапунктическим искусством Валлотти дошло до 19 века главным образом благодаря произведению Л.А. Саббатини "Траттато сопра ле фуге" (Венеция, 1802), в котором широко цитируются произведения Валлотти. Восхищение Верди Валлотти, вероятно, было вызвано этой книгой или "Тратто д'Гармония" Азиоли (Милан, 1813), в которой кратко цитировалась музыка Валлотти, но он был назван "величайшим из итальянских гармонистов". В 1896 году, когда Верди сочинял "Те Деум", он рассказал Бойто о своих юношеских исследованиях музыки Валлотти и написал Тебальдини в Падую с просьбой прислать экземпляр "Те деум" Валлотти. Значение Валлотти как теоретика еще не оценено по достоинству. За исключением первого тома его великого труда "Научная теория и практика", опубликованного незадолго до его смерти, его теоретические труды оставались малоизвестными. В 1783 году вторая, третья и четвертая книги этого трактата были доверены Дж. Б. Мартини, и, хотя Мартини написал предисловия к каждой из них и с энтузиазмом рекомендовал их к публикации, они были напечатаны только в 1950 году, когда были выпущены в свет в виде "Траттато делла Moderna musica". В дополнение к техническим описаниям интервалов, аккордов и других элементов музыки, Валлотти включил практические рекомендации по многочисленным музыкальным проблемам, в том числе элегантную систему неравномерной темперации для настройки клавишных инструментов (см. "Хорошо темперированный клавир"). В третьей книге Валлотти объясняет, что Ф.А. Калегари обнаружил взаимосвязь между положением корня и инверсиями аккордов, и что и он, и Валлотти применяли эти знания в своих композициях с середины 1720-х годов, хотя примерно до 1737 года они не знакомились с трактовкой инверсий Рамо в его "Трактате о гармонии" (1722). Идеи Валлотти по этому поводу обсуждаются Л.А. Саббатини в его "Тратто ди контрапунто" (I-Pca). Следует отметить, что Валлотти не во всем соглашался с Калегари, а также с Тартини в некоторых теоретических деталях. Трактат Валлотти не является упрощением "Траттато" Тартини 1754 года. Хотя опубликованная часть менее технична, чем у Тартини, рукописи с алгебраическими расчетами Валлотти в архиве Сан-Антонио (наряду с благодарностью за помощь со стороны аббата Суцци и Алессандро Барки, профессоров Падуанского университета) свидетельствуют о его математическом интересе, ничуть не уступающем интересу Тартини. Переписка Валлотти с графом Джордано Риккати ди Кастельфранко с 1734 по 1777 год глубоко затрагивает научные вопросы, связанные с музыкой. В письме от 22 ноября 1733 года к Дж. Дж. Фуксу Валлотти утверждал, что в "Градусах Парнаса" Фукса 1725 года следовало бы признать 12 ладов, использовавшихся Палестриной, Портой и другими, вместо того, чтобы утверждать, что их было всего шесть; он добавил, что 12 ладов древних были заменены двумя гаммами, первой из которых была гармония. мажор и минор (как он объяснил в трактате, который тогда писал). Помимо этого письма к Фуксу, переписка Валлотти включает в себя 74 письма к Дж. Б. Мартини (датированные 1734-79 годами до н.э.) и еще 63 папки с письмами, многие из которых ожидают изучения. Его подробные критические замечания, сделанные в 1760 и 1779 годах, когда он помогал отбирать мастеров для собора Святого Петронио в Болонье и Миланского собора, сохранились вместе с работами кандидатов (в Британской Колумбии, Bsf, Md). Частная коллекция писем, сочинений, теоретических работ и других документов Валлотти была передана на хранение в архив Арка дель Санто, руководящего органа Сан-Антонио, в мае 1791 года. Согласно указу от 16 декабря 1782 года, в базилике должна была быть установлена мраморная статуя Валлотти, но вместо этого в 1806 году его бюст был установлен рядом со статуей Тартини в полный рост в Прато-делла-Валле. В том же парке в 1881 году была установлена мемориальная доска в память о Валлотти. В базилике находятся два портрета, написанных маслом, один из которых воспроизведен здесь (см. иллюстрацию).

Ноты сочинений Франческо Антонио Валлотти на сайте библиотеки IMSLP