Валлериус, Харальд
1646 - 1716

Назад

Vallerius, Harald

Портрет композитора Харальд Валлериус

  • Дата рождения: 25 декабря 1646 г.
  • Место рождения: Валлерстад, Эстергётланд
  • Дата смерти: 8 марта 1716 г.
  • Место смерти: Уппсала

Биография

Харальд Валлериус был шведским математиком, композитором, органистом и писателем о музыке. После окончания средней школы в Линчёпинге он поступил в Уппсальский университет, где был зачислен в 1666 году. Его разносторонние таланты и скромность вскоре привлекли внимание Улофа Рудбека, чьим лучшим учеником он стал. В 1675 году он был назначен директором музыки, а в 1676 году — органистом университета; он занимал обе должности до 1691 года. В 1679 году он получил степень магистра, в 1680 году был назначен преподавателем математики, а в 1690 году — профессором. Он вышел в отставку в 1711 году. Валлериус также периодически читал лекции о музыке, и в его доме регулярно проходили музыкальные мероприятия.

Творчество

Благодаря своим рукописным теоретическим трудам "Физико-музыкальная диспутация о звуке" (1674), "Физико-музыкальная диспутация о ладах" (1686) и "Диспутация о музыкальном такте" (1698) он положил начало традиции написания музыкальных диспутаций, которая продолжалась в первой половине следующего столетия. Сохранилось только одно сочинение Валлериуса — незамысловатый эпиталамий 1700 года. Остальная часть его музыки была уничтожена пожарами в его доме (1692) и в Уппсале (1702), но из письма Улофа Рудбека и надгробной речи Иоганна Упмарка-Розенадлера (1716) известно, что в нее входила "Ода-приветствие" (1675) для коронации Карла XI, траурная кантата (1686) и музыка для синода шведской церкви в Уппсале (1693). В музыкальном отношении Валлериус наиболее важен своей работой над шведским гимнологием (1697), который, по королевскому повелению, он редактировал вместе с Рудбеком. Точно не ясно, как они разделили работу между собой, но все свидетельства указывают на то, что Валлериус, должно быть, отвечал за большую ее часть. Поскольку некоторые мелодии не были найдены в других источниках, нельзя исключать возможность того, что редакторы написали эти конкретные мелодии сами.

Произведения

Сохранившиеся сочинения:

  • Эпиталамий ("Fägnesång") (1700)

Утерянные сочинения (известные по упоминаниям):

  • "Ода-приветствие" ("Ode acclamatoria") для коронации Карла XI (1675)
  • Траурная кантата (1686)
  • Музыка для синода шведской церкви в Уппсале (1693)

Теоретические труды:

  • "Физико-музыкальная диспутация о звуке" ("Disputatio physico-musica de sono") (1674)
  • "Физико-музыкальная диспутация о ладах" ("Disputatio physico-musica de modis") (1686)
  • "Диспутация о музыкальном такте" ("Disputatio de tactu musico") (1698)

Редакторская работа:

  • Шведский гимнологий (1697), совместно с Улофом Рудбеком