Валлотти, Франческо Антонио
1697 - 1780
Назад
Vallotti, Francesco Antonio
Информационный ресурс для любителей и исполнителей барочной музыки
Франческо Антонио Валлотти был итальянским композитором и теоретиком музыки. Благодаря отцу Беккарии, настоятелю францисканского монастыря Сант-Эузебио (собора в Верчелли), он получил возможность учиться у Джованни Антонио Биссоне, капельмейстера собора. Его партитуры, датированные 1710 и 1712 годами, демонстрируют основательную школу композиции. Интерес к теологии и философии привел его к дальнейшим занятиям; в возрасте 18 лет он отправился в Шамбери, чтобы вступить в орден францисканцев, а затем провел год в Кресте (Дофине), где принес обеты 16 декабря 1716 года. По специальному разрешению епископа Салуццо, ввиду его молодости, Валлотти был рукоположен в священники 7 июля 1720 года после периода учебы в Кунео у философа Старшего Кастеллани. В 1721 году Кастеллани выступил его поручителем на публичных диспутах, возможно, в Милане, куда он отправился учиться у теолога Джованни Франческо Донати; Донати переехал в Падую, и Валлотти последовал за ним, прибыв туда 6 ноября 1721 года.
Общепринято считать, что Валлотти продолжил музыкальные занятия в Падуе у Франческо Антонио Калегари, капельмейстера базилики Святого Антония. Он был избран третьим органистом базилики, сменив Джованни Лоренцо Альбори, 28 декабря 1722 года и вступил в должность в феврале следующего года. Там он мог изучать музыкальную теорию Калегари, на которой, как он позже признавал, частично основывалась его собственная. Хотя его преданность музыкальным обязанностям поначалу, возможно, не превышала таковую у других студентов университета, которые иногда служили временными органистами или певчими, она, несомненно, возросла после его неудачи в октябре 1723 года пройти отбор для углубленного изучения теологии. Во второй половине 1725 года он заменял Алессио Квадрио за четвертым органом на службах, не требующих участия третьего органиста, а в конце 1727 года, когда падуанский композитор Джованни Альберто Риналди сменил Калегари на посту капельмейстера, Валлотти получил увеличение жалования (с 80 до 100 дукатов в год) за помощь больному маэстро. Несколько сочинений того времени, а также его теоретическая работа — Валлотти позже утверждал, что его теоретическая система была разработана к 1728 году — должны были порекомендовать его в качестве преемника Риналди. Однако после смерти Риналди (8 декабря 1729 года) кандидатура Валлотти встретила возражения, но рекомендации от Антонио Лотти, Антонио Биффи и Антонио Пачелли в Венеции побудили администрацию базилики назначить его капельмейстером (четырьмя голосами против трех) 21 февраля 1730 года. Он занимал эту должность в течение 50 лет с годовым окладом в 200 дукатов плюс 40 дукатов на нотную бумагу и переписчиков.
Теперь Валлотти возглавил хор из 16 певцов и прославленный оркестр из 16 струнных, концертмейстером которого был Тартини, а первым виолончелистом — Вандини. В распоряжении также было несколько духовых инструменталистов; хотя, по необъяснимой причине, они отсутствуют в партитурах Тартини, гобой, труба и как минимум два органа обычно были доступны, и музыка Валлотти предусматривает их использование наряду с фаготом и валторной (два последних — только для больших праздников). Именно Валлотти, а не Тартини, официально консультировали при найме новых инструменталистов, и он дирижировал оркестром всякий раз, когда тот аккомпанировал хору. Любопытно, что в некоторых его литургических сочинениях инструментальные партии лишены мелодической линии, если только Тартини или другой скрипач не импровизировали партию поверх генерал-баса, как предполагал Тебальдини. Качество и численность оркестра постепенно снижались после пожара в базилике в 1749 году. Когда Берни услышал этот коллектив в 1770 году, он счел его хуже его репутации и жаловался на громкий аккомпанирующий орган. К началу XIX века музыкальные силы еще более ухудшились, и преемники Валлотти, Антонио Калегари и Мельхиорре Бальби, сократили многие его сочинения для четырех голосов и оркестра до двухголосного мужского хора с органом.
Наряду с концертным хоровым стилем, Валлотти культивировал строгий контрапунктический стиль, основанный на его изучении мастеров XVI века. Приблизительно между 1730 и 1760 годами он переписал многочисленные мессы Палестрины, интроиты Костанцо Порта (1566) и другие произведения эпохи Возрождения (ныне хранятся в Архиве базилики Святого Антония в Падуе). Его собственные антифоны и интроиты с теноровым кантус-фирмусом в длинных нотах представляют собой мастерский синтез ренессансных контрапунктических техник и требований тональной гармонии. Его репутация контрапунктиста побудила других францисканцев, таких как Джованни Баттиста Мартини в Болонье, Джузеппе Паолуччи в Венеции и Агостино Мария БЕЛЛИ в Ассизи, запрашивать партитуры для изучения и исполнения. Фридрих Великий заказал мессу и "Те Deum" для освящения собора Святой Ядвиги в Берлине в 1773 году, а несколькими годами позже курфюрст Пфальца Карл Теодор послал Валлотти золотую медаль в память об исполнениях его музыки в Мангейме (о чем сообщается в переписке с бывшим учеником Валлотти, Георгом Йозефом Фоглером, в 1776 году). Знание контрапунктического искусства Валлотти было передано XIX веку главным образом через "Трактат о фугах" Луиджи Антонио Саббатини (Венеция, 1802), который обильно цитировал сочинения Валлотти. Восхищение Верди Валлотти, вероятно, было вызвано этой книгой или "Трактатом о гармонии" Бонифацио Азиоли (Милан, 1813), который кратко цитировал музыку Валлотти, но называл его "величайшим из итальянских гармонистов". В 1896 году, когда Верди сочинял свой "Te Deum", он сообщал Бойто о своих юношеских занятиях музыкой Валлотти и написал Тебальдини в Падую с просьбой прислать копию "Te Deum" Валлотти.
Значение Валлотти как теоретика еще не получило полной оценки. За исключением первого тома его magnum opus "О теоретической и практической науке", опубликованного незадолго до его смерти, его теоретические труды остаются малоизвестными. В 1783 году вторая, третья и четвертая книги этого трактата были переданы Джованни Баттиста Мартини, и хотя Мартини написал предисловия к каждой и с энтузиазмом рекомендовал их к публикации, они не были напечатаны вплоть до 1950 года, когда вышли в неакадемическом издании под названием "Трактат о современной музыке". Помимо технических описаний интервалов, аккордов и других элементов музыки, Валлотти включил в него практические рекомендации по решению многочисленных музыкальных проблем, включая изящную систему неравной темперации для настройки клавишных инструментов.
В третьей книге Валлотти поясняет, что Франческо Антонио Калегари открыл взаимосвязь между основным положением и обращениями аккордов, и что оба они применяли эти знания в своих сочинениях с середины 1720-х годов, хотя узнали о трактовке обращений у Рамо в его "Трактате о гармонии" лишь около 1737 года. Идеи Валлотти на этот предмет обсуждаются Луиджи Антонио Саббатини в его "Трактате о контрапункте". Следует упомянуть, что Валлотти не соглашался с Калегари во всех вопросах, равно как и с Тартини в некоторых теоретических деталях. Трактат Валлотти не является упрощением "Трактата" Тартини 1754 года. В то время как опубликованная часть менее технична, чем у Тартини, рукописи с алгебраическими вычислениями Валлотти в архиве Базилики Святого Антония (наряду с его признанием в помощи аббата Судци и Алессандро Барка, профессоров Падуанского университета) указывают на математический интерес, ни в чем не уступающий интересу Тартини. Переписка Валлотти с графом Джордано Риккати ди Кастельфранко с 1734 по 1777 год глубоко исследует научные вопросы, связанные с музыкой.
В письме от 22 ноября 1733 года Иоганну Йозефу Фуксу Валлотти утверждал, что его "Ступень к Парнасу" 1725 года должен был признать 12 ладов, используемых Палестриной, Портой и другими, вместо утверждения о существовании лишь шести; он добавил, что 12 ладов древних были заменены двумя звукорядами — мажорным и минорным (как он объяснял в трактате, который тогда писал). Помимо этого письма Фуксу, переписка Валлотти включает 74 письма к Джованни Баттиста Мартини (датированные 1734–1779 годами) и еще 63 папки писем, многие из которых ждут изучения. Его подробные критические замечания, сделанные в 1760 и 1779 годах при участии в отборе капельмейстеров для Сан-Петронио в Болонье и собора в Милане, сохранились вместе с произведениями кандидатов.
Частная коллекция Валлотти, включающая письма, сочинения, теоретические труды и другие документы, была передана в архив Арка дель Санто, руководящего органа Базилики Святого Антония, в мае 1791 года. Мраморная статуя Валлотти должна была быть установлена в базилике согласно декрету от 16 декабря 1782 года, но вместо этого его бюст был помещен вместе с полноростовой статуей Тартини на Прато-делла-Валле в 1806 году. Мемориальная доска в честь Валлотти была добавлена в том же парке в 1881 году. Два портрета маслом находятся в базилике.
Духовная музыка
Мессы, части месс:
Заупокойные мессы (Реквием):
Прочая духовная музыка:
Светская музыка
Теоретические труды
Ноты сочинений Франческо Антонио Валлотти на сайте библиотеки IMSLP